Аврора и Гоголь

Николай Васильевич Гоголь несомненно был знаком с Авророй Карловной.

Прежде всего, он мог видеть ее портрет кисти К.П. Брюллова, привезенный Демидовыми в Рим в 1839 г. Позднее этот портрет хранился в имении Сан-Донато близ Флоренции. Оказавшись зимой 1843–1844 гг. в Ницце вместе со своим земляком и приятелем, писателем графом В.А. Соллогубом, Гоголь мог услышать много впечатляющих рассказов о том, как блистала Аврора Шернваль-Демидова в светских салонах Петербурга, никогда не утрачивая при этом свою яркую индивидуальность. С определенной достоверностью можно утверждать, что писатель виделся с ней в Италии после 1846 г., когда она вышла замуж за Андрея Николаевича Карамзина — отставного полковника, эрудита и прекрасного собеседника, с детства знакомого с Пушкиным и его литературным окружением через своего отца, знаменитого русского историка Н. М. Карамзина.

Гоголь с Андреем Карамзиным впервые встретились еще в Петербурге, в дни премьеры «Ревизора», затем в 1836 г. проводили время на немецких курортах, а также в Париже, причем их сблизил тот день, когда они вместе узнали и пережили трагическую новость о гибели А.С. Пушкина. В марте 1837 г. Гоголь и Карамзин практически одновременно приехали в Рим, вместе отстояли пасхальную службу в посольской церкви, вместе затем разговлялись у атташе по культуре римской миссии П.И. Кривцова, гуляли по Риму, ездили на дачу Репниных во Фраскати.

Как утверждают финские исследователи, бывая во Флоренции, Аврора с сыном, еще до второго брака, а также потом вместе со своим вторым мужем Карамзиным, останавливалась на вилле Сан-Донато. Многочисленные гостевые комнаты располагались в правом крыле главного дворца, здесь находили приют почти все известные русские путешественники. Подтверждений о том, что среди них был и Гоголь, пока не имеется. Между тем к середине 40-х гг. интерес к Флоренции у Гоголя стал более целенаправленным, что, возможно, объясняется присутствием Карамзиных в Тоскане, с одной стороны, и возросшей свободой перемещений писателя, — с другой.

Павел Павлович Демидов (1839–1885), сын Павла Николаевича и Авроры Карловны Демидовых, на всю жизнь сохранил доброе отношение своих родителей, в том числе и отчима, к писателю. Будучи Киевским городским головой, он сделал пожертвования на возведение монумента Н. В. Гоголю в Нежине (1881 г.). Это был первый памятник писателю в России и в мире.

Памятник Н.В. Гоголю в Нежине