Рисунок: Геометрический специальный план села Михайловское владения Осипа Абрамовича Ганнибала (деда А.С. Пушкина). 1786 г. Фрагмент.
В 1799 г., когда родился поэт, его дядя Василий Львович Пушкин получил в Московском архиве Коллегии иностранных дел родословную Пушкиных, составленную историком и архивистом, другом семьи Алексеем Федоровичем Малиновским.
По преданию, предком Пушкиных являлся Ратша («муж честен»), живший в XII–XIII вв. Пушкины считали, что Ратша служил Александру Невскому, о чем в «Моем родословии» впоследствии писал Александр Сергеевич.
Первые сведения о Пушкиных, Ганнибалах, Ржевских, Головиных, Чичериных – членов большой семьи, юный Александр приобрел благодаря бабушке Марии Алексеевне Ганнибал.
В 1830-е гг. Александр Сергеевич обратился к истории своей семьи и в сочинении, получившем название «Начало автобиографии», записал: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории». Документы РГАДА сохранили свидетельства о государственной службе предков поэта, некоторые из которых не были известны А.С. Пушкину.
Представители рода Пушкиных входили в число участников Земского собора 1613 г. и поставили свои подписи под «Утвержденной грамотой» об избрании на царство Михаила Романова. В «Новом летописце» сохранилась запись об участии Гаврилы Григорьевича Пушкина, ранее перешедшего на сторону Лжедмитрия I, в торжественной встрече патриарха Филарета, возвращавшегося в Москву из польского плена. Гаврила Григорьевич стал действующим лицом трагедии «Борис Годунов».
Один из самых известных предков поэта – Абрам Петрович Ганнибал, прадед со стороны матери. Только в Петровскую эпоху купленный на рабовладельческом рынке Стамбула уроженец Африканского континента и доставленный к царю в Москву смог получить европейское образование и войти в число сподвижников Петра Великого. В РГАДА хранится несколько документов, связанных с историей появления прадеда Пушкина в России. В одном из них посол в Турции Петр Андреевич Толстой 22 июля 1704 г. сообщал главе Посольского приказа графу Федору Алексеевичу Головину о покупке сербом Саввой Лукичем Владиславичем-Рагузинским «двух человек арапов» и их отправлении в Москву. Архивные документы рассказывают о дальнейшей судьбе Абрама Петровича. Во время военных кампаний он неотлучно находился при Петре I и участвовал во многих сражениях Северной войны. В 1716 г. царь определил его к обучению военным и фортификационным наукам в Париже, а после кончины государя интригами А.Д. Меншикова арап был сослан в Казань, а затем в Сибирь, откуда вернулся только в 1730 г. Письмо могущественному вельможе прадед Пушкина подписал – А. Петров, отчество он получил в честь крестного отца – Петра Великого. Поэт посвятил ему неоконченный роман «Арап Петра Великого», экранизированный в 1976 г., где главную роль сыграл Владимир Высоцкий.
Одно из знаковых мест в судьбе и творчестве Пушкина – имение Михайловское – в 1742 г. было пожаловано императрицей Елизаветой Петровной Абраму Ганнибалу. В 1824 г. в стихотворном послании «К Языкову» поэт призывал друга в родовую вотчину:
В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елизаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей, –
Я жду тебя…
С дедом по отцовской линии была связана легенда, о которой поэт написал в стихотворении «Моя родословная»:
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы.
А дед мой в крепость, в карантин.
Воображение Пушкина будоражила семейная история о том, что его дед, Лев Александрович, во время дворцового переворота 1762 г. в пользу великой княгини Екатерины Алексеевны остался верен императору Петру III и на два года был заключен в крепость. Увлекательная легенда была оспорена еще отцом поэта. В РГАДА были обнаружены документы начисто ее опровергающие. Два года, о которых писал Пушкин, – 1762 г. и 1763 г. – его дед жил в Москве и не мог быть замешан в дворцовом перевороте, поскольку занимался устройством своего второго брака с 26-летней Ольгой Васильевной Чичериной. Дед поэта не только не находился в оппозиции к вступившей на престол Екатерине II, но и участвовал в церемонии ее коронации в Москве. В «Реестре знатному шляхетству для бытия в церемонии вшествия верхами» значится «артиллерии майор Лев Пушкин».
В родословной Пушкина сплелись несколько именитых дворянских родов России, представители которых верно служили отчизне на разных государственных поприщах. Для поэта история его рода и история Отечества были неразделимы, эти чувства он передал и нам в своих, так близких каждому человеку, строках:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Источник: Болотина Н.Ю., Российский государственный архив древних актов (РГАДА). https://vk.com/rusarchives.