Источники биографических данных
Биография Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной представлена в различных источниках, переписана многими блогерами на их страницах, размещена в печатных изданиях. Мы не ставим своей целью перенести всю информацию на наш сайт. Наши исследования и публикации будут раскрывать отдельные, самые интересные или малоизученные страницы ее биографии.
Необычайно красивая, умная, отличающаяся безупречными манерами и чувством такта Аврора всегда обладала талантом располагать к себе. Она легко завязывала отношения и умела мудро распоряжаться имеющимися связями. И благодаря этим способностям, она не только обеспечивала благополучие собственной семьи, но играла важную роль в решении судьбы Финляндии. В том, что касалось задач процветания отечества, и в вопросах милосердия к подчиненным и нуждающимся Аврора всегда действовала искренне, от всего сердца. Она всегда хотела жить правильно, согласно собственным убеждениям и собственному выбору.
«Разве не несем мы свое сердце с собою повсюду? От этой внутренней жизни, от того, насколько с точки зрения морали верно и благородно нам удается управлять ею, зависит все наше счастье в этом быстротечном бытии. Борьба с эгоизмом — если мы выходим из нее победителями — является одним из решающих условий душевного покоя». Аврора Карамзина 06.03.1871 г.
Начать знакомство с Авророй мы рекомендуем со следующих источников, которые опираются на достоверный исторический материал или подготовлены профессиональными исследователями и краеведами.
Книга ИНГРИД КВАРНСТРЕМ "Легендарная жизнь: Аврора Карамзина и ее эпоха"
Книга никогда не издавалась на русском языке, но на нее ссылаются и берут за основу все исследователи жизни Авроры.
Книга создана Ингрид Кварнстрем (Ingrid Qvarnström) (15.02.1891 — 07.01.1969), финской писательницей, писавшей на шведском языке. Существует перевод книги на финский язык. Книга впервые была издана в 1937 г. в Хельсинки. Оригинальный экземпляр книги хранится в библиотеке Алвара Аалто в г. Выборге.
Ингрид была редактором финского журнала с 1927 по 1956 гг. и писала книги по истории. Похоронена на том же кладбище Хиетаниеми, что и ее любимая героиня, исследованию жизни которой она посвятила годы.
Книга Аапели Саарисало "Аврора Карамзина и люди ее эпохи"
Финский профессор–востоковед Аапели Саарисало (1896-1986) — археолог, ученый, писатель, написавший несколько десятков книг «для служения народу», увлекательно рассказывает о семье Авроры, о ее детстве, молодости, браках, о длинных путешествиях, о том как для дочери финского губернатора открылись двери в блестящие салоны богатых дворцов.
Книга также рассказывается и о том, как развивается внутренний мир героини, о ее многосторонней деятельности на благо ближних.
В сети можно найти русский перевод книги Анны Петро.
Aapeli Saarisalo. Aurora Karamzin ja hänen aikansa (1972)
ISBN 951-0-00585-1
Книга Сергея Сергеевича Шульца "Аврора"
Сергей Сергеевич Шульц (1934-2004) открывает малоизвестную страницу светской жизни России XIX века.
Книга об Авроре Карловне Карамзиной стала итогом многолетнего серьезного исследования, кропотливой работы во многих архивах, изучения редких документов и воспоминаний. Работу С.С.Шульца отличают интересный иллюстративный материал и богатейшее содержание. Это не просто биография женщины, это — живая история России и Финляндии.
Сфера научных и творческих интересов С.С.Шульца была необычайно широка. Он был доктором геолого-минералогических наук, старшим научным сотрудником ВСЕГЕИ им. А.П.Карпинского, самобытным поэтом, друживший с И.Бродским, Е.Рейном, В.Уфляндом, Я.Гординым и Д.Бобышевым, краеведом, историком и писателем. Хорошо известны его книги — «Храмы Санкт-Петербурга. История и современность» (СПб, 1994), «Бродячая собака» (СПб, 1997), «Дом искусств» (СПб, 1997).
Уникальность и своеобразие этому повествованию придают особое внимание автора к драматической судьбе блистательной Авроры и его романтическая любовь к своей героине.
ISBN 5-93630-190-7
208 стр.
Сергей Сергеевич Шульц — младший
(30 июля 1934, Таганрог — 18 октября 2004, Санкт-Петербург) — геолог, историк, публицист.
Отец —Сергей Сергеевич Шульц (старший) (1898–1981) ― доктор геолого-минералогических наук, профессор геоморфологии ЛГУ. Мать ― Ольга Иосифовна Некрасова (1898–1987) — геолог, заведующая литологической лабораторией ВСЕГЕИ.
В 1957 г. с отличием окончил геологический факультет ЛГУ. Работал во Всесоюзном (Всероссийском) геологическом институте, ведущий научный сотрудник. Участник геологических экспедиций в Средней Азии, на Кавказе, на Урале, в Восточной Сибири, на Кольском полуострове. Специалист по общей и региональной геотектонике, геодинамике, сравнительной планетологии, металлогении. Разработал и обосновал новую классификацию химических элементов. Установил генетическую связь между горными массивами Урала и Тянь-Шаня.
С 1964 г. — преподаватель на геологическом и географическом факультетах ЛГУ. Читал курсы лекций по гуманитарным дисциплинам для студентов и преподавателей филологического и исторического факультетов. В 1980–1990-х гг. также преподавал в ЛГПИ. С 1996 по 2004 гг. ― профессор кафедры истории геологии геологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Автор около 170 научных работ по геологии, в том числе 15 монографий.
Автор 7 историко-краеведческих книг, около 100 исторических статей и эссе. Среди работ — фундаментальное исследование «Храмы Петербурга: История и современность» (СПб., 1994), а также книги по истории города: «Дом Искусств» (СПб., 1997), «Бродячая собака» (СПб., 1997), «Невская перспектива: От Адмиралтейства до Мойки» (СПб., 2004. Т. 1).
«Что мы знаем об истинных русских интеллигентах? Образ размытый, редко встречающийся в торопливой повседневности. Для тех, кто знал Сергея Сергеевича Шульца-младшего — образ реальный, в ауре которого чувствуешь себя другим, более цельным и нужным. Легкое отношение к сложным вещам, невыразимый энциклопедизм знаний. Необъятная любовь к нашему городу, уважение к любому Человеку, который рядом в данный момент. Вселенское знание Мудрости жизни, способность найти в истории людей ярких и важных, но обделенных вниманием общества. Восхищение природой и позиция Вечного ученика. Круглый от бесконечного количества бумаг портфель. Круглая от необъятного количества адресов записная книжка. Жизнелюбие, жизнепонимание, жизнерадостность. Неиссякаемая энергия творчества. Когда он успевал писать? Симпозиум, лекция, возрождение “Бродячей cобаки”, экскурсия, радиопрогулки по Санкт-Петербургу, творческий вечер… Лекция на любую тему — Аврора Шернваль, немецкий Петербург, отражение мировых катастроф в мировой мифологии — главное, на метро успеть. Наверное, представители любой гуманитарной науки считали его “своим”. И мы считали. В нашем Центре встреч он играл в театре, переводил немецкую классику на русский язык, читал лекции, был частью нас всех. На прощание он всегда целовал женщинам руку. Как два века назад…» (Из некролога Русско-немецкого Центра встреч).
Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
Лекция Михаила Николаевича Костоломова "Аврора Карловна Демидова-Карамзина"
(Выборг, 2013 г.)
Михаил Николаевич Костоломов (1953-2016) — краевед, экскурсовод, переводчик, автор многочисленных статей о людях и событиях Выборга и Финляндии. Михаил Николаевич внес огромный вклад в культуру и историю города Выборга, составил более чем 15 тысяч справок о людях, живших в Выборге в разные века, перевел поэму Л.Г.Николаи о парке Монрепо.
Михаил Николаевич владел языками, без знания которых невозможно полное представление о более чем семисотлетней выборгской истории. Он работал с источниками на финском, шведском, немецком, французском, английском языках. Занимался в архивах Финляндии, Швеции, изучал энциклопедии, рукописи, старинные книги, генеалогические таблицы.
Он не был профессиональным историком или библиографом. Был научным сотрудником Ботанического сада, работал учителем в школах, преподавал в вузах, трудился в парке «Монрепо», в музее Выборгского замка. У него не было научных степеней, хотя по уровню своих знаний он превосходил иных маститых ученых. Он был настоящим краеведом.
В феврале 2016 г. Михаил Николаевич часть своей обширной библиотеки (около 1000 книг) подарил Выборгскому объединенному музею-заповеднику. Ныне это собрание составляет книжный «Фонд Михаила Костоломова».
Видео с канала Vanha Suomi
Книга "Размышляющий пейзаж. Русская Финляндия и финский Петербург"
В книге представлены значимые, но недостаточно известные широкой аудитории эпизоды взаимовлияния и взаимопроникновения финской и русской культур. Они рассматриваются сквозь призму женских судеб.
В антологию вошло повествование Марты Норрбак «Аврора Карамзина — фрейлина императрицы и верная дочь Отечества», представляющее интересные факты из жизни Авроры.
Издание подготовлено в «Издательстве К.Тублина» при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге и общества «Друзья Института Финляндии в Санкт-Петербурге» в 2017 году.
Рассказ Валентина Пикуля "Демидовы"
Историческая миниатюра Валентина Пикуля.
Демидовы для российских историков стали любимейшой темой, кто только не писал о сопричастных к этому роду, тем более их поступки дали уйму тем для разговоров.
Рассказ повествует об истории жизни двух представителей рода Демидовых — братьев Анатолия Николаевича (1812—1870) и Павла Николаевича (1798—1840). Об их «чудачествах», меценатстве, политической деятельности и главное, о судьбе генеалогического древа рода Демидовых, рассказывает известный писатель.
ISBN: 5-17-010665-3, 5-7838-0969-1
13 стр.
Очерк Игоря Шакинко "ПОРТРЕТ "РОКОВОЙ" АВРОРЫ"
Игорь Михайлович Шакинко (1930-1993) — российский историк, писатель, журналист, очеркист, уральский краевед. Автор многочисленных исследований и публикаций по истории уральской камнерезной промышленности, биограф Василия Татищева, Демидовых. Печатался в журналах «Урал», «Уральский следопыт».
В 1979 году за очерк «Брюлловская «Аврора» И.М. Шакинко получил приз и стал лауреатом года за лучшее произведение, опубликованное в «Уральском следопыте».
Очерк, названный позднее «Портрет «роковой «Авроры», — жемчужина в творчестве Шакинко, вошел в сборник «Загадка уральского изумруда» (г. Свердловск, 1980).
304 стр.
Рассказ Ираклия Андроникова "Тагильская находка"
Впервые «Рассказы литературоведа» вышли в издательстве «Детская литература» в 1949 г. В то время книжка включала в себе только две вещи — «Портрет» и «Загадку Н. Ф. И.». В последнее издание входит уже одиннадцать рассказов.
Один из рассказов «Тагильская находка» построен на переписке членов семьи великого историка Н.М. Карамзина, друживших с А.С. Пушкиным. В нем мы встречаемся и с членами семьи Авроры Карловны.
Прежде чем положить эту историю на бумагу, автор многократно рассказывал ее в своих литературных концертах, выступал по радио и по телевидению.
Повесть Татьяны Рожновой "Северная Аврора. Повесть в документах"
В 1997 году в № 9 журнала «Нева» была опубликована повесть в документах Татьяны Рожновой — «Северная Аврора». Номер этого журнала разошелся мгновенно, став библиографической редкостью.
Автор прослеживает историю жизни Авроры, начиная со времени ее ранней молодости, проведенной в Финляндии, а затем рассказывает о замужествах в двух главах — «Аврора Демидова» и «Аврора Карамзина».
Не менее интересен материал, собранный исследовательницей в главе «Аврора Карамзина», связанный с историей семейства Н.М. Карамзина, игравшего поистине выдающуюся роль в культурной жизни Петербурга. Множество использованных в работе источников в своей совокупности дают полное и целостное представление о жизни литературного Петербурга, его столичных салонах и событиях культурной жизни.
Монографию Татьяны Рожновой удачно дополняют иллюстрации — портреты тех лиц, о которых идет речь.
Лекция Алексея Мосина "Спутницы жизни: женщины в истории демидовского рода"
Алексей Геннадьевич Мосин, доктор исторических наук, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН рассказывает о женах представителей нескольких поколений рода Демидовых.
Благодаря талантливому перу Алексея Геннадьевича, Демидовы стали известны широкому кругу читателей как участники важнейших событий в истории России и Европы, как меценаты и благотворители, деятели культуры и науки. В научно-популярной серии «У истоков уральского предпринимательства» вышла его книга «Род Демидовых» (Екатеринбург, 2012). Также он принял участие в подготовке и издании уникального исторического источника «Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771–1773)» (Екатеринбург, 2005). В 2015 г. его вклад в изучение истории рода Демидовых отмечен медалью имени Акинфия Демидова, учрежденной Союзом промышленников Алтайского края.
Видео с канала Клуб друзей Белинки
Книга Евы Хурскайнен «Аврора Карамзина: от двора Петербурга до помощи бедным»
Книга финской писательницы Eeva Hurskainen (на финском языке) о деятельности легендарной благотворительницы, оставившей неизгладимый след в финском обществе.
Книга увлекательно рассказывает о жизни Авроры. Это трогательная история развития личности, крупный план человека, который находит цель жизни.
Аврора Карамзина была теплым и сострадательным человеком, всегда готовым помочь нуждающимся. Однако, она также настаивала на своем видении развития страны: Финляндии нужна функционирующая социальная система для решения насущных вопросов населения.
Финляндия, 2002 г.
Альманах Международного Демидовского фонда
Альманах – первое издание, освещающее деятельность Международного Демидовского Фонда с момента его основания в 1992 г. по 2001 г. включительно. Читатели узнают о Демидовских Ассамблеях Фонда, проектах и реализуемых программах, международных связях фонда, об ушедших и ныне живущих потомках рода Демидовых и лауреатах возрожденных Демидовских премий. Альманах знакомит читателей с феноменом предпринимательской и меценатской деятельности знаменитой династии уральских горнозаводчиков Демидовых и их вкладом в освоение Урала и Сибири, в развитие промышленности, науки, образования и культуры России. Уделено внимание генеалогии рода Демидовых.
Альманах Международного Демидовского фонда / редкол.: Г.Г. Григорян, Н.Г. Демидова, В.С. Мелентьев и др. – Москва : Классика, 2001. – 223 с.
Доступно по ссылке: https://www.indf.ru/library-mdf/.
Биографический очерк Василия Огаркова «Демидовы. Их жизнь и деятельность»
Одна из книг фонда редких и уникальных изданий. Напечатана книга в Санкт-Петербурге, в 1891 г. На развороте титульного листа приведен портрет Акинфия Демидова, гравированный в Лейпциге Геданом. Книга дозволена цензурой 25-го декабря 1890 г. Шрифт старинный.
В предисловии сказано: «Самыми интересными лицами из фамилии Демидовых являются, бесспорно, ее родоначальники – тульские кузнецы Никита и сын его Акинфий, деятельности которых главным образом и посвящается исследование».
Типография газеты «Новости», 1891. – 95 с.
Доступно по ссылке: https://elib.tomsk.ru/purl/1-9825/.
Биографические очерки «Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы»
Это переиздание павленковской серии «Жизнь замечательных людей». Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) – один из крупнейших книгоиздателей и редакторов России, автор и создатель (выходила с 1890 по 1915 гг.) – первой в Европе универсальной биографической коллекции, имевшей большой успех. Серией Ф.Ф. Павленкова охвачены выдающиеся люди – исторические личности всех времен и народов.
В этой книге, кроме прочих, представлены очерки о Демидовых по главам: Петр Великий и тульские кузнецы; Урал и его пионеры; Кузнецы – властелины Урала; Увеличение богатства и могущества Демидовых; В погоню за золотом; Не в отцов дети; Демидовы-европейцы.
Челябинск: Урал, 1994. – 463 с.
Исторические очерки Николая Мезенина «Династия Демидовых»
Николай Александрович Мезенин, инженер-металлург из Нижнего Тагила, многие годы занимается исследованием истории уральского края и металлургической отрасли. Он автор многих книг, как краевед много времени посвящает изучению истории династии Демидовых.
Кроме разделов – «Горнозаводчики Демидовы» и «Демидовы мастеровые», в книге представлен интереснейший материал в разделе «Культурное наследие Демидовых». В нем подробно представлены благотворительные дела Демидовых, портретная галерея рода, рассказывается о Демидовых как филантропах и меценатах.
Екатеринбург: Раритет, 2008. – 271 с., [16] л. ил.
Краткий справочник Николая Мезенина «Династия Демидовых»
Тагильский металлург и краевед, кандидат технических наук, автор 200 печатных работ, в числе которых 16 монографий, Николай Мезенин выпустил краткий справочник «Династия Демидовых».
В издании три основные главы: «Горнозаводчики», «Благотворители и коллекционеры», «Демидовы в оценке историков и писателей». Для удобства читателей даны краткие биографии представителей династии, начиная с Никиты Демидовича Антюфеева, их портреты и родословная роспись, кто кому кем приходится и к какому поколению относится. Справочник понятен даже начинающим юным краеведам, которые первое время упорно путают Демидовых — Никиту Демидовича с Никитой Акинфиевичем, Павла Николаевича с Павлом Павловичем.
Несколько страниц справочника посвящено многолетней работе Николая Мезенина над демидовской темой. Автор книг «Занимательная металлургия», «Металлург Грум-Гржимайло», «Урал на всемирных выставках», «Лауреаты Демидовских премий», «Мастеровые», «Сталь доброты превосходной…», он всегда пишет так, чтобы было интересно читать и специалистам, и широкой публике. Тираж этих изданий небольшой, например, у справочника «Династия Демидовых», всего 300 экземпляров.
Нижний Тагил: Н.А. Мезенин, 2016. – 82 с.
Книга Алексея Мосина «Род Демидовых»
Книга доктора исторических наук Алексея Геннадьевича Мосина продолжает популярную серию «У истоков уральского предпринимательства».
В основу книги о роде Демидовых положены два важнейших принципа. Во-первых, род Демидовых рассматривается как история сменяющих друг друга поколений, отдельные представители которых показаны на фоне своей эпохи, в многообразных связях с современниками – родственниками, друзьями, деловыми партнерами, сослуживцами. При этом главное внимание уделяется самим Демидовым, а не истории их заводов и прочих владений. Во-вторых, в тексте книги широко применяется цитирование документов, вышедших из-под пера самих Демидовых.
Представленные в книге очерки не могли охватить всей многовековой истории демидовского рода. Если в первой главе «Ранние Демидовы» речь идет о родоначальнике Никите Демидове и всех его сыновьях, то во второй «Три лика третьего поколения» – уже только о сыновьях Акинфия Никитича. В третьей главе «Четвертое поколение на службе России» рассказано о сыновьях Григория и Никиты Акинфиевичей, а четвертая глава «Поздние Демидовы» посвящена исключительно потомкам Николая Никитича Демидова.
Причин тому несколько. Одна из них – для серии «У истоков уральского предпринимательства» принципиально важна связь демидовского рода с промышленностью, деловой жизнью Уральского региона. От поколения к поколению число родовых ветвей Демидовых, сохранявших эту связь, неуклонно сокращалось. И к началу ХХ столетия по-прежнему демидовскими на Урале оставались только Нижнетагильские и Луньевские заводы Демидовых, князей Сан-Донато.
В этом уникальном издании можно увидеть карты демидовских владений, старинные гравюры и фотографии, генеалогическую таблицу рода Демидовых XVII – XIX века. А также познакомиться с хроникой жизни и деятельности представителей рода Демидовых.
Екатеринбург: Сократ, 2012. – 529 с.
Книга Г.А. Ипполитовой "Итальянская глава о Демидовых"
Книга написана на основе архивных источников с использованием редких и труднодоступных печатных иностранных изданий, а также воспоминаний современников и повествует об известном российском меценате Николае Никитиче Демидове и его сыновьях — Павле и Анатолии.
Санкт-Петербург, 2013 г. ISBN: 978-5-905273-38-4.
Но, к сожалению, не всем источникам можно доверять. Ниже мы приводим текст В.Ф. Ходасевича, который изобилует ошибками в биографии Авроры…
Внимательный читатель нашего сайта найдет их без труда.
Аврора Шернваль
автор Владислав Фелицианович Ходасевич
Опубл.: 1934. Источник: az.lib.ru
Владислав Ходасевич. Пушкин и поэты его времени
Том второй. (Статьи, рецензии, заметки 1925—1934 гг.)
Под редакцией Роберта Хьюза
Berkeley Slavic Specialties
АВРОРА ШЕРНВАЛЬ
Несколько дней тому назад в газетах упоминалось, что князь Павел Карагеоргиевич, которого покойный король Александр назначил регентом Югославии, со стороны матери — русского происхождения. Его мать была урожденная княжна Демидова Сан-Донато, звали ее Аврора Павловна. Это поэтическое имя, несомненно, было дано ей в честь ее бабки, обаятельный и печальный образ которой хорошо знаком историкам русской литературы. Он, однако же, менее знаком широким кругам читателей, и потому историю этой женщины представляется нам нелишним пересказать.
В двадцатых годах прошлого столетия выборгским губернатором состоял некий Карл-Иоганн Шернваль, у которого было две дочери и два сына. Семья была не богатая, но очень порядочная. Барышни получили хорошее образование. К тому же они отличались замечательной красотой. Из них младшая, Аврора, родилась в 1808 году. Было ей всего лет семнадцать, когда молодой поэт Баратынский, отбывавший в Финляндии солдатчину, посвятил ей стихи — одни из прекраснейших в русской антологии:
Девушке, имя которой было Аврора
Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»
«Пылкий юноша», о котором здесь идет речь, — может быть, лицо воображаемое. Однако вероятнее, что это — друг Баратынского, Александр Алексеевич Муханов, в ту пору — корнет уланского полка, адъютант финляндского генерал-губернатора гр. А. А. Закревского, образованный молодой человек, не чуждый литературе. Что Аврора уже тогда заронила искру в сердце Муханова, можно предположить потому, что год спустя, покинув Финляндию, Баратынский послал ему следующий стихотворный «Запрос»:
Что скажет другу своему
Любовник пламенный Авроры?
Сияли ль счастием ему
Ее застенчивые взоры?
Любви заботою полна,
Огнем очей, ланит пыланьем
И персей томных волнованьем
Была ль прямой зарей она,
Иль только северным сияньем?
Последующие события подтверждают, что Муханов уже тогда был к Авроре неравнодушен. Но когда Баратынский посылал ему эти стихи, Муханову не долго еще оставалось пробыть на севере. В июне 1825 года был он переведен в 29 Егерский полк в чине поручика и покинул Финляндию. На некоторое время Аврора Шернваль исчезла с его горизонта.
Ее старшая сестра, Эмилия Карловна, такая же красавица, только собой белокурая (Аврора была смугла, и волосы у нее были черные), летом 1828 года вышла замуж за графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина, мецената и богача, некогда служившего в Измайловском полку. За прикосновенность к делу декабристов гр. Мусин-Пушкин был переведен в армию, в Петровский полк, а затем, в 1829 г., — в Тифлисский пехотный полк, на Кавказ. В Новочеркасске он съехался с Пушкиным (см. первую главу «Путешествия в Арзрум»). Они согласились вместе ехать до Тифлиса. С ними же ехал Эмилий Карлович Шернваль, брат Эмилии и Авроры. Не доезжая до Ларса, все трое любовались Тереком, причем Шернваль с МусинымПушкиным вспоминали Иматру и отдавали ей предпочтение.
В самом конце 1829 г. Паскевич уволил Мусина-Пушкина в отпуск в Москву, для раздела имения, оставшегося после смерти его матери, а еще два года спустя граф был вовсе уволен от службы с обязательством жить в Москве и не выезжать за границу. Вскоре после того Аврора Шернваль стала невестою, но жених ее умер незадолго до свадьбы. Имя этого молодого человека до нас не дошло.
Потрясенная горем, Аврора покинула Финляндию и уехала к сестре в Москву. Здесь она была замечена ценителями и знатоками. Кн. П. А. Вяземский, за несколько лет до того открывший глаза москвичам на Татьяну Ларину, писал одному своему приятелю: «В Москве все по-старому, кроме двух новых финляндских звезд: Пушкиной и сестры ее Авроры, воспетой Баратынским и мною. Сказывают, что все светила побледнели перед ними, и московский Ришелье Норов все так и норовит, чтобы быть при них. В самом деле, они замечательно милы внутренно и внешно».
Подробностей о московской жизни Авроры Карловны у нас нет. Известно лишь то, что здесь ей суждено было вновь встретиться с Мухановым. После турецкой кампании 1828—1829 гг. он поселился в Москве, оставив военную службу, и в чине полковника и в звании камергера состоял при московском Главном архиве Министерства иностранных дел. Старое чувство к Авроре в нем пробудилось, он просил ее руки и получил согласие. Но пророчество Баратынского не сбылось: «солнца счастия» Аврора за собой не выводила. Ее второй жених, как и первый, скончался до свадьбы, 2 августа 1834 г., — не дожив двух месяцев до тридцати четырех лет.
В 1834 г. Мусин-Пушкин был наконец освобожден от надзора и получил разрешение жить где угодно. Значительную часть времени семья проводила с этих пор в Петербурге. Там же Аврора Карловна познакомилась с богачом и благотворителем Павлом Николаевичем Демидовым. В 1836 г. она стала его женою.
В те годы светская жизнь еще тесно соприкасалась с литературною. Наиболее видные литераторы в большинстве принадлежали к высшему обществу. Литературные салоны были в то же время и великосветскими. Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина и Аврора Карловна Демидова блистали в тех же гостиных, где и Дарья Федоровна Фикельмон, супруга австрийского посла, и Наталья Николаевна Пушкина. Пушкин бывал в доме Эмилии Карловны, — несомненно, знал он и сестру ее. Впрочем, расцвет их петербургской славы пришелся уже на те годы, когда Пушкина не было в живых.
В конце тридцатых годов обеих сестер можно было встретить в самых изысканных собраниях. Они бывали у гр. В. А. Соллогуба, автора Тарантаса, у Карамзиных, у В. Ф. Одоевского, у поэтессы Е. П. Ростопчиной. Мемуаристы единогласно восхищаются их красотой и умом. «Аврора Карловна Демидова, финляндская уроженка, считалась и была на самом деле одной из красивейших женщин в Петербурге, — рассказывает Соллогуб: — многие предпочитали ей ее сестру, графиню Мусину-Пушкину, ту графиню Эмилию, о которой влюбленный в нее Лермонтов написал это стихотворение:
Графиня Эмилия —
Белее чем лилия,
Стройней ее талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах ее светится,
Но сердце Эмили
Подобно Бастилии.
Трудно было решить, кому из обеих сестер следовало отдать пальму первенства…».
Стихи Лермонтова были написаны в 1839 году. Несомненно, в них есть шутливый оттенок. Вопреки мнению Соллогуба, можно предположить, что Лермонтов лишь ухаживал за графиней Эмилией, отдавая дань ее прелести, но не питая глубокого чувства. Случайный, но зоркий свидетель, кажется, верней угадал, каковы истинные отношения между Лермонтовым и ею. И. С. Тургенев на святках 1839 г. впервые увидел Лермонтова в доме кн. Шаховской и долго наблюдал за ним издали: «Он поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в черное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц — белокурая графиня М<усина>-П<ушкина> — рано погибшее, действительно прелестное создание. На Лермонтове был мундир лейб-гвардии Гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток — и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню. Она мало с ним разговаривала и чаще обращалась к сидевшему рядом с ним графу Ш<увалов>у, тоже гусару. <…> Помнится, граф Ш. и его собеседница внезапно засмеялись чему-то, и смеялись долго; Лермонтов также засмеялся, но в то же время с каким-то обидным удивлением оглядывал их обоих. Несмотря на это, мне все-таки казалось, что и графа Ш. он любил, как товарища, — и к графине питал чувство дружелюбное. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр…»
Огромное богатство и широчайшая благотворительность позволили Демидовым занять видное положение при дворе и в обществе. Впрочем, Аврора Карловна держалась с простотой и достоинством. На больших балах являлась она в гладком одноцветном платье, с одною лишь тоненькою цепочкой на шее — правда, на этой цепочке висел знаменитый демидовский бриллиант-солитер, за который было уплачено миллион рублей ассигнациями. Как умная женщина и настоящая аристократка, Аврора Карловна была лишена всякого жеманства. Однажды в осенние петербургские сумерки вышла она пройтись. Уличный ловелас к ней пристал, прося разрешения проводить до дому. Аврора Карловна согласилась и довела его до своего дворца. Увидев залитый светом подъезд и слуг, вышедших навстречу хозяйке, неизвестный понял свою ошибку и хотел ретироваться.
— Куда же вы? — сказала Аврора Карловна, — я хочу познакомить вас с моим мужем.
Незнакомец, разумеется, предпочел избежать знакомства и тотчас исчез во мраке.
9 октября 1839 г. у Авроры Карловны родился сын — Павел. Однако ее семейной жизни не суждено было быть продолжительной: 25 марта 1840 г., в Майнце, скончался ее муж. По этому поводу Владимир Муханов, брат ее покойного жениха, писал в своем дневнике: «тяжело сознавать, что достаточно соединить свою судьбу с другим, чтобы увидеть его похищенным. Эта женщина совершенство; она, кажется, обладает всем для счастья: умна, добра, чиста сердцем, красива, богата. Дай Бог ей со всеми этими преимуществами найти человека, достойного ее и который сделал бы ее счастливой; она этого вполне заслуживает…».
Аврора Карловна, однако же, первое время не помышляла о новом браке. Она посвятила себя воспитанию сына; ребенок был очень хорош собой и обнаруживал большие способности. Мать в нем души не чаяла, хотя и держала в разумной строгости.
Наконец время взяло свое. Аврора Карловна полюбила и — что вовсе не удивительно — встретила взаимность. Избранником ее сердца на этот раз был Андрей Николаевич Карамзин, сын историографа. Поэт Тютчев был, кажется, покровителем этой любви, встретившей некоторые препятствия со стороны окружающих. В семействе Карамзиных давно оценили Аврору Карловну и ничего не имели против женитьбы на ней Андрея Николаевича. Но родственники Авроры Карловны были недовольны: Андрей Карамзин был небогат и не имел положения при дворе. Городская молва присоединилась к этому мнению. Указывали также, будто жених чуть ли не десятью годами моложе невесты, что было неверно: Андрей Николаевич был моложе Авроры Карловны на шесть лет. Свадьба наконец все-таки состоялась. Летом 1846 года Вяземский сообщал Жуковскому, что Аврора Демидова идет за Андрея Карамзина. «Любовь восторжествовала над супротивною силою», — прибавлял он, замечая, что Аврора Карловна «была и будет примерной женой».
Казалось, Аврора обрела ту полноту счастья, которого, может быть, до тех пор была лишена. Однако утраты ей были суждены. В конце того же 1846 г. умерла ее сестра — всего лишь тридцати шести лет от роду: потому-то и называл ее Тургенев рано погибшим созданием. Брак с Карамзиным оказался недолговечным. В 1854 г. началась война с турками, и Андрей Николаевич отправился в армию. Вяземский написал ему напутственные стихи, в которых говорил, обращаясь к Авроре Карловне:
А ты, ему зарею беззакатной
Блеснувшая на жизненном пути,
Не унывай — верь в Промысл благодатный
И скорбь свою надеждой просвети…
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Ты друга жди! Придет он, и для встречи
Ему цветы и песни приготовь…
Но встреча не состоялась. 23 мая 1854 года Карамзин был убит в дунайской армии. Суеверные люди, когда-то шептавшие, что Аврора приносит несчастье своим избранникам, оказались правы. Тютчев писал с ужасом: «Можно себе представить, что этот несчастный Андрей Карамзин должен был испытать <…> Вероятно, в эту решительную минуту, на незнакомой земле, среди отвратительной толпы, готовой его изрубить, в его памяти пронеслась, как молния, вся та жизнь, которую он терял: жена, сестра, вся эта жизнь, такая приятная, богатая, полная ласки».
Этот удар судьбы Аврора приняла спокойно по внешности. Она как бы окаменела. С этих пор мы о ней почти ничего не знаем, хотя ей предстояла еще долгая жизнь.
Брат ее первого мужа, Анатолий Николаевич Демидов, знаменитый богач и оригинал, был женат, как известно, на принцессе Матильде, племяннице Наполеона I. Приобретя в папской области небольшое княжество Сан-Донато, к своему имени присоединил он княжеский титул. Однако он умер бездетным, и с соизволения императора Александра II титул князя Сан-Донато перешел к его племяннику, единственному сыну Авроры Карловны (от Карамзина у нее детей не было). Дочь его, Аврора Павловна, и была матерью нынешнего югославского регента, вероятно, названного Павлом также в честь деда и прадеда.
Павел Павлович Демидов Сан-Донато скончался в 1885 году. Это была последняя тяжелая утрата Авроры Карловны, которой после того суждено было прожить еще целых семнадцать лет. До глубокой старости сохранила она величественную осанку и следы былой красоты. Родившись при императоре Александре I, 28 июля 1808 г., императором Николаем II она была в 1898 году пожалована в статс-дамы к императрицам. Наконец, 30 апреля (13 мая) 1902 г. она умерла в родной своей Финляндии, в Гельсингфорсе, где некогда воспевал ее Баратынский. Там же она и погребена. Нынешний югославский регент мог еще видеть свою прабабушку, знавшую всех величайших русских поэтов: в год ее смерти ему было девять лет.
1934
Не читайте историю, читайте биографии, потому что это жизнь без теориии