Вы сейчас просматриваете День в истории. Александр Бенуа

День в истории. Александр Бенуа

21 апреля (3 мая по новому стилю) 1870 г. в семье профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы Альбертовны, дочери архитектора Альберта Кавоса, на свет появился сын Александр. «Продукт художественной семьи», как он сам себя называл, «Шуренька» был младшим из девяти детей архитектора. 

С 1885 г. Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая, сыгравшей большую роль в становлении его личности. Как вспоминал А.Н. Бенуа, в гимназии Мая «не было ни тени муштры и казенщины, всячески поощрялась индивидуальность каждого ученика». Именно тогда вокруг Александра Бенуа сплотилась группа одноклассников, организовав «общество самообразования». Молодых людей объединял интерес к гуманитарным наукам, театру, искусству. Эти юноши и стали впоследствии основателями объединения «Мир искусства».

Еще во время обучения в гимназии Александр Бенуа стал посещать вольнослушателем Академию художеств, но был разочарован академизмом царившей там атмосферы и бросил занятия.

Как и многие юноши из круга творческой интеллигенции, А.Н. Бенуа закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Профессионального художественного образования он так и не получил, но о своих университетских годах писал следующее: «Я как раз за свои студенческие годы убедился, что я художник и что должен остаться художником. Я поверил в себя». 

Все годы обучения Александра Бенуа продолжало существовать «общество самообразования», в которое входили такие известные личности, как Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Константин Сомов, Сергей Дягилев, Лев Бакст, Евгений Лансере, Альфред Нурок.

Постепенно статус любителей искусства перестал удовлетворять членов «общества». Созрела идея публичного выступления, своего печатного органа: так в 1898 г. свет увидел первый номер журнала «Мир искусства». Важнейшей целью журнала было изучение и пропаганда отечественного художественного наследия XVIII — начала XIX века.

Со второй половины 1900-х гг. началась активная работа художников круга Бенуа в театрально-декоративном искусстве. С 1909 г. по 1911 г. А.Н. Бенуа занимал пост директора художественной части дягилевской антрепризы. Балет «Петрушка» (1914 г.), в котором он, совместно с И.Ф. Стравинским, являлся постановщиком и автором либретто, остался самой яркой постановкой «Русских сезонов», настоящим шедевром балетного искусства.

А.Н. Бенуа также принимал участие и в создании постановок драматического театра. С 1913 года по 1915 год он официально заведовал художественной частью Московского художественного театра, где работал над постановками совместно со К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

Параллельно деятельность Александра Бенуа начинает все более концентрироваться в области художественной критики. Широкую известность он получил на страницах журнала «Мир искусства», опубликовав там более полусотни заметок. После закрытия журнала А.Н. Бенуа продолжал размещать свои статьи в ряде вновь образовавшихся изданий, продолжавших традиции мирискусников – таких, как московский журнал «Золотое руно», петербургские журналы «Аполлон» и «Старые годы», газета «Речь». 

После прихода советской власти А.Н. Бенуа работал в различных художественных комиссиях, занимался учетом и разбором дворцовых коллекций и имуществ. С ноября 1918 г. он заведовал Картинной галереей и Кабинетом рисунков и гравюр Эрмитажа.

В Советском Союзе Александр Бенуа прожил до 1926 года, а затем навсегда покинул родину и поселился во Франции.

Источник: группа в ВК ЦГИА СПб.