Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» в Русском музее проходит в Михайловском дворце с 18 октября 2024 г. по 12 мая 2025 г.
А мы, в этой связи, хотим рассказать интересную историю о создании одного из произведений Карла Брюллова.
Из статьи Николая Прожогина в журнале «Наука и жизнь» №7 за 2004:
«Знакомясь в фондах Русского музея с рисунками Карла Брюллова, я не мог не обратить внимания, после многих лет работы в Италии, на портрет католического священника (овал, 19 x 16,5 см). Густая черная акварель в сочетании с черными же, но более легкими, размытыми мазками зримо передавали фактуру ткани его сутаны и круглой шапочки папалина, из-под которой выбились пряди седых волос. Особенно привлекало по-брюлловски виртуозно, словно вылепленное, а не написанное тончайшими штрихами доброе, умное лицо священника. Все говорило о том, что он был симпатичен художнику.
Чем же вызвал симпатию живописца священник с акварельного портрета? Ключ, если не к прямому ответу на вопрос, то к поиску его, давала надпись на оборотной стороне листа, сделанная вперемежку итальянскими и французскими словами: «II Padre Ricca dei Scolopj a Siena collegio Tolomei aquarelle de Charles Brullow d’apres nature 1829» («Падре Рикка деи Сколопи в Сиене колледж Толомеи акварель Карла Брюллова с натуры 1829 год»). Священник имел какое-то отношение к колледжу, носившему имя знатной сиенской семьи Толомеи.
Сразу же уточню: полное имя священника — Массимилиано Дель Рикко (1761-1835), а «деи (правильнее — дельи. — Н.П.) Сколопи» означает принадлежность к монашескому ордену отцов благотворительных школ — padri delle Scuole Pie. Слово «pie» подразумевает религиозную благотворительность.
Полезными оказались и сведения о том, что до поступления в Русский музей портрет находился в собрании автора воспоминаний о Брюллове, художника Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893). Он был сыном русского посланника в Риме, князя Григория Ивановича, который покровительствовал Брюллову, написавшему портреты всех членов его семьи. С тринадцати до шестнадцати лет Григорий Гагарин-сын учился в колледже Толомеи. Из этого можно заключить, что именно он познакомил Брюллова со священником из Сиены, возможно, своим бывшим учителем. Не исключено, что они вместе посетили его.
Тем же 1829 г. помечен брюлловский портрет молодого Гагарина, тоже акварельный, овальный, схожий и по размерам с портретом священника.
В Сиене, входившей в состав Великого герцогства Тосканского (его столицей была Флоренция), Массимилиано Дель Рикко преподавал «философию физических и естественных наук» не только в колледже Толомеи, но и в университете.
Так вот чем оказался примечателен монах из Сиены для Брюллова! Известно, что художника живо интересовали природные явления. Наблюдая в Италии солнечное затмение, он даже хотел изобразить его на холсте.
Вышедшему из стен Академии художнику задуманная картина представлялась в форме аллегории на темы античной мифологии (сохранились карандашные наброски к ней). Пути колесниц Аполлона — Солнца и его сестры Дианы — Луны пересекаются в небесах, и Диана, обнимая и целуя на лету брата, заслоняет собой окружающий Аполлона солнечный диск. Но Брюллова интересовала и реальная механика солнечного затмения. Среди его рисунков в частном собрании в Риме есть лист со схематическим наброском орбит планет, вращающихся вокруг Солнца».