Вы сейчас просматриваете Выставка «Физионотрас в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина»

Выставка «Физионотрас в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина»

  • Автор записи:
  • Рубрика записи:Новости

17 марта в Литературной экспозиции «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество» на набережной Мойки, 12 открылась выставка «Физионотрас в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина».

На выставке представлено 17 портретов, выполненных в уникальной и популярной технике конца XVIII – начала XIX века, известных авторов Э. Кенедей и Э. Бушарди.

Очень интересен уникальный портрет В.А. Жуковского и А.И. Тургенева, который принято считать единственным двойным изображением, выполненным в этой технике.

В 1784 г. гравер, виолончелист королевской капеллы в Версале Жиль-Луи Кретьен изобрел рисовальную машину – физионотрас (от фр. physionomie — физиономия, облик, черты лица, trace — след, черта, линия), которая представляла собой конструкцию в рост человека из деревянных брусков, внутрь которой садилась модель. Внутри физионотраса был пантограф (механический прибор для копирования рисунков и чертежей в нужном масштабе, основанный на принципах подобия геометрических фигур) с видоискателем. Профиль модели выделялся на фоне экрана, а оператор-портретист, находившийся позади аппарата, брался за ручку пантографа и обводил черты клиента, которые наблюдались через визир. Другое плечо пантографа, где был закреплен карандаш, точно повторяло все движения оператора. Вся процедура занимала несколько минут. В итоге на листе бумаги, прикрепленной к планшету, появлялось почти точное изображение модели. Физионотрас давал рисунок в натуральную величину. Затем портрет можно было уменьшать либо увеличивать пантографом до требуемого размера. Обычно рисунок вписывался в круг или овал. По желанию заказчика по исходному рисунку делались клише на медных пластинах, с которых можно было делать многочисленные копии.

«То, что я хотел, вот оно перед моими глазами; это физионотрас, то очаровательное изобретение, которое предлагает любопытным самую разнообразную и многочисленную коллекцию портретов обоих полов. Я ассоциирую себя с ней, и в это время меня толкает толпа, оставляя синяки на моей спине», – произнес французский писатель и драматург Луи-Себастьян Мерсье, который во время уединенной прогулки под аркадами Пале-Рояля остановился перед витриной с физионотрасами.

Камерная выставка собрана на материале исключительно Всероссийского музея А.С. Пушкина и дополнена подробной презентацией, рассказывающей об особенностях техники, которую принято считать предтечей фотографии.