Николаевский фарфор — это продукция Императорского фарфорового завода в России, известного своим высоким художественным и технологическим качеством, особенно в период правления императора Николая I. В этот период завод выпускал изысканные изделия с роскошной позолотой и живописным декором, в том числе большие дворцовые вазы и сервизы с рисунками в различных стилях, таких как античный, византийский, древнерусский и восточный.
По заказу императора Николая I с 1828 по 1844 гг. были созданы две серии литографий «Собрание мундиров Российской императорской гвардии и армии» с рисунков С.П. Шифляра и А.И. Зауервейда. Одновременно по образцу тех же рисунков и литографий на Императорском фарфоровом заводе были исполнены серии тарелок «с российскими военными фигурами».
Судя по многочисленным архивным сведениям, процесс создания и литографий, и фарфора проходил под неизменным личным контролем императора.
Тарелки изготавливались в двух экземплярах: для Николая I и цесаревича Александра Николаевича. В редких случаях наборы тарелок делали по особому заказу для подарков членам семьи и высокопоставленным
персонам. В обе серии входило не менее 220 предметов с не повторяющимися сюжетами и орнаментами.
Борт тарелок украшен арматурными орнаментами, составленными из элементов вооружения и снаряжения соответствующих родов войск. Тарелки первой (гвардейской) серии отличаются золоченым бортом, тарелки второй (армейской) серии — зеленым бортом с золоченым орнаментом.
Знаменитый впоследствии «николаевский фарфор» Императорского завода был высоко оценен уже его современниками. Например, король Пруссии Фридрих Вильгельм III, большой ценитель фарфора, называл их «роскошными сверх всякого представления».