Достоевский и Флоренция

Флоренция оказала особое влияние на Ф.М. Достоевского во время его пребывания в Италии. Писатель побывал во Флоренции дважды: впервые — в 1862 году с Н.Н. Страховым, второй раз — с женой Анной Григорьевной; он провел в этом городе 8 месяцев. В это время Флоренция уже получила статус столицы Итальянского королевства.

Для того, чтобы раскрыть субъективное представление писателя о «genius loci» души итальянских городов, так глубоко имплицитно отразившееся в тексте романа «Идиот», представляется важным изучить историю русского православного храма во Флоренции.

Центральное место в романе «Идиот», законченном во Флоренции, занимает рассказ князя, соотносимый с концептом «Италия», о прозрении им некоего подобия небесного рая за линией горизонта, «где небо с землею встречается», там, по словам князя, таится и разгадка всего, и начинается новая жизнь.

В этот период во Флоренции, тогда столице Италии, существовали две православные домовые церкви, устроенные в частных домах графа Бутурлина (1818) и горнопромышленников Демидовых (1822), а также походная церковь при дипломатической миссии в Палаццо Гвиччардини, напротив дома писателя.

Уместнее бы было, если бы Достоевский обратился к православному священнику, служившему при Русском консульстве (Русской миссии). Обращался ли на самом деле Федор Михайлович к католическому священнику, и если да, по какой причине — вопрос, определенного ответа на который дать невозможно из-за отсутствия архивных доказательств.