Вы сейчас просматриваете Рождество в Москве

Рождество в Москве

Любой праздник в Москве, в том числе и Рождество с Крещением, начинался, как правило, с посещения церкви. Для этого москвичи вставали рано, часа в четыре утра, и шли к обедне. После службы все поздравляли друг друга с праздником и, воодушевленные, отправлялись домой.

С утра по всему городу разносился аромат пирогов. Пироги были обязательной частью рождественского стола и, пожалуй, самым московским праздничным блюдом. До революции к Рождеству пекли пироги с капустой, рыбой, мясом, курицей, индейкой, уткой и визигой. Делали это в семьях с любым достатком.

Во время обильных праздничных застолий в дворянских и купеческих домах можно было найти заливного поросенка, жареного гуся с яблоками и окорок холодной телятины. Во многих домах на все Святки ставились столы – их держали накрытыми для гостей. В меню – окорока, жареная индейка, рыба, сыр, икра, несколько сортов колбасы.

Главные новогодние фрукты – мандарины – появились в Москве в начале XIX века. Они стоили очень дорого: десяток – около трех рублей, когда за 15 в то время можно было купить корову. Мандарины стали доступнее в середине столетия, ведь появились морозоустойчивые сорта и их стали выращивать в ботанических садах Грузии и Абхазии.

Работать в Рождество и Крещение считалось грехом. Даже рукоделие в эти дни было под запретом, так же, как и походы в баню. Однако никто не был против визитов – в святочные дни их наносила друг другу вся Москва.

В отличие от Рождества Новый год долго считался тихим и домашним праздником. Приглашали родственников, молодежь гадала, а пожилые играли в карты. В 12 часов ночи заканчивался праздничный ужин, все поднимали тост и желали друг другу счастья в Новом году.

В 1890-х гг. появилась традиция праздновать начало года в ресторанах и первоклассных трактирах. Богатые фабриканты и заводчики полюбили только что построенный ресторан «Метрополь», в «Большом Московском» собирались биржевики, а в «Эрмитаже» – проживающие в Москве иностранцы. Шикарные праздники проводили и в «Яре». Федор Шаляпин так описывал встречу Нового года там: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные – во фраках».