Вы сейчас просматриваете Аврора и Лев Толстой

Аврора и Лев Толстой

В рамках поездки в Тулу мы посетили усадьбу Льва Николаевича Толстого «Ясная поляна». В очередной раз мы задались вопросом, а существует ли связь между Львом Николаевичем и Авророй Карловной? Помните основную гипотезу нашего проекта – любое событие или любого героя XIX века можно связать с именем Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной?

И в этот раз наша гипотеза подтвердилась! И связь мы нашли не одну, а даже несколько!

1. Начнем с того, что в книге финского писателя Аапели Саарисало (1896-1986) Aurora Karamzin ja hänen aikansa (1972) есть такая информация: «Парижская революция заставила Аврору задуматься об обновлении порядков в обществе, и она вместе с мужем с интересом следила за подъемом сознания рабочих… Андре (Прим.: Андрей Николаевич Карамзин, второй муж Авроры) и Аврора много раз беседовали с Львом Толстым и обсуждали вопрос о возможности появления Божьего царства уже в этом мире». Т.е., по информации финского историка, Аврора и Лев Николаевич были знакомы лично. Произойти это могло в период 1848-1854 гг. К сожалению, других источников с подтверждением этого факта нами не обнаружено.

2. Вторая связь прослеживается через Александру Андреевну Толстую, фрейлину императорского двора, которая познакомилась со своим двоюродным племянником Львом Николаевичем Толстым весной 1857 г. в Швейцарии, где она была с «малым Двором» великой княгини Марии Николаевны. Одно из первых восторженных впечатлений об Александре Андреевне Толстой записал в дневнике, признаваясь, что готов был в нее влюбиться, если бы не разница в возрасте. Тогда и началась их многолетняя дружба, которая, по мнению самой Александры, «опровергала общепринятое фальшивое мнение насчет невозможности дружбы между мужчиной и женщиной». Александра была старше своего племянника на 11 лет. Но Толстой, уверяя, что для тетки она слишком молода, шутливо в письмах называл ее «бабушкой». Но для молодого Льва Толстого его «бабушка» стала настоящим другом и наставником. Лев Николаевич делился с Александрой Андреевной своими литературными замыслами, читал в ее семье свои произведения. А когда писатель заинтересовался судьбами декабристов и временем Николая I, просил содействия Александры Андреевны в получении нужных материалов.
Весной 1854 г. Андрей Николаевич Карамзин, муж Авроры, отправился на фронт. Сообщение о его гибели первой получила царская семья. Приходилось спешить, чтобы Аврора и сестры Андрея не узнали о его смерти из бюллетеня, который должен был появиться в газетах на следующее утро. Великая княгиня Мария Николаевна послала Александру Андреевну Толстую в город, чтобы сообщить семье об ужасном несчастье. Когда Толстая приехала, никого не было дома. Хозяева стали возвращаться около десяти часов вечера, веселые, без малейшего беспокойства, а бедная Александра должна была стать тем самым гонцом, который принес плохую весть…

3. Следующая связь прослеживается через Елима Павловича Демидова, старшего внука Авроры Карловны, который неоднократно говорил: «Бабушка заменила мне мать, а дядюшка – отца». Дядюшка – это никто иной, как Ю.С. Нечаев-Мальцов. Действительно, роль Юрия Степановича в воспитании и становлении Елима Павловича велика. Он привил племяннику любовь к природе, интерес к шахматам, помог определиться с выбором службы. Аврора Карловна в письмах к сыну часто сетовала, что «…Елим много времени проводит в Полибино, на попечении милейшего Юрия Степановича…». Кроме большого состояния, троюродный дядя после смерти оставил любимому племяннику Елиму всю недвижимость, в том числе и имение Полибино. Владельцы этой знаменитой усадьбы внесли свой вклад в русскую культуру, создали в своем доме первый музей истории Куликовской битвы. Елим Павлович знал, что в Полибино часто гостил и Лев Николаевич Толстой. Возможно, Елим даже встречал там великого писателя и рассказывал об этом бабушке….

4. И последнюю связь нам подсказала Елена Евгеньевна Двойникова, руководитель Музей Демидовых.
Семен Семенович Абамелек-Лазарев, муж Марии Павловны Демидовой, внучки Авроры Карловны, в письме от 4 февраля 1885 г. упоминает о «яснополянских фотографиях». Возможно, что он имеет в виду сделанные им снимки в Ясной Поляне в один из своих приездов к Толстому. Была ли с ним в этих поездках Мария Павловна нам не известно… Князь Абамелек-Лазарев был хорошо знаком с Л.Н. Толстым и часто бывал у него дома (имение Абамелека-Лазарева в Тульской губернии находилось рядом с Ясной Поляной). Сохранились две фотографии 1884-го и 1888-го гг. «Толстой в кругу семьи», сделанные лично Семеном Семеновичем Абамелеком-Лазаревым. Чету Абамелек связывала тесная дружба с Татьяной Сухотиной-Толстой, любимой дочерью Льва Николаевича. Великий писатель и один из самых богатых людей России часто беседовали о гуманизме и о том, как рационализировать труд рабочих на предприятиях князя в Пермском крае. Как вспоминала дочь писателя Татьяна Львовна: “От завтрака до вечера был князь Абамелек, армянского происхождения, миллионер владелец 980000 десятин земли и четырех чугунолитейных заводов в Пермской губернии. Красив, много путешествовал, состоит главным попечителем Лазаревского института восточных языков, племянник министра Делянова, премирован во французской академии”.

Вот так можно связать героев нашего проекта и великого русского писателя Л.Н. Толстого. Какие имена и судьбы!

Исследуйте, познавайте и удивляйтесь!