Россия и Европа. Два мира

Царствование Николая I, – пишет известный историк конца XIX – начала ХХ века А.Е. Пресняков, – золотой век русского национализма”. И имеет полное на то основание, ибо в Николаевскую эпоху “Россия и Европа сознательно противопоставлялись друг другу, как два различных культурно-исторических мира, принципиально разных по основам их политического, религиозного, национального быта и характера”.

В начале 30-х годов обществу была представлена так называемая теория “официальной народности”. Ее создание традиционно связывают с именем министра народного просвещения С.С. Уварова, автора известной триады – “православие, самодержавие, народность”, которая и должна была стать “последним якорем спасения” от “революционной заразы”. Именно на этих понятиях, считал Уваров, нужно строить воспитание подрастающего поколения, подчинив им литературу, искусство, науку и просвещение. Николай I с удовлетворением воспринял идею Уварова и стал активно проводить ее в жизнь.

Николай I был искренне убежден: самодержавие, без которого нет подлинной власти, ему даровано свыше, и он делает все для его сохранения. Чтобы замедлить “умственное движение” в российском обществе, император прежде всего ограничивает возможность выезда россиян в “чужие края”. В апреле 1834 г. установлен срок пребывания за границей российских подданных: для дворян – пять лет, а для прочих сословий – три года. Через несколько лет значительно повышена пошлина при оформлении заграничных паспортов. Затем в 1844 г. вводится возрастной ценз – отныне лица моложе 25 лет не могут выехать за рубеж.