Вы сейчас просматриваете Помпейская галерея в Зимнем дворце

Помпейская галерея в Зимнем дворце

При воссоздании Зимнего дворца после пожара 1837 года вдоль трех залов невской анфилады, на месте прежде разрозненных служебных помещений, была устроена Помпейская галерея, ярким пятном насыщенных красных и синих тонов просматривавшаяся сквозь двери парадных залов.

Хотя ее оформлением занимался Василий Стасов, она была удивительна созвучна Помпейской столовой, сонной на половине Александры Федоровны по проекту Александра Брюллова.

Помпейский стиль, поражавший древнеримскому искусству, в то время был в большой моде и мотивы, восходящие к временам гибели Помпей и Геркуланума, часто находили воплощение в интерьерах.

Дополняли облик галереи лампы в этрусском стиле. Николай I уже в ходе работ высоко оценил новую галерею, написав в письме наследнику в октябре 1838 г.: «Новая большая галерея позади аванзалы — прелесть».

Помимо того, что галерея улучшила коммуникации между отдельными частями дворца в обход парадных залов, она также стала репрезентативным помещением- во время больших балов здесь стали часто накрывать столы. Во время балов, когда двери Николаевского зала распахивались в Помпейскую галерею, то из зала открывался вид на райский оазис- зелень созданного Стасовым Зимнего сада. Он разместился в новой пристройке, созданной после пожара дворца над посольским подъездом. Сегодня это пространство, с 1920-х гг. освобожденное от цветов и разделенное на этажи, сотрудники музея называют ЗапАдиной.

Во время больших зимних балов зимний сад позволял гостям отдохнуть от сутолоки парадных залов и полюбоваться редкими растениями и тропическими птицами.

По материалам лекции Андрея Дамирова «Зимний дворец- главная императорская резиденция».