Итальянский ваятель Пьетро Каноника

Итальянский ваятель Пьетро Каноника (1869-1959) принадлежит к той группе талантливых итальянских мастеров, что внесла заметный вклад в художественное достояние России рубежа XIX-ХХ веков. 

Каноника исполняет многие статуи символического содержания, в соответствии с культурными вкусами эпохи. Об этом свидетельствуют сами названия его произведений: «Сон весны» (1890), «Пробуждение души» (1900), «Утренняя звезда» (1901), «Пропасть» (1912). Один из вариантов «Утренней звезды», композиции, представляющую пастушку c овечками, украшал, согласно итальянским данным, фонтан в усадьбе Нобеля на Выборгской Стороне. В настоящее время эта мраморная скульптура, с подписью автора и датою «1910», входит в состав собрания Музея-заповедника Павловска и помещена в парадном вестибюле его административного корпуса. Прежде пастушка украшала интерьеры Ленгорвоенкомата, т.е. бывший дом нидерландского консула (Английский пр., 8/10), откуда в 1963 г. и поступила в Музей Павловска.

Главным направлением его творчества, в итоге и запечатлевшим имя скульптора в памяти потомков, стал портретный жанр, воплощенный в блестящей серии бюстов и памятников. Быстрому успеху в этой области способствовал не только несомненный талант Каноники, но и его брак с фрейлиной Савойского Двора, Ольгой Сормони, открывший ему двери многих палаццо и особняков.

К тому же периоду относится и его первый «русский» портрет: бюст княгини Марии Павловны Абамелек-Лазаревой, урожденной Демидовой княжны Сан-Донато, внучки Авроры Карловны. Бюст княгини Абамелек-Лазаревой, изваянный Каноникой в 1904 г. в Риме, теперь находится во Дворце конгрессов города Стреза, где существует отдельный Зал Каноники.