Вы сейчас просматриваете Промышленный шпионаж и князь Вяземский

Промышленный шпионаж и князь Вяземский

Министр финансов генерал от инфантерии граф Егор Францевич Канкрин был первоклассным государственным деятелем, прекрасно осознававшим, что государство Российское нуждается не только в могучей армии, но и в образцово организованной разведке — как военной, так и политической, экономической, финансовой и научно-технической.

Министр Канкрин прозорливо разглядел в наблюдательном и остроумном «памфлетере» князе Петре Андреевиче Вяземском будущего разведчика. Профессию журналиста с профессией разведчика роднит одно весьма существенное обстоятельство — умение извлекать закрытую информацию из открытых источников. 

Канкрин быстро ввел энциклопедически образованного Вяземского в круг его служебных обязанностей. Князю не потребовалось много времени на раскачку. Он быстро освоился с новым родом деятельности. Чиновнику надлежало стать при министре тем самым «термометром, которым мог бы и ощущать, и сообщать» не только об успехах, но и о недостатках и живейших потребностях отечественной промышленности, срочно нуждавшейся в модернизации.

Князь Вяземский, обстоятельно изучивший состояние российской промышленности, хорошо знал, «чего нам не достает», и мог конкретно ставить заграничной агентуре задания по добыванию необходимой информации. Проявленное князем служебное рвение было отмечено и вознаграждено. 5 августа 1831 г. он был пожалован придворным званием камергера. 21 октября 1832 г. назначен исполняющим должность вице-директора Департамента внешней торговли, а 6 декабря 1833 г. произведен в чин статского советника и утвержден в должности вице-директора и в этом качестве возглавил заграничную агентурную сеть Министерства финансов.

«Агенты следили за новыми изобретениями, за положением промышленности; доставляли описание наиболее совершенных фабрик, присылали новейшие образцы изделий, чертежи, модели и даже экземпляры машин. …Кроме того, агенты Министерства финансов, так же, как некоторые посольства и консулы, оказывали помощь фабрикантам в приискании иностранных мастеров. Присылаемые агентами большие и полные коллекции образцов, а также модели машин выставлялись для обозрения всех желающих в особом зале в департаменте, о чем публиковалось в газетах; затем такую выставку отправляли в Москву и другие города; доставляемые же агентами министерства новые машины передавались для опытов на фабрики».

Вице-директор Департамента внешней торговли князь Вяземский ежегодно получал значительные денежные награждения — по 3000 рублей ассигнациями. По существовавшим в то время правилам, даже «за отличие по службе» награду можно было получить лишь один раз в два года, а Вяземский получал их ежегодно: столь ценными были добытые его агентурой сведения. Ему несколько раз жаловали аренды, в течение многих лет позволявшие получать фиксированный доход с казенных имений. Князь неоднократно совершал продолжительные заграничные поездки в то самое время, когда большинство его современников были «невыездными».

Император Николай I внимательно следил за этою стороною деятельности Министерства финансов. Ему докладывали обо всех важнейших изобретениях и успехах техники; поступавшие от агентов образцы новых материй представлялись Их Величествам, причем Государыня Императрица обыкновенно выбирала несколько наиболее отличающихся изящностью вкуса образцов, по которым и заказывались для Ея Величества материи на петербургских или московских фабриках».

Источник: https://rodina-history.ru/2022/06/28/on-vzial-by-pushkina-v-razvedku.html