Вы сейчас просматриваете Вермеер у Демидовых

Вермеер у Демидовых

Сейчас в России нет картин Вермеера, но так было не всегда. 

Промышленник и меценат Павел Павлович Демидов, сын Авроры Карловны, владел двумя картинами Вермеера. Он купил «Географа» около 1877 г. Несколько лет шедевр хранился в знаменитом дворце Сан-Донато, возле Флоренции, пока в 1880 г. Демидов не решил продать дворец вместе с его сокровищами. В настоящее время «Географ» находится в собрании Штеделевского художественного института (Städel Museum) во Франкфурте-на-Майне, Германия.

«Географ», датированный 1669 г., отличается нетипичным сюжетом и композицией. Вермеер изобразил ученого в домашнем халате, погруженного в работу в своем кабинете. Обстановка, включающая разбросанные расчеты, угольник, посох Иакова, глобус (созданный Хондиусом Старшим в 1618 г.) и карту, подчеркивает интеллектуальные занятия героя. Особую живость сцене придает внимание к деталям, включая карту с гербами и названиями европейских держав, среди которых можно увидеть «Rusland» под императорской короной. Существует теория о том, что на картине изображен изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. Известно, что ученый был близок с Вермеером, заказывал у него картины, а после смерти художника именно Левенгук был назначен опекуном его наследия.

На оборотной стороне холста и сегодня стоит штемпель GALERIЕDESANDONATO, а также печать, на которой нетрудно разглядеть герб князей Демидовых — Сан-Донато.

Картиной «Офицер и смеющаяся девушка» семья Демидовых владела дольше. Есть достоверные данные, что она висела на вилле Пратолино, принадлежавшей П.П. Демидову. Картина была продана в 1911 г. американскому собирателю Генри Фрику, основателю Коллекции Фрика в Нью-Йорке.

В той же Коллекции Фрика, к слову, оказалось со временем полотно Вермеера «Хозяйка и служанка», долгое время украшавшее особняк Александра Александровича Половцова на Большой Морской улице в Петербурге. Его продали в 1919 г. наследники коллекционера.

Вермеер — один из самых загадочных художников в мировой истории. При жизни он не был известным мастером, его сделала знаменитостью статья, опубликованная во французском журнале об искусстве, в XIX веке.