Положение об учреждении в Санкт-Петербурге особой рисовальной школы для вольноприходящих было высочайше утверждено 29 сентября 1839 г. Основной целью являлось «распространение между фабрикантами и ремесленниками необходимого для них искусства рисования, черчения и лепнения».
Школа находилась в ведении Министерства финансов и располагалась в доме 38 по Большой Морской ул. (здание Общества поощрения художников). Срок обучения составлял 3 года, преподавание велось 3 раза в неделю. В заведение принимались ученики любого звания, состояния и возраста, но не моложе 10 лет.
В 1857 г. школу под свое покровительство приняло Общество поощрения художеств. В заведении существовало отделение для ремесленников, а также для будущих художников, продолжавших затем свое обучение в Академии художеств.
Одним из преобразователей школы можно считать Дмитрия Васильевича Григоровича, русского прозаика, искусствоведа, член-корреспондента Петербургской Академии наук. Под его руководством стали постепенно открываться разные специальные классы, отчасти существовавшие прежде: гравирование на дереве, лепка, литографирование, а также совершенно новые – резьба по дереву, сочинение рисунков по всевозможным отраслям художественно-промышленного производства и истории художеств, живопись по фарфору.
В 1870 г. Д.В. Григорович в своей брошюре «Рисовальная школа и Художественно-промышленный музей в Петербурге» писал о недостатке художественной подготовки «в том классе, который в этом положительно нуждается, для которого знакомство с художеством составляет насущную потребность». Речь шла о «многочисленном классе лиц ремесленного сословия, которые занимаются производством изделий изящной промышленности». Он считал необходимым, чтобы «каждый мастеровой, каждый самый мелкий хозяин-промышленник мог свободно пользоваться образцами и моделями по своему производству». По его мнению, собрание лучших образцов, доступных для всех и каждого, позволило бы ремесленному классу значительно улучшить свои изделия.
Нехватка образцов для «изящной промышленности» становилась острой проблемой. Одним из ее решений стало написание учащимися Рисовальной школы акварельных копий с находящихся в императорских дворцах предметов роскоши. С этой целью на протяжении нескольких лет в сопровождении директора Общества поощрения художеств Евгения Александровича Сабанеева, они посещали Зимний, Петергофский, Царскосельский и Гатчинский дворцы.
В дальнейшем по заказам Кабинета его императорского величества по акварелям, имеющим художественную ценность, изготавливались предметы прикладного искусства.
Источник: ХУДОЖНИКИ ДЛЯ «ИЗЯЩНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» (Ссылка на публикацию в группе «Архивы Санкт-Петербурга»: https://vk.com/spbarchives?w=wall-132600244_28369).