Вы сейчас просматриваете Выставка в Краеведческой библиотеке Нижнего Тагила

Выставка в Краеведческой библиотеке Нижнего Тагила

  • Автор записи:
  • Рубрика записи:Новости

Выставка «Промышленник и меценат» посвящена Павлу Николаевичу Демидову и приурочена к его 225-летию.

Павел Николаевич Демидов (1798-1840) – русский предприниматель, владелец Нижнетагильских заводов – стал достойным продолжателем дел своего отца Николая Никитича. Он уделял большое внимание управлению делами, начиная с производства металла и кончая финансами. При этом Павел Николаевич не забывал о семейной традиции благотворительности. На протяжении всей жизни он делал многочисленные пожертвования на разные нужды.

П.Н. Демидов учредил премию, которая была призвана содействовать «…преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве». Согласно воле Павла Николаевича, Демидовская премия присуждалась в течение жизни учредителя и 25 лет после его смерти. Первое присуждение премии состоялось в 1832 г. Лауреатами ее стали такие выдающиеся русские ученые как Н.И. Пирогов (четырежды), Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, Б.С. Якоби, Ф.И. Литке, И.Ф. Крузенштерн и многие другие, чьи работы знаменовали собою наивысшие достижения того времени в различных отраслях знаний. Демидовской награды, одной из самых престижных в России, были удостоены 275 научных трудов. На выставке представлено несколько отчетов о присуждении учрежденных П.Н. Демидовым наград.

Особый интерес вызывают книги из личной библиотеки П.Н. Демидова. На принадлежность к коллекции указывают тисненые золотом суперэкслибрисы на верхних крышках переплета (Изображение княжеской короны, под ней инициалы владельца «П.Д.»). Посетители смогут увидеть богато украшенные издания на русском и французском языках во владельческих сафьяновых переплетах с золотым обрезом. Это журналы «Северный архив» и «Отечественные записки», учебное пособие по географии, «Очерки Константинополя» и др. Эти книги не только способствовали расширению кругозора и культурному образованию владельца, но и являлись источником эстетического удовольствия.