В сентябре 1824 г., на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге столичной публике была представлена опера-водевиль «Кто брат? кто сестра? или Обман за обманом». Легкая, незамысловатая пьеска, безделица, не рассчитанная ни на взыскательного зрителя, ни на долгую славу. Музыку написал композитор Алексей Николаевич Верстовский, текст – Петр Андреевич Вяземский и Александр Сергеевич Грибоедов.
Блестящие, молодые (всем им меньше 30-ти), ироничные и талантливые авторы вдоволь развлеклись, сочиняя водевиль. Так, по признанию Вяземского, «двум девицам, участвующим в пьесе, дал я имена Антося и Лудвися, в честь двух варшавских сестер красавиц, которых можно было встретить на всех гуляниях…». Главная героиня чуть ли не половину действия пьесы расхаживает по сцене в «мужском платье, приделанных бакенбардах и сапогах со шпорами». Герой, убежденный женоненавистник, в полчаса очаровывается женой брата и «на коленях следует за ней по сцене». Сюжет пьесы стремительно разворачивался, сопровождаясь шутками, переодеваниями, ловкими обманами и задорным пением, исполняемым и соло, и дуэтом, и хором. В общем, авторы создали веселый и колоритный ералаш, – может, и не лучше, но уж во всяком случае, не хуже всего остального, что ставилось тогда на русской сцене в этом жанре.
Впрочем, повторимся — эта опера-водевиль ничуть не претендовала на статус шедевра. Вяземский называл оперетту «мало известным… случайным произведением» и «водевильной стряпней», а Грибоедов даже не счел нужным посетить премьеру, состоявшуюся несколькими месяцами ранее в Москве. Москвичам, кстати, «Кто брат? кто сестра?» совсем не понравились. Тем более, что представление вышло неудачным, актеры играли вяло, публика слушала их неохотно. А вот Санкт-Петербург оперетту заметил и оценил. 1 сентября состоялся бенефис комика Величкина, с успехом исполнившего роль почтмейстера, а 7 сентября спектакль был повторен, причем одну из ролей играл сам Василий Каратыгин. Критики оценивали пьесу неоднозначно, так некий Н. Д. писал в «Вестнике Европы»: «Mésalliance! Брак неравный! Господин Верстовский сочетал блестящую талантом, прекрасную, богатую и знатную музыку свою с водевилем, не имеющим ни качеств ее, ни преимуществ». Ему, впрочем, возражает сам Вяземский: «…имя Грибоедова ручается, что произведение его не было же лишено всякого дарования и вообще драматической сноровки. То же скажу, без уничижения и гордости, о куплетах своих…».
В самом деде, пьеска оказалась долговечной – пережившей не только авторов с их критиками, но даже и само здание Большого каменного театра в Санкт-Петербурге. Романсы из оперы-водевиля не переставали звучать и в модных салонах, и в концертных исполнениях. Не забылась и сама пьеса: в 90-х гг. ХХ века водевиль под названием «Обман за обманом» был показан Брестским театром драмы, в 1997 г. был записан радиоспектакль «Кто брат? кто сестра? или Обман за обманом», в 2005 г. пьеса шла на московской сцене театра «ГИТИС», часть спектакля была также показана в телепередаче «Театральные игры Романа Виктюка». Сцена из этой пьесы была разыграна и на парадной лестнице восстановленного дворца в Музее-усадьбе Грибоедова «Хмелита».
Автор текста — Варвара Сергеевна Фомичева, специалист тематических программ Мемориального Музея-Лицея и музея-дачи А. С. Пушкина.