Вы сейчас просматриваете Модель Монферрана

Модель Монферрана

В Музее Академии художеств на экспозиции «Петербург в архитектурных моделях и чертежах» находится созданная по проекту архитектора О. Монферрана модель собора, посвященного Исаакию Далматскому.

Архитекторы Северной столицы, следуя европейской традиции, использовали при возведении особенно важных сооружений подобные деревянные проектные модели, которые дополняли подготовленные архитектором чертежи. После окончания строительства такие модели обычно помещали в зданиях, для возведения которых они создавались, и только в Санкт-Петербурге их передавали на хранение в Академию художеств, как наглядные пособия для учащихся архитектурного класса.

Модель Монферрана не была прямым образцом для строительства, а исполняла скорее репрезентативную функцию — только начавший свою творческую карьеру архитектор предполагал произвести впечатление на императора и его приближенных.

Начальник канцелярии Комитета строений и гидравлических работ Ф.Ф. Вигель вспоминал: «Чтобы между тем, чем-нибудь потешить царя, Монферран, с одобрения Бетанкура, затеял сделать деревянный модель новой церкви. <…> Купол как жар был вызолочен; лакированное дерево можно было принять за гранит и мрамор; до того оно им уподоблялось. Посредством рукоятки модель раздвигался надвое и давал вход во внутренность храма: там все было; и штучный пол, и раззолоченный иконостас, и миниатюрные иконы, его украшающие, и все чудесно было отделано… Государю угодно было модель сей удостоить своим воззрением… С величайшим вниманием он все рассматривал, обо всем расспрашивал, делал свои замечания и несколько раз низко нагибался, чтобы посудить об эффекте, который произведет внутренность храма».

При строительстве собора первоначальный авторский замысел Монферрана был существенно изменен. Модель выполнена строже, чем итоговый вариант Исаакиевского собора, во многом за счет того, что на ней не представлено обилие украшающей храм скульптуры. Несмотря на это, уже по модели можно было предположить, что Исаакиевский собор станет в ансамбле центра Санкт-Петербурга важной доминантой.

Мастера: И. Гербер, И. Гроссе, Н. М. Фреми, П. И. Брюлло, И. Найлон, Ла-Бланк, П. В. Свинцов, В. М. Столяров по проекту О. Монферрана (1786—1858)

https://artsacademymuseum.org/exhibition/peterburg-v-..