Дюма в России

Путешествие Александра Дюма по России в 1858-1859 гг. общеизвестно: Дюма посвятил ему 7 томов своих книг«Еп Russie» и «Le Caucase» и описал его с полнотой рассказчика, довольного своим сюжетом. Но и самому Дюма и всем его биографам остались неведомы те условия, в которых он, в действительности, совершал свое путешествие. Эти условия выясняются только теперь, когда архив III отделения — архив русской тайной полиции —стал достоянием исследователей.

Успех Дюма у русского читателя был велик и прочен. В тридцатых и сороковых годах переводы его романов и повестей не переставали появляться во всех журналах, без различия направлений, — в «Телескопе», «Библиотеке для Чтения», «Отечественных Записках» и др.

Литературное путешествие Дюма превратилось в путешествие по светским салонам Петербурга. Соприкосновения Дюма с литературным кругом столицы были редки и случайны. «У гр. Кушелева я присутствовал на свадьбе известного престидижитатора Юма, венчавшегося с сестрою жены графа, урожденной Кроль», — рассказывает Д.В. Григорович, — «шаферами со стороны Юма были присланные государем Александром II два флигель- адъютанта: граф А. Бобринский и граф А.К. Толстой, автор трагедии «Смерть Иоанна Грозного». На этой свадьбе я познакомился с А. Дюма… Он рад был встрече со мной и просил дать ему случай познакомиться с кем-нибудь из настоящих русских литераторов. Я назвал ему Панаева и Некрасова. Он радостно принял предложение к ним ехать».

Прочных литературных связей в России Дюма не завязал. Он поддержал свое старое знакомство с гр. Е.П. Ростопчиной, ставшей, как раз в это время, предметом нападок со стороны Н.П. Огарева, Н.А. Добролюбова и других представителей прогрессивных течений в русской литературе. Из новых же литературных знакомств существенной для Дюма оказалась только связь с Д. В. Григоровичем, который сам в конце 50-х гг. уже сходил с передовых позиций литературы, трактуемый Чернышевским, как представитель барской псевдоэстетической беллетристики, и вытесняемый из поля зрения широкого читателя Тургеневым, Гончаровым и Л. Толстым.