Вы сейчас просматриваете Пушкин, Жуковский, Брюллов

Пушкин, Жуковский, Брюллов

Где-то в конце января по новому стилю (середине по старому) 1837 г. в мастерскую живописца Карла Брюллова в Академии художеств нагрянули закадычные друзья Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский. Брюллов и Пушкин были одногодками, познакомились совсем недавно, после возвращения художника в Россию. Встречались, правда, они редко, но сразу прониклись взаимной симпатией и уважением к творчеству друг к друга.

Так об этом вспоминал ученик художника Мокрицкий: «Сегодня в нашей мастерской было много посетителей – это у нас не редкость, но, между прочим, были Пушкин и Жуковский. Сошлись они вместе, и Карл Павлович угощал их своей портфелью и альбомами. Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его дивными акварельными рисунками, но когда он показал им недавно оконченный рисунок: «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», то восторг их выразился криком и смехом.

Да и можно ли глядеть без смеха на этот прелестный, забавный рисунок? Смирнский полицмейстер, спящий посреди улицы на ковре и подушке, – такая комическая фигура, что на нее нельзя глядеть равнодушно. Позади него за подушкой, в тени, видны двое полицейских стражей: один сидит на корточках, другой лежит, упершись локтями в подбородок и болтая босыми ногами, обнаженными выше колен; эти ноги, как две кочерги, принадлежащие тощей фигуре стража, еще более выдвигают полноту и округлость форм спящего полицмейстера, который, будучи изображен в ракурс, кажется оттого толще и шире. Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище, но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой.

Пушкин был безутешен: он с рисунком в руках стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня, отдай мне этот». Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой. Я, глядя на эту сцену, не думал, что Брюллов откажет Пушкину. Такие люди, казалось мне, не становятся даром на колени перед равными себе».

А художник Михаил Железнов вспоминал, что Брюллов пообещал Пушкину написать его портрет и даже назначил время для первого сеанса – 11 февраля (30 января) Но случилась Черная речка… Так мы остались без портрета поэта кисти Брюллова…