Слово «шаромыжник» имеет неоднозначную этимологию. Популярная легенда связывает его с фразой французских солдат «cher ami» («милый друг»).
В конце 1812 г. положение наполеоновских войск сложным. «Генерал Мороз» и грамотная тактика русских изрядно потрепали военных, некогда наводивших страх на Европу. В отчаянии они брели по дорогам большой страны и просили у местных жителей хоть какого-то пропитания. Обращались к бывшим врагам буквально по-дружески – cher ami, что означает «милый друг». Крестьяне, незнакомые с иностранными языками, перевели это выражение по-своему. Так появились на свет пресловутые «шаромыжники».
14 января 1813 г. председатель Комитета министров генерал Сергей Вязмитинов направил всем губернаторам циркуляр, содержащий требования разделить всех пленных солдат наполеоновской армии на четыре группы. У каждой было свое назначение. К первой группе отнесли поляков-мятежников: их отправляли на службу в Грузию, на Кавказ и в Сибирь. Ко второй группе принадлежали те, кто выразил желание освоить гражданские профессии. Их определили на фабрики и заводы. Тем пленникам, которые в бытность свою занимались земледелием, предложили поселиться в Саратовской и Екатеринославской губерниях. Наконец, представители четвертой группы должны были заниматься постройкой и восстановлением домов в Москве и других городах. Всем из казны полагалось пособие в размере 100 рублей. На эту сумму «шаромыжники» покупали одежду и обувь, пищу, а также постой в домах горожан и селян. На дополнительные нужды они зарабатывали своим трудом, работая, например, в поле или в ремесленных мастерских. Отдельную категорию составляли французы, которым в России посчастливилось устроиться учителями и гувернерами.
Небогатые дворяне с радостью брали на работу иностранных поваров и гувернеров для своих детей. Раньше не все могли позволить себе такую прислугу, однако теперь бывшие военные были готовы трудиться даже не за жалование, а за еду и жилье. Композитор Юрий Арнольд вспоминал, что и у него был такой гувернер –барабанщик Грожан. Бывший солдат наполеоновской армии научил мальчика разводить костер, устанавливать палатку, плавать и маршировать. Увы, правилам этикета впору было обучать самого гувернера: Грожан ел руками, вытирал руки об одежду, выражался далеко не литературным французским языком. Присоединившись к республиканской армии еще в 1790-х гг., он прошел все основные кампании и набрался словечек из лексикона своих итальянских, испанских и польских сослуживцев. И хотя юного воспитанника Грожана пришлось потом переучивать в пансионе, мальчик души не чаял в своем необычном учителе.
Нашел свое место в Российской империи и бывший унтер-офицер Жан-Батист Савен. Ему был доверен вывоз из России важного груза – ящиков с награбленными ценностями и четырьмя миллионами франков. Однако Савену не повезло: во время сражения на Березине все сокровища ушли под воду. Незадачливого офицера пленили русские казаки. О возвращении домой он думал с опаской, ведь не выполнил приказа самого Наполеона. Боясь, что не сможет внятно объяснить пропажу ценностей, Жан Савен предпочел остаться в России. Он принял православие, обосновался в Саратове, присягнул на верность российскому императору и поменял имя. Теперь его звали Николаем Савиным. Устроившись на новом месте, он начал преподавать французский язык и рисование в благородном пансионе, увлекся историей Саратовского края и профессиональной живописью. Позднее открыл художественную мастерскую. В 1830-х гг. Савен вдруг решил вернуться во Францию, но получил отказ и продолжил тихую жизнь в российской провинции. Постепенно стали открываться любопытные факты его биографии. Оказалось, что Савен не был кавалером ордена Почетного Легиона, хотя очень любил рассказывать об этой награде. Доподлинно неизвестно и то, действительно ли он вез украденные сокровища или выдумал эту сказку ради красного словца. Впрочем, все это не помешало ему сохранить статус легендарной личности: считается, что Николай Савин прожил удивительно долгую жизнь и скончался в 102 (по другим данным – 104) года. В 1894 г. его похоронили с воинскими почестями в присутствии губернатора и командующего округом.
Французский офицер Поль Лансере получил ранение в битве под Смоленском и не смог присоединиться к своей армии, когда она бежала из России. Как многие другие «шаромыжники», он попал в плен, а затем нашел приют у местных жителей. Современники Лансере говорили, что у него были веские причины не спешить с возвращением на родину. Его брат в правление Наполеона был казнен, и Поль присоединился к армии лишь для того, чтобы избежать такой же печальной участи. Теперь ему предоставилась возможность навсегда забыть о Наполеоне. Неспроста сегодня трудно проследить корни этой фамилии во Франции – возможно, Лансере и вовсе взял псевдоним. Освоившись в России, Поль стал Павлом и женился на девушке, выхаживавшей его после ранения, – баронессе Ольге фон Таубе. Куда больше самого Поля Лансере прославились в России его потомки. Внук бывшего французского военного Евгений Лансере стал выдающимся скульптором-анималистом, а правнук – художником.
Источник: https://histrf.ru/read/articles/sharomyzhniki-zemli-russkoj-kak-soldaty-napoleona-obreli-novuyu-rodinu