Канал Грибоедова (дореволюционное название – Екатерининский) – одна из основных водных артерий Санкт-Петербурга, без которой невозможно представить современный облик нашего города. Однако так было не всегда: в конце XIX – начале XX века всерьез стоял вопрос о том, чтобы засыпать канал.
На фоне сомнений в том, стоит ли засыпать канал или нет, и зародился проект инженера путей сообщения Якова Карловича Ганнемана, поданный в 1895 г. в Санкт-Петербургскую городскую думу. Сетуя на невозможность достижения большой скорости передвижения на городских улицах, Я.К. Ганнеман указывал на преимущество «подземных электрических дорог», которые уже были устроены в Лондоне и проектировались в Берлине и Париже.
Предложение Я.К. Ганнемана было таково: «…концы Екатерининского канала при выходах его в рр. Мойку и Фонтанку, а также при пересечении с Крюковым каналом оградить двухрядными непроницаемыми перемычками высотою в уровень с улицами <…> Все пространство канала засыпается <…> землею, причем, сначала, на дно и около стен засыпается глина, а посередине поверх глины песок. Таким образом, откачав оставшуюся воду за перемычки, получится осушенная, на пересечении с улицами перекрытая мостами, траншея с дном из вновь насыпанного песку и боками, теперешними стенами набережных». На дне получившейся траншеи – русла осушенного канала – планировалось проложить два железнодорожных пути, по которым было бы запущено движение пассажирских вагонов с электрическим двигателем. На всем протяжении канала, от Мало-Конюшенного до Мало-Калинкина моста, предполагалось устроить девять остановок с платформами, домиками для пассажиров, кассами и турникетами.
Для отвода нечистот, поступающих в Екатерининский канал, планировалось устроить закрытые коллекторы, соединенные с проложенной под землей между железнодорожными путями трубой. У Мало-Калинкина моста предполагалось соорудить бетонный сборный бассейн для сточных вод, откуда они перекачивались бы в Фонтанку. Кроме того, для очищения воздуха и украшения окружающей местности, края бывшего канала планировалось засадить аллеями молодых деревьев. Предложенные Я.К. Ганнеманом меры должны были создать все условия «для превращения ныне глухого и неприятного для запаха Екатерининского канала в изящный центральный городской бульвар».
Предложение Я.К. Ганнемана было отклонено членами Технического отделения Городской управы – старшим техником Михаилом Федоровичем Андерсином и архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа.
Несмотря на то, что этой амбициозной идее не было суждено воплотиться в жизнь, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга документы позволяют нам представить, как бы мог выглядеть наш город в случае ее реализации.
Ссылка на публикацию в группе «Архивы Санкт-Петербурга»: https://vk.com/spbarchives?w=wall-132600244_27062