Вы сейчас просматриваете Решаем задачи XIX века

Решаем задачи XIX века

В конце XIX века образовательный процесс не прекращался даже в каникулы, в том числе, и летние. Учащихся ждал не только пресловутый «список литературы», рекомендуемой для прочтения, но и весьма внушительный объем заданий по русскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии и т.д. Обязательным было «завести особую тетрадь; каждый раз отмечать число и день, когда исполнена работа».

Ненадолго представим себя учениками 1-4 класса Четвертой мужской прогимназии (что соответствует четырем младшим классам гимназии) и попробуем решить несколько задач по арифметике из архивных дел «Каникулярные темы. 1875г.» и «Каникулярные темы. 1877г.» фонда Петроградской Одиннадцатой мужской гимназии (Ф. 494), находящихся на хранении в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.

Для справки: Четвертая мужская прогимназия, открывшаяся в Санкт-Петербурге в 1873 г., в 1889 г. была преобразована в Санкт-Петербургскую Одиннадцатую мужскую гимназию.

Итак, переходим к задачам:
📍Отец заключил со своим сыном следующее условие: за каждую правильно решенную задачу сын получает 25 коп., а за каждую задачу, неправильно решенную, отец берет с него 15 коп. Сколько задач было решено сыном правильно, если при расчете после 20-ти предложенных задач, сын должен отдать 60 копеек?
📍Троим оставили наследство 58752 руб. 50 коп. Сколько получил каждый, если известно, что полученные ими наследства относились как 3:4,5:5?
📍Узнать, во сколько раз пуд тяжелее лота?
📍Двое имели 19 рублей 20 копеек. Один и говорит другому: «Дай мне столько денег, сколько я имею». Тот отвечает ему: «Теперь дай ты мне столько денег, сколько у меня осталось, тогда у нас будет поровну». Спрашивается, сколько было денег у каждого?
📍В каком отношении нужно смешать товар за 9 руб. за пуд с товаром за 15 руб. за пуд, чтобы получить товар за 13 руб. за пуд?

Источник: публикация в группе «Архивы Санкт-Петербурга»: https://vk.com/spbarchives?w=wall-132600244_27650