Вы сейчас просматриваете Армия грабителей

Армия грабителей

В марте 1814 года после непродолжительного штурма Париж был взят. Союзные войска вступили на улицы города. Парижане с ужасом ждали мести со стороны русских за московский пожар 1812 года, но этого не случилось. Русские войска вошли в Париж с миром, – так повелел император. В отличие от солдат наполеоновской армии, осквернявших русские святыни, грабивших все и вся на русской земле, русские вели себя учтиво. Три месяца в Париже находились русские войска, и город совершенно не пострадал от их присутствия. Город продолжал работать все эти месяцы, были открыты лавки, выступали артисты, улицы были заполнены парижанами…

200 лет Москва не подвергалась разграблениям, она строилась и богатела. Она была самой настоящей сокровищницей. Московский Кремль, церкви и монастыри хранили серебро, золото и воинские трофеи. Уникальными сокровищами были наполнены усадьбы знати, особняки купцов. В Москве были сосредоточены богатейшие коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства. Покидая город, хозяева богатств просто физически не успевали всё это вывезти.

С подобным разграблением наше Отечество не сталкивалось со времен нашествия поляков в начале XVII века. Всего пять недель были войска Наполеона в городе, и все пять недель шел непрекращающийся грабеж. Уже вскоре в сторону границы потянулись обозы с московскими сокровищами.

Интересны воспоминания Анри Бейля, которого позже весь мир узнает, как писателя Стендаля. Он был участником этого похода. В одном письме он описывает «громадную пирамиду из мебели и фортепиан», которую он видел на окраине Москвы. Дорогое оружие и дорогое вино – главный интерес мародёрствующих французских солдат.

В Кремле находился Наполеон, но это не помешало осквернению храмов. Все церкви были ограблены. Рассказывают, что в Успенском соборе вместо паникадила были установлены большие весы, на которых взвешивали выплавленное золото и серебро из награбленных церковных сокровищ, риз, окладов. Здесь же французы установили плавильные печи и стойла для лошадей французского императора. Цивилизованная Франция воровала в промышленных масштабах. Когда русские вернулись, они были вынуждены опечатать Успенский собор, чтобы народ не увидел учинённых бесчинств.

С колокольни Ивана Великого сняли громадный крест. Как французы ни старались, его при демонтаже все равно раскололи. С него сняли серебряные плиты, которыми он был облицован.

В ряде храмов были устроены конюшни. Оконными рамами топили печи. Всё что представляло какую-то ценность, переплавлялось. Мощи святых были изуродованы, гробницы были наполнены нечистотами. Иконы, украшавшие церкви, были перепачканы и расколоты.

Бонапарт был вынужден начать отступление. 20 октября озлобленный Наполеон издал приказ, повелевавший разрушить Москву. Наполеон распорядился предать огню все дворцы Кремля. «Ружья разбить в щепу, разместить порох под всеми башнями Кремля…».

За отступавшей Великой армией Бонапарта двигались бесконечные обозы, доверху наполненные награбленным добром. Уже после войны дотошные чиновники российского МВД подсчитали, что в этих обозах находилось 18 пудов золота, 325 пудов серебра, церковная утварь, драгоценные камни, старинное оружие, меха и т.п. В обозах везли и двуглавых орлов с башен Кремля.

Естественно, самая ценная добыча досталась «атаману разбойников» – Наполеону. Его добыча ехала в специальном «золотом обозе» под охраной гвардии. Но трофеи до Парижа не добрались, – они исчезли. В мемуарах французского генерала де Сегюра сообщалось, что отступавшие вынуждены были сбросить в Семлевское озеро всю вывезенную из Москвы добычу. Ему вторит известный английский писатель Вальтер Скотт, который написал биографию Наполеона, он также в этой связи упоминал Семлевское озеро. 

Поиски сокровищ продолжаются уже практически 200 лет, но особых подвижек пока не предвидится. 

Источник: https://histrf.ru/read/articles/kak-frantsuzy-ghrabili-moskvu-v-1812-ghodu