Юбилейная экспозиция Карла Брюллова проходит в Русском музее до 12 мая 2025 г. Еще при жизни за огромные заслуги перед русской культурой он был назван «Великим Карлом» — именно Брюллов сделал русскую живопись первой половины XIX века фактом мировой культуры.
В 1843 г. Карл Павлович Брюллов получил заказ на росписи в Исаакиевском соборе. Ему достались самые ответственные участки: купол, фигуры четырех евангелистов в парусах, двенадцати апостолов в барабане и четыре композиции в аттике.
13/25 ноября 1843 г. художник обязался «написать в Исаакиевском соборе в своде под фонариком Иисуса Христа во славе с небесным знамением <…>. В большом своде купола – молящуюся Богоматерь с предстоящими по сторонам: с правой – Иоанна Крестителя, с левой – Иоанна Богослова, а на остальном пространстве – ангелов-хранителей августейшего дома <…> с группами ангелов <…>. В подкупольной башне – двенадцать картин по золотому полю, изображающих восемь апостолов – сидящие фигуры <…>, и четыре христианские добродетели: Надежду, Веру, Любовь и Софию. На парусных сводах – четыре картины по золотому полю <…>, изображающие четырех евангелистов. Стороны к иконостасу займут Марк и Матфей, а стороны против иконостаса – Иоанн и Лука. Под парусными сводами четыре картины <…>, изображающие страдания Христа: 1. Иисус предаётся, 2. Се человек, 3. Биемый Иисус и 4. Несение Креста».
Этот первоначальный план позже был изменен. Несколько сотен различных подготовительных набросков для фигур, голов, драпировок заполняют альбомы художника.
Плафон Исаакиевского собора – одно из последних творений Карла Павловича на родине, подтверждающее его виртуозное мастерство монументалиста. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола и «Страсти Господни» завершил академик П.В. Басин по картонам Брюллова.