Вы сейчас просматриваете День в истории. Карл Росси

День в истории. Карл Росси

29 (18 по старому стилю) декабря отмечается день рождения Карла Росси – выдающегося архитектора, одного из создателей уникального облика Санкт-Петербурга.

Биографических сведений о Росси мало. Публицисты и мемуаристы того времени его почти не замечали. Единственным биографическим материалом долго служили архивные документы – рапорты, донесения, отчеты о работе и т.д. Президентская библиотека располагает оцифрованным делом «Тверской путевой дворец», где содержатся три плана этого здания, построенного архитектором, «Делом о выдаче привилегии на 10 лет венецианскому дворянину Росси на устройство им модели города Санкт-Петербурга» (1825) и др. документами.

В 1939 г. в свет вышла книга «Росси», в которой искусствовед Николай Вейнерт собрал по возможности все имеющиеся сведения о жизни и творчестве Карла Ивановича, непростых обстоятельствах его карьеры и судьбы. Книга хранится в фонде Президентской библиотеки и ознакомиться с ней можно в любом из читальных залов учреждения.

О первых годах жизни Карла Росси ничего не известно. Его мать была балетной танцовщицей, в 1785 г. «мадама Гертруда Росси» приехала в Петербург по приглашению в балетную труппу. В одном из послужных списков Росси помечен как «сын Домеников», но в России почти всех иностранцев традиционно называли Ивановичами, и Карл сжился с этим отчеством. В семье разговорным языком Росси был французский, по-русски он говорил и писал не вполне свободно.

Росси стал учеником архитектора и живописца Винченцо Бренны, прекрасного педагога, который воспитал в нём художественный вкус и привил навыки архитектора, не подавляя его индивидуальности. Службу в Адмиралтейском ведомстве Росси начинал в качестве помощника Бренны, но выполнял и самостоятельные небольшие проекты. Поездка за границу и учеба во Флорентийской академии расширили кругозор молодого архитектора и вызвали у него желание не только подражать классической древнеримской архитектуре, но и «оставить далеко позади себя все, что сделали европейцы нашей эры».

Росси готовил проект соединения Дворцовой и Галерной набережных, но он не угодил Александру I. Он работал в Кремлевской экспедиции по реставрации и постройке дворцовых зданий, по настоянию сестры императора Екатерины Павловны – на строительстве Тверского дворца.

По возвращении в Петербург за архитектором постепенно утверждалась слава талантливого строителя крупного масштаба. Ему поручались постройки Елагина дворца (1818–1822), Михайловского дворца (1819–1825), оформление Дворцовой площади (1820–1828), постройка Александринского театра и напротив него – двух корпусов, заканчивающихся площадью Ломоносова (1828–1832),

Последней большой работой Карла Росси стало проектирование зданий Сената и Синода.

С 1763 г. Правительствующий Сенат помещался на набережной реки Невы в доме, ранее принадлежавшем графу Бестужеву. К началу XIX века дом обветшал, и министерство юстиции постановило: «Дабы зданию Сената дать характер, соответствующий огромности площади, на которой оно находится, учредить для сочинения плана сему зданию между архитекторами конкурс».

В своем конкурсном проекте Росси «необыкновенно удачно использовал мысль о самостоятельности Сената и Синода, составляющих в то же время как бы одно целое и проектирует два одинаковых корпуса – один для Сената, другой для Синода. Эти два корпуса он искусно соединяет одной очень парадной и роскошной аркой, перекинутой над Галерной улицей», – писал искусствовед Игорь Грабарь в третьем томе своего фундаментального труда «История русского искусства» (1912).

Отделанный скульптурным убранством, вблизи комплекс зданий Сената и Синода кажется громоздким и пышным, но он находится на площади и рассчитан на восприятие с расстояния – только так можно оценить его величавость. Издали Галерная улица, обрамленная аркой, производит впечатление глубокой перспективы; она соединяет Сенатскую площадь с площадью Труда, создавая таким образом непрерывную цепь площадей от Марсова поля – через Дворцовую и Александровский сад, мимо Медного всадника – к площади Труда и Новому Адмиралтейству.

Такая стремительность и безграничность «движения» улиц и площадей, так же как свободное обращение с пространством и архитектурными массами – характерная черта гения Росси.

Сейчас в бывшем здании Сената располагается Конституционный суд Российской Федерации, а в здании Синода – Президентская библиотека.

У ее читателей есть возможность узнать больше о творении Росси, даже не выходя из дома. На портале библиотеки доступны документальные фильмы «Святейший Синод» и «Сенатская, 3», которые не только знакомят с историей здания, но и рассказывают о деятельности Президентской библиотеки – крупнейшего научно-образовательного и культурно-просветительского центра.

На первом этаже библиотеки посетителей встречает портрет архитектора, здесь же можно ознакомиться с проектом фасада зданий Святейшего Синода и Правительствующего Сената, утверждённым 5 июля 1832 г.

Пресс-служба Президентской библиотеки