Исаакиевский собор в акварелях и рисунках Монферрана

Растянувшийся на многие годы процесс строительства Исаакиевского собора нашел подробное отражение в акварелях и рисунках Огюста Монферрана – автора проекта. Эти рисунки в дальнейшем были растиражированы в литографиях.Тонированная литография Шарля Вильмана «Исаакиевский собор в лесах» (1845) является гравюрой, сделанной с рисунка Монферрана из альбома, посвященного процессу создания собора.С момента одобрения проекта в 1825 г. и до момента торжественного освящения собора в 1858 г. прошло 33 года. Из них строительные работы длились до начала 1840-х гг., а затем еще более пятнадцати лет велись декоративные работы по отделке фасадов и интерьеров собора. Процесс работы архитектор педантично зарисовывал.На гравюре с рисунка Монферрана мы отчетливо видим, что здание собора полностью в лесах коридорного типа, которые были сооружены для монтажа колонн портиков. Справа хорошо просматриваются установленные колонны.Оригинальный рисунок Монферрана выполнен в начале 1840-х гг. – как раз тогда, когда строительные работы близились к завершению, и продолжались отделочные.Купол Исаакиевского собора поднимается на высоту 101,5 метров и…

0 комментариев

Дорожные самовары

На фото: Дорожный самовар Авроры Карамзиной из собрания Городского музея Хельсинки.Русская чайная церемония с самоваром стала одним из символов России, своеобразным национальным обычаем русских. Без самовара трудно представить русскую классическую литературу и живопись, песни, пословицы и поговорки.«Смеркалось; на столе блистая | Шипел вечерний самовар, | Китайский чайник нагревая; | Под ним клубился легкий пар» - так, буквально нараспев, Пушкин описал чаепитие у Ольги в «Евгении Онегине».А князь Вяземский посвятил самовару целое стихотворение: «Чтоб, всех житейских дел конец или начало, | Кипучий самовар, домашний запевало, | Не подал голоса и не созвал семьи...».Для начала XIX века были характерны такие фасоны самоваров: яйцевидный с петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века.Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб,…

0 комментариев

Наполеон и Анатолий Демидов

С детских лет Анатолий Николаевич Демидов исповедовал культ Наполеона, хотя не был с ним знаком и никогда его не видел, но был очарован им до глубины души и до конца жизни собирал все, что связано с личностью великого полководца.Был женат на принцессе Матильде де Монфор — дочери младшего брата Наполеона I – Жерома Бонапарта. Она была одной из самых популярных светских львиц. Именно тогда Анатолию был пожалован тосканский титул князя Сан-Донато. Брак продлился недолго, но не изменил намерения Анатолия создать Наполеоновский музей.В 1851 г. он приобрел первую резиденцию Наполеона на острове Эльба, виллу Сан-Мартино, наполнив ее памятными вещами и произведениями искусства. Церкви Мизерикордии в главном городе Эльбы Портоферрайо он подарил несколько наполеоновских реликвий — копию гроба, в котором был похоронен Наполеон в Париже, и копии бронзовых слепков посмертной маски Наполеона и его руки. Более того, он выделил церкви крупную сумму денег с пожеланием, чтобы ежегодно 5 мая, в день смерти…

0 комментариев

День в истории. Гоголь

Сегодня, 1 апреля - день рождения Николая Васильевича Гоголя. В этом году ему исполняется 215 лет.Имена горнозаводчиков и меценатов Демидовых, связавших свою судьбу с Тосканой, и Н.В. Гоголя, подолгу жившего в Италии в период между 1837 и 1848 гг., с течением веков превратились в главные символы истории русско-итальянских культурных связей.Во время своего пребывания в Италии Гоголь лично познакомился с Павлом Николаевичем Демидовым (1798–1840) и Авророй Карловной. Павел Николаевич Демидов был, как пишет ведущий отечественный гоголевед Ю. Манн, одним из «богатейших и интереснейших современников» писателя. Как считали флорентийцы, Павел Демидов был «самым горячим поклонником искусств и литературы, способным оказать им любую поддержку».Другим увлечением П.Н. Демидова, наряду с археологией, коллекционированием и живописью, была наука, точнее инновации в различных областях на благо процветания Отечества. Об этом ярко свидетельствует его инициатива по учреждению в 1831 г. национальных академических наград, получивших название Демидовских. Для их обеспечения был внесен капитал в 20 тыс. рублей государственными ассигнациями, за счет которых…

0 комментариев

А.П. Брюллов. Пушкин на обеде у Смирдина

Этот лист был приложен к альманаху "Новоселье" (СПб., 1833). Изображенный на гравюре обед был дан по случаю переезду книжной лавки А.Ф. Смирдина в самую престижную и торжественную часть Петербурга - на Невский проспект.Среди изображенных - И.А. Крылов (на месте хозяина), А.Ф. Смирдин (стоит), справа от них - Д.И. Хвостов, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, слева - Н.И. Греч (стоит с бокалом в руке), цензор В.Н. Семенов, Ф.В. Булгарин. Лиц остальных участников не видно. Впрочем известно, что на торжестве присутствовали также авторы гравюры - А.П. Брюллов и С.Ф. Галактионов, гравер Н.И. Уткин, живописец и рисовальщик К.А. Зеленцов.В перечне гостей, приведенных Гречем в журнале "Северная пчела" (1832, №45 от 26 февраля), всего значилась 51 фамиля (подробнее см. ст. Назарова Г.И. "Новоселье" Александра Брюллова//Временник Пушкинской комиссии. 1969. Л., 1971, вып. 7, с. 73 - 88).История возникновения альманаха "Новоселье" изложена в его предисловии: «Простой случай — перемещение книжного магазина моего на Невский проспект доставил мне…

0 комментариев