Во второй половине XIX века основным видом общественного транспорта в Петербурге стала конно-железная дорога – конка. Вагоны конки с помощью лошадей двигались по специально проложенным рельсовым путям. Впервые конно-железная дорога, предназначенная для перевозки горожан, начала действовать в столице в 1863 году: тогда были проложены первые три линии в центре города.
Устройство линий конно-железной дороги было отдано городскими властями в частные руки на правах концессий. В 1874 году Городская дума объявила конкурс на постройку целой сети конно-железных дорог в Петербурге. Победу в конкурсе одержали предприниматели Сергей Дмитриевич Башмаков и Петр Ионович Губонин, впоследствии учредившие Акционерное общество конно-железных дорог.
Постепенно сеть конно-железных дорог в Петербурге развивалась. Новые маршруты открывались по мере готовности, и к середине 1876 года были построены новые линии общей протяженностью в 83 версты.
Однако зимой движение конки осложнялось погодными условиями, что причиняло владельцам конно-железных дорог массу хлопот. Возникла идея: заменить на некоторых линиях вагоны на пассажирские сани. Документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга рассказывают о таком нововведении.
В октябре 1877 года правление Акционерного общества конно-железных дорог в Санкт-Петербурге обратилось в Санкт-Петербургскую городскую управу с ходатайством, в котором предлагало на зимнее время заменить на некоторых линиях конно-железной дороги вагонное движение санным.
Указанными линиями были: Новодеревенская, Лесная, Полюстровская, «от Николаевского моста к перевозу в Горный корпус», «от Смоленского кладбища до Николаевского моста», Спасская (Петербургская часть), Чернореченская и линия Обводного канала. Дело было в том, что эти линии конки полностью или частично пролегали по окраинам города – там, где очистка улиц от снега не производилась домовладельцами, и потому обходилась Акционерному обществу гораздо дороже, чем в других местностях. Расходы на содержание окраинных линий увеличивались, а доходы от их эксплуатации сокращались – продолжать движение по этим линиям зимой было совершенно невыгодно. К тому же окраинные линии, как правило, вели к дачным поселениям горожан, и в зимний период были далеко не так востребованы, как в летние месяцы.
На заседании 9 ноября 1877 года Городская дума постановила «допустить замену вагонного движения санным в виде опыта на одну зиму». Санное движение разрешалось согласно утвержденному Городской управой расписанию.
На следующий год история повторилась. Городская дума, учитывая положительный прошлогодний опыт, на своем заседании 8 декабря 1878 года постановила произвести замену вагонного движения санным «на тех же линиях и условиях». По каждой линии было определено число саней и мест в них, время начала и окончания движения, число рейсов, время остановок и плата за проезд. Еще несколько лет санный транспорт успешно заменял конку на окраинах нашего города.
Источник: Группа ЦГИА Спб в ВК https://vk.com/cgia_spb.