«Чуть ли не в конце еще февраля наступили ровные ясные дни, а в марте — неслыханное дело в Петербурге — многие (и я в том числе) заходили без пальто! Особенно запомнился вербный торг, который тогда происходил вокруг Гостиного Двора и который в этом году выдался необычайно многолюдным и разнообразным. В Вербное Воскресенье мы целой компанией бродили несколько часов по торговавшим всяким вздором лавчонкам на открытом воздухе и, забрав целую массу всяких сладостей, поехали к Киндам угощаться» – с теплом вспоминал свое петербургское детство известный русский художник, иллюстратор, историк искусства и мемуарист Александр Николаевич Бенуа (1870-1960).
Вербные базары, которые открывались за две недели до праздника Пасхи, становились настоящими центрами городской жизни. Крупнейшие из них размещались в Гостином дворе, на Большой Конюшенной улице и на Конногвардейском бульваре.
В 1860 г. Комиссия по делам о пользах и нуждах общественности в своем докладе С.-Петербургской городской думе (ф.792) отмечала, что «по существующему издавна обычаю на шестой неделе Великого поста, по линиям пред тротуарами около Гостиного двора и по нижним галереям оного, проходит торговля разными печениями, детскими игрушками и другими произведениями мелкой промышленности».
И действительно, чем только не торговали! В своих мемуарах русский пейзажист, участник творческого объединения «Мир искусства» Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) ярко воссоздал атмосферу «вербных торгов» в Гостином дворе: «Среди невообразимой толкотни и выкриков продавали пучки верб и вербных херувимов (их круглое восковое личико с ротиком бантиком было наклеено на золотую или зеленую бумажку, вырезанную в виде крылышек), продавали веселых американских жителей, прыгающих в стеклянной трубочке, и неизбежные воздушные шары, и живых птичек (любители тут же отпускали на волю и птичек, и шары), и было бесконечное количество всяких восточных лакомств, больше всего рахат-лукума, халвы и нуги».
Вербные базары продолжали устраивать в Петербурге, несмотря на споры и обсуждения, связанные с их организацией. Традиция, насчитывавшая не одно десятилетие, сохранялась, позволяя простым людям заработать к празднику, а всем петербуржцам окунуться в особую атмосферу предпасхального времени.
Источник: (Ссылка на публикацию в группе «Архивы Санкт-Петербурга»: vk.com/spbarchives?w=wall-1…)