Разумеется, в новогодние праздники аристократия посещала балы: их устраивали в Зимнем и Аничковом дворцах, в Дворянском собрании и в особняках знати.
Сезон открывал главный бал, который традиционно проходил в Николаевском зале Зимнего дворца. 1 января в Зимнем дворце устраивали публичные маскарады с едой, угощениями и развлечениями на Дворцовой площади. На таких мероприятиях присутствовали представители разных сословий, а число гостей могло доходить до двадцати тысяч.
Вот как писал об одном из таких балов Александр Дюма в романе «Учитель фехтования»: «Представьте себе огромную залу, потолок и все стены которой убраны хрустальными украшениями самых различных форм. За этими украшениями скрыты от восьми до десяти тысяч разноцветных лампионов, свет которых дробится, преломляясь в кристалле, и заливает чудесную декорацию — сады, цветы, боскеты, присовокупите к этому дивную музыку, и вам покажется, что вы находитесь в искрящемся тысячью огней волшебном дворце. <…> Я бывал на наших французских придворных балах и должен сказать вопреки своему патриотизму, что русские балы значительно превосходят их своим блеском».