Вы сейчас просматриваете Царскосельская карусель

Царскосельская карусель

Мы привыкли называть каруселью всем известные детские аттракционы, однако изначально это слово имело совсем иное значение.

Так назывались конные игры XVII века, пришедшие на смену рыцарским турнирам. Первая в России карусель состоялась в 1766 г. в Петербурге. Красочное зрелище настолько всем понравилось, что впоследствии карусели неоднократно повторяли при дворе Екатерины Великой и Павла I, причем во времена Павла I карусели проводились в Гатчине.

В начале XIX века карусели на какое-то время забылись, но в 1842 г. традицию пожелал возродить Император Николай I. Государь Николай Павлович был большим поклонником средневековой эпохи, не зря ведь его называли рыцарем самодержавия, к средневековью обращалась и литература эпохи романтизма, которую так любила его супруга, Императрица Александра Федоровна. 

Царскосельская карусель состоялась летом 1842 г. и была приурочена к празднованию серебряной свадьбы Императорской четы. Она началась в 7 часов вечера и длилась около двух часов. Процессия из 16 рыцарей и 16 дам проследовала от Арсенала к Александровскому парку. Все участники были одеты в средневековые наряды, многие кавалеры, в том числе и сам Император – в старинные доспехи. Дамы принимали участие только в процессии, а ловкость и смелость демонстрировали кавалеры.

Среди участников карусели, помимо Императора и Императрицы была их семья: Цесаревич Александр Николаевич, Великая княгиня Мария Николаевна с супругом, герцогом Лейхтенбергским, Великие княжны Ольга и Александра Николаевны, Великий князь Константин Николаевич, даже два маленьких Великих князя, Николай и Михаил Николаевичи, были пажами на этом торжестве.

Однако, по воспоминаниям Ф. П. Литке, подготовить красивое зрелище было непросто: «Кавалерам латы даны были из Арсенала. Все это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это еще не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся».

Несмотря на все эти недоразумения, Императорская семья от души повеселилась. Великий князь Константин Николаевич в тот день записал в дневнике: «Был карусель, мущины в латах, дамы в костюмах. Мы пажами. Все в восхищении».

Напоминанием о той карусели служат картина Ораса Верне «Царскосельская карусель». Глядя на нее, вспоминаются слова из дневника Долли Фикельмон о семье Императора Николая I: «Поистине невозможно представить ничего более совершенного, чем эта императорская семья вкупе. Император, Императрица и их дети могли бы быть персонажами какой-нибудь сказки о феях!»

Сегодня слово «карусель» вызывает в воображении образ детского аттракциона. Однако в прошлом оно имело совсем иное значение. Изначально каруселями называли торжественные конные состязания, пришедшие в XVII веке на смену рыцарским турнирам. Эти зрелищные и церемониальные игры стали популярны и в России, особенно при дворе Екатерины II.

Первая известная карусель в России была проведена в 1766 году в Санкт-Петербурге. Это было грандиозное представление, в котором участвовали представители высшей знати. Участники были разбиты на четыре кадрили — Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Возглавляли их сама императрица Екатерина II, Григорий Орлов, его брат Алексей Орлов и князь Пётр Репнин. В состязаниях принимали участие и дамы: они метали дротики, стреляли из лука с колесниц. Мужчины же демонстрировали верховую езду, стрельбу и владение оружием, атакуя манекены и мишени на скаку. Безоговорочной победительницей среди дам стала юная графиня Наталья Чернышова, ставшая впоследствии княгиней Голицыной и прототипом «Пиковой дамы» в повести Пушкина. Победу среди кавалеров одержал И. А. Шаховской. Успех этого мероприятия был настолько велик, что карусели стали популярной формой придворных празднеств и при Павле I — особенно в его любимой Гатчине.

К началу XIX века традиция забылась, но в 1842 году её решил возродить Император Николай I. Обращение к формам и эстетике средневековья соответствовало духу эпохи романтизма, царившего тогда в культуре и в личных предпочтениях Императрицы Александры Фёдоровны. Николай I, известный как «рыцарь самодержавия», создал вокруг своей семьи почти сказочный двор, вдохновлённый мотивами Европы прошлого: готические павильоны Царскосельского парка, неоготический дворец Коттедж в Петергофе, коллекции оружия в Арсенале.

Царскосельская карусель состоялась летом 1842 года и была приурочена к серебряной свадьбе Императорской четы. Великая княжна Ольга Николаевна оставила живые воспоминания о празднике. День начался с приготовления подарков и домашних торжеств, без придворных. Император, щедро осыпав супругу подарками, радовался семейному уюту, а их дети преподнесли браслет с семью сердечками, символизирующими слово respect. На церковной службе Александра Фёдоровна блистала в серебряном платье, украшенном розами. После богослужения начались поздравления с балкона Большого дворца.

В 7 часов вечера состоялось главное событие — рыцарская карусель. В параде приняли участие 16 пар — кавалеров и дам в исторических костюмах. Мужчины были облачены в доспехи, многие — в настоящие средневековые латы из Арсенала. Женщины, не участвовавшие в состязаниях, сопровождали процессии. Среди участников были все члены императорской семьи: от самого Николая I и его супруги до наследника Александра Николаевича, великой княгини Марии Николаевны с супругом герцогом Лейхтенбергским, и даже младшие дети — Николай и Михаил, выступившие пажами. Отсутствовала лишь невестка Императора, Мария Александровна, находившаяся в ожидании рождения дочери Александры.

Организация карусели была сопряжена с трудностями. По воспоминаниям современников, например Ф. П. Литке, кавалеры с трудом управляли лошадьми в непривычных доспехах, многие из которых были неудобны и не подогнаны по фигуре. Однако торжественное шествие — с герольдами, трубачами в латах, черкесами и старинными костюмами — произвело сильное впечатление. Художники стремились сохранить этот зрелищный эпизод на полотне: Зауэрвейд начал работу над картиной, а знаменитый Орас Верне наблюдал происходящее с окна кабинета Императора.

Несмотря на организационные сложности, настроение было приподнятым. Великий князь Константин Николаевич записал в дневнике: «Был карусель, мужчины в латах, дамы в костюмах. Мы пажами. Все в восхищении». А девятилетний Михаил Николаевич писал: «Мне было ужасно весело».

В память о царскосельской карусели осталась картина Ораса Верне, а также другое полотно неизвестного художника с подписью «А. Р.», возможно принадлежавшее великой княжне Александре Николаевне. Это произведение, озаглавленное «Карусель перед Новым Царскосельским дворцом», хранилось в кабинете императрицы.

Слова графини Долли Фикельмон, современницы событий, служат достойным эпиграфом к этому празднику:
«Поистине невозможно представить ничего более совершенного, чем эта императорская семья вкупе. Император, Императрица и их дети могли бы быть персонажами какой-нибудь сказки о феях!»