Русский паровоз

В 2023 г. исполняется 220 лет со дня рождения Мирона Ефимовича Черепанова, знаменитого механика, одного из изобретателей русского паровоза

Мирон Черепанов родился в 1803 г. в Выйском поселке Нижнего Тагила. Прадед его Петр Черепанов и дед Алексей Петрович были работниками Выйского завода, крепостными Демидовых.

Отец Ефим Алексеевич — знаменитый механик и изобретатель, наставник и сотрудник Мирона в общих делах, служил плотинным Выйского завода, главным механиком Нижнетагильских заводов. Мирон с ранних лет показал себя одаренным человеком, уже в 12-летнем возрасте «по причине высокой грамотности» был назначен писцом в контору Выйского завода. В 1819 г. он был назначен помощником главного механика Нижнетагильских заводов, своего отца, по строительной части, в 1825 г. плотинным мастером и, в конечном счете, после смерти Ефима в 1842 г. заменил его на посту главного механика.

Ефим и Мирон Черепановы сумели значительно усовершенствовать механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче железа и меди, золота, а также лесопилки и мукомольные мельницы.

Наиболее ярким аспектом работы Черепановых стали паровые машины, которые они пытались внедрить в промышленное производство. В 1833-1834 гг. они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 г. — второй, более мощный. Они построили чугунную железную дорогу от Меднорудянского рудника до Выйского завода. Дорога была открыта в августе 1834 г. и стала первой в России. За строительство железной дороги Мирон Черепанов в 1836 г. получил вольную (его отец Ефим получил ее ранее, в 1833 г., также за строительство паровых машин).

Несмотря на успешное выполнение технической части проекта, локомотивы Черепановых не нашли поддержки за пределами завода, и даже на нем впоследствии были заменены конной тягой. Вырубка лесов для заводских нужд обходилась достаточно дорого, поэтому использовать паровые машины, работающие на древесине, в таких условиях было затруднительно, а источников угля рядом не было. Нужно было время, чтобы одновременно сложилась целая структура: добыча каменного угля, его транспортировка, угольные паровые машины (паровозы) для транспортировки угля к угольным паровым машинам — двигателям заводов. Кроме того, обслуживание паровозов (как и в Англии) обходилось дороже содержания лошадей, и паровозы были рентабельны только при использовании их полной мощности — для крупных составов.

Мирон Черепанов умер в 1849 г., всего на 7 лет пережив своего отца. С его именем связаны самые известные инженерные достижения на Выйском и Нижнетагильском заводах Демидовых в первой половине XIX века.

Изобретения Мирона его отца намного опередили свое время и навсегда сохранили память о них как о выдающихся представителях русской технической мысли.

Чертеж Черепанова, 1834 г. Государственный архив Свердловской области