Кушетка Рекамье

Сегодня в гостиной Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина стоит интересный предмет мягкой мебели, который не часто встречается в современном интерьере, но был популярен в первой половине XIX века. Это кушетка-рекамье, которая получила свое название по имени одной из самых знаменитых женщин того времени — Жюли Рекамье (1779-1849).

О мадам Рекамье говорила вся Европа от Англии до России. Ее литературный салон был центром интеллектуальной жизни Парижа на протяжении более чем 30 лет, куда стремились войти литераторы, художники, музыканты, политики Старого Света.

Хозяйка салона заказала свой портрет Жаку Луи Давиду, одному из самых значимых живописцев Франции, который впоследствии стал придворным художником императора Наполеона Бонапарта. Мастер приступил к работе в мае 1800 г., но из-за разногласий с мадам Рекамье, недовольной его медлительной работой, отказался дописывать картину. Несмотря на то, что портрет остался незавершенным, он все равно произвел настоящий фурор. 

На этом портрете светская львица изображена в непринужденной позе, полулежа на кушетке — так, по воспоминаниям современников, она принимала гостей своего салона. Кушетка выполнена в стиле ампир, который стал популярен в Европе после раскопок античных городов Геркуланума и Помпей. На обнаруженных там фресках были изображены многие предметы быта, в том числе кушетки-клинии, на которых древние римляне возлежали во время трапез и светских бесед. Именно клиния послужила прообразом для кушетки мадам Рекамье, правда, в несколько видоизменённом виде: изголовье стало выше и приобрело более плавную S-образную линию, появилась мягкая обивка. Кушетка быстро получила название в честь знаменитой законодательницы мод и стала одним из ярких образцов стиля ампир.

Оригинальный предмет мебели с картины Ж.Л. Давида сегодня хранится в доме-музее французского писателя Франсуа Рене де Шатобриана. В дальнейшем кушетка-рекамье приобретала различные модификации, но сохраняла свою главную отличительную черту — S-образную линию изголовья.

Кушетка подобного типа не случайно сегодня представлена в гостиной последней квартиры А.С. Пушкина на набережной Мойки, 12. Согласно воспоминаниям В. А. Жуковского, очевидца трагичных январских событий 1837 г., в этой комнате в последуэльные дни стояла «кушетка, на которой лежала ночью Н<аталья> Н<иколаевна>». Жена поэта «в совершенном изнурении» прислушивалась к каждому звуку, доносившемуся из кабинета, где находился смертельно раненный супруг.

Автор текста — Надежда Витальевна Носова, хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина.