Вы сейчас просматриваете Вяземский в 1812 году
Вяземский Петр Андреевич

Вяземский в 1812 году

Петра Андреевича Вяземского мы знаем как поэта, литературного критика, историка, переводчика, но в меньшей степени – как героя Отечественной войны 1812 года.

Между тем камер-юнкер Вяземский, как и многие русские аристократы, вступил в ополчение, участвовал в Бородинской битве. Об этом периоде своей жизни он оставил мемуары «Поминки по Бородинской битве и Воспоминания о 1812 годе» (1869). Как воина себя он оценил следующими, довольно критичными словами: «Я уже однажды говорил, что никогда не готовился к военной службе. Ни здоровье мое, ни воспитание, ни наклонности мои не располагали меня к этому званию. Я был посредственным ездоком на лошади, никогда не брал в руки огнестрельного оружия. В пансионе учился фехтованью, но после того раззнакомился и с рапирою. Одним словом, ничего не было во мне воинственного. Смолоду был я довольно старообразен, и казацкий мундир и военная выправка были, вероятно, очень мне не к лицу».

Петр Андреевич вступил в казачий полк Матвея Дмитриева-Мамонова, стал адъютантом генерала Михаила Милорадовича. «Я так был неопытен в деле военном и такой мирный военный барич, – продолжает он свои воспоминания, – что свист первой пули, пролетавшей надо мной, принял я за свист хлыстика. Обернулся назад и, видя, что никто за мной не едет, догадался я об истинном значении этого свиста. Вскоре потом ядро упало к ногам лошади Милорадовича. Он сказал: «Бог мой! Видите, неприятель отдает нам честь». Не могу не заметить, что привычка говорить по-французски не мешала генералам нашим драться совершенно по-русски».

Несмотря на собственную характеристику, князь Вяземский на поле боя проявил себя настоящим героем: во время Бородинского сражения под ним была ранена одна и убита другая лошадь, он спас истекающего кровью генерала Алексея Бахметева, был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

По мнению некоторых историков литературы, рассказы Вяземского о реалиях Бородинского сражения были использованы Львом Толстым при написании романа «Война и мир», а образ Пьера Безухова, оказавшегося в центре театра военных действий, получил отдельные черты личности князя Вяземского. Кстати, когда Петр Андреевич уже стал известным литератором, он критиковал великого писателя за неточности в изображении событий на полях сражений.