Вы сейчас просматриваете Врачебные ошибки в императорской семье

Врачебные ошибки в императорской семье

Высокая квалификация врачей, обслуживавших царскую семью, не всегда уберегала от врачебных ошибок. Так было со смертью супруги Николая I, императрицы Александры Федоровны, которая пережила своего мужа на пять лет и умерла 20 октября 1860 г. в возрасте 62 лет. Последние годы она тяжело болела и по предложению врачей, считавших что у императрицы развивается чахотка и имеется аневризма сердца, часто проводила время в Швейцарии, Ницце и Риме. К концу жизни Александра Федоровна практически полностью ослепла и была вынуждена вернуться на родину, поселившись в Царском Селе. Незадолго до смерти Александры Федоровны была сделана единственная ее прижизненная фотография, по которой мы можем убедиться, что художники достаточно точно отражали ее внешность.

В отличие от своего венценосного супруга Александра Федоровна велела, чтобы «ее вскрыли ради науки». Каково же было изумление врачей, когда оказалось, что легкие императрицы оказались совершенно здоровыми, не было и мнимой аневризмы сердца, в то время как вся болезнь сосредоточилась в желудочно-кишечном тракте. Согласно заключению, непосредственной причиной смерти стало изнеможение вследствие катара слизистой оболочки желудка и тонких кишок и начинавшегося застойного процесса в толстых кишках. После этого, естественно, начались «разговоры», в которых в смерти императрицы обвиняли ее лечащего врача Филиппа Карелля. Например, близкая к императрице фрейлина Мария Фредерикс писала: «Несчастный доктор Карель пришел в отчаяние от этой грубой ошибки; она положилась всецело на него, так как пользовавший перед ним Императрицу доктор Мандт постоянно утверждал, что у Ее Величества страдание кишок и что ее периодические биения сердца были только нервным явлением. Поступивший после кончины Николая Павловича к его августейшей вдове лейб-медик Карель стал ее пользовать исключительно от сердца и легких. Карель сейчас же после этого добровольно удалился, его честная, добрая душа не могла перенести такого для него удара; он уехал за границу, где прожил несколько лет, углубившись в науку».

Сегодня, на основании имеющегося протокола вскрытия, врачи по-иному оценивают сложившуюся ситуацию. Например, профессор М.Г. Рыбакова считает, что, с учетом медицинских практик середины XIX века, лейб-медик вел лечение верно и «страдание кишок» было вызвано именно проблемами с сердцем, тем более что согласно заключению о вскрытии у императрицы имелись следы перенесенного перикардита-воспалительного процесса наружной оболочки сердца, который мог возникнуть в результате ревматического поражения или инфекции, например, туберкулеза. Вероятнее всего, врачи квалифицированно объяснили Александру II причины, приведшие к смерти его матери, но с оглядкой на общественное мнение Карелля отправили за границу для того, чтобы все «возмущения» улеглись. Подтверждает эту версию то, что карьеры врачу не сломали и он до своей смерти в 1886 г. сохранял звание лейб-медика. Впрочем, стоит отдельно заметить, что Каррель стал лечащим врачом императрицы по рекомендации доктора Мандта только в 1855 г. и не мог уже серьезно изменить что то в состоянии давно уже расстроенного здоровья Александры Федоровны.

По материалам лекции Андрея Дамирова «Врачебные тайны Дома Романовых»