На заводах первых Демидовых работало и немало раскольников. Демидовские заводы были одним из центров старообрядчества. И впоследствии во всех бывших демидовских заводских поселениях и слободах на Урале и в Сибири большую часть населения составят старообрядцы, что найдет отражение в различных названиях и прозвищах: «старозаводские раскольники» из Невьянского завода; «висимцы-кокурочники» (прозвище раскольников Висимо-Шайтанского завода) и т.п.
Отношения Акинфия Демидова с раскольничьим миром занимают особое место в его судьбе, и здесь еще много невыясненных обстоятельств и нераскрытых тайн. Укрывательство беглых старообрядцев было во многих отношениях выгодно заводчику из чисто практических соображений. Но, по-видимому, и многие стороны вероучения и уклада жизни старообрядцев были по душе этому суровому заводчику. Во всяком случае, его отношение к делу как суровому труду и подвижничеству было во многом сродни строгим правилам и нормам жизнедеятельности старообрядческих общин. Исследователи приводят свидетельства о связях Акинфия со старообрядческими общинами и укрывательстве раскольничьих вожаков.
В 1735 г. Акинфий пошел на клятвопреступление, присягнув на Библии в Синоде, и опроверг подозрение, что скрывает в Невьянске раскольничьих вожаков. И только после смерти его Синод выяснил, что заводчик дал ложную клятву.