Петербург неузнаваемый в акварелях Ф.Ф. Баганца

Акварели были сделаны в середине XIX века и показывают совершенно обыкновенный, непарадный Питер. Акварели художнику заказал С.С. Апраксин, с целью увековечить какие-то свои, личные, памятные места в Петербурге.

Рекомендум к прочтению книгу: Петербург неузнаваемый в акварелях Ф.Ф.Баганца. Издательство Крига, 2005. – 96 с.

Вот  некторые выдержки из вступления к книге: 

Акварельные рисунки незаслуженно забытого художника Ф.Ф. Баганца, выполненные в 1860-1862 гг., изображают не парадный Петербург, а обывательские районы северной столицы и привлекают внимание своей неповторимостью, оригинальностью. 28 рисунков из альбома С.С. Апраксина составляют самостоятельную серию, впервые публикуемую целиком и в цвете в данном издании. … Трудно сейчас установить все обстоятельства жизни Апраксина, связывавшего его с местами, запечатленным на акварелях, с хозяевами домов или их жильцами. Нельзя исключить предположение, что среди зарисованных домов есть и адреса мест, запомнившихся Апраксину молодежными забавами. 

Родился Федор Федорович (Фридрих Генрих) Баганц в 1834 г., в Петербурге, в семье часового мастера, приписанного к “цеховому окладу города Митавы”. В 16 лет, после учебы в Петершулле, поступил в Академию Художеств в класс исторической живописи профессора А.Т. Маркова. Представив в 1858 г. на студенческую выставку пейзаж, он получил серебряную медаль 2-го достоинства “за успехи и в поощрение”. Через два года на соискание большой серебряной медали и звания художника он выставил три пейзажа и по решению Совета Академии от 16 ноября 1860 г. “во внимание к хорошим познаниям в живописи пейзажной… удостоен звания свободного художника”. Это дало возможность выйти из цехового общества Митавы, куда Баганц был приписан по рождению.

Дальнейшая судьба Федора Федоровича связана с морем. По ходатайству художника Главного морского штаба А.П. Боголюбова в мае 1862 года Баганца назначили на корабль для плавания с кадетами и “для приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря”.

Время исполнения рисунков можно с уверенностью ограничить 1860-1862 гг. между окончанием Баганцем учебы в Академии и назначением на корабль.