Вы сейчас просматриваете Водоливные машины

Водоливные машины

В первой половине XIX века в Санкт-Петербурге начали ставить водоливные машины в тех городских зонах, где нельзя было нормально спуститься к воде. Такие установки представляли собой будки из дерева или камня, внутри которых находились водокачки с ручными насосами. Первые водокачки были обустроены возле Исаакиевского и Воскресенского наплавного мостов. А спустя пару десятилетий в городе стояло уже 37 водоливных установок.

«Водоливные машины устроены или в местах, отдаленных от Невы, для доставления жителям чистой воды, или для облегчения добывания Невской воды, где нет спусков, с которых бы водовозные бочки и чаны съезжали с берега к воде. Старейшая из сих машин находится близ Исак. моста у Больш. бульвара (устр. в 1827 г.), с надписью: Для снабжения водою. Плата в год определена по 7 р. сер. за билет, прибиваемый к бочке. Сверх того находятся девять таких машин на Васильевск. острову, по большей части на Средн. проспекте, устроенных Г. Бергом; четыре на заводах Берда; пять машин устроены ведомством Путей Сообщения на Петерб. стор. и на Аптек. острову, по Каменно-Остр. проспекту. Всего считается этих машин 37. У Воскресенского моста, кроме обыкновенной водоливной машины, находится паровая водокачальня, устроенная графом Стенбок-Фермором и снабжающая водою бани в Офицерской улице.» (Весь Петербург в кармане. Справочная книга для столичных жителей и приезжих, с планами Санкт-Петербурга и четырех театров, составленная Алексеем Гречем. СПб, 1851, с. 65.)

Одна из первых в Петербурге водоливных машин была устроена в 1827 г. на Сенатской площади. Она находилась у берега, напротив спуска к Неве. Над машиной был построен изящный ампирный павильон. Этот павильон можно увидеть на многочисленных видах Петербурга 1830 — 1850-х гг. Крупное его изображение на переднем плане есть на акварели Л.Премацци середины XIX века.

На западном фасаде (показанном не полностью) видны надписи на аттике: дата постройки 1827 и начало фразы «Для снабжения водою». Рядом нарисованы повозки с бочками для воды.

Для удобства обслуживающего персонала, а также для предотвращения замерзания воды и образования ледяных наледей зимой павильон отапливался. 

Источник: https://www.citywalls.ru/house31113.html.