ЛИЧНОСТИ ФРАНЦИИ 1840-Х ГОДОВ

Ампер Жан-Жак

Родился 12 августа 1800 г. Был единственным сыном известного физика Андре Мари Ампера. Образование получил в Париже, затем путешествовал по Италии, Германии и Скандинавии, где изучал народные песни и поэзию. Вернувшись во Францию в 1829 г., Ампер стал читать в Марселе публичные лекции по истории литературы. В 1830 г. издал сборник скандинавской и германской поэзии, ставший первым для французской публики знакомством со скандинавской и ранней германской поэзией.

Переехав в Париж, Ампер стал преподавать в Сорбонне и получил место профессора истории французской литературы в Коллеж де Франс. Также Ампер занимал должность куратора Библиотеки Мазарини, являлся членом Французской академии изящной словесности (с 1842) и Французской академии (с 1848).

В 1841 г. Ампер побывал в Северной Африке, а затем в Греции и Италии в компании друзей, в том числе Проспера Мериме. По результатам этого путешествия Ампер издал в 1848 г. труд «Греция, Рим и Данте» (Grèce, Rome et Dante), вызвавший во Франции значительный интерес к творчеству Данте. В 1848 г., после смерти Шатобриана, назначившего его одним из своих душеприказчиков, он свято исполнял этот долг.

В 1851 г. Ампер побывал в Америке. С этого времени и до своей смерти он работал над монументальным трудом «L’Histoire romaine à Rome», также издал сборник своих стихов. Все сочинения Ампера отличаются здравой критикой, обширной эрудицией и ясным, привлекательным изложением. Один из авторов термина «Каролингское возрождение».

Скончался в 1864 г., похоронен на кладбище Монмартра рядом со своим отцом.

В 1929 г. часть архивов Ампера была передана в библиотеку Института Франции. Эта коллекция содержит, в частности, 254 письма Жан-Жака Ампера к Жюльетте Рекамье, которые последняя сохранила и завещала их автору.

Аппони Антон

Аппоньи (Аппони) (венг. Apponyi) — венгерский графский род, получивший название от усадьбы Опонице (ныне в Словакии).

Документальная история рода, носившего прежде имя Пееч, может быть прослежена до 1315 г. Магистр Фома Пееч по прозванию «Красный» получил в 1335 г. от короля поместье Киш-Эйвр (Kis-Ewr) и стал с этого времени называться также Эйври, то есть Эйврский; в 1392 г. он променял поместье Эшеклез на замок и поместье Опонице (Ragy-Appony), от которого этот род заимствовал свое современное имя. В 1718 г. Аппоньи были возведены в баронское, а затем и в графское достоинство.

Граф Антон-Георг Аппони (1751-1817), занимал различные административные и почетные должности. Основал библиотеку, стоившую около миллиона гульденов и имеющую до 60 тыс. томов, в том числе очень ценную коллекцию альдинских изданий; в 1827 г. она была перемещена из Вены в Пресбург.

Сын предыдущего, граф Антон Аппони (1782-1852); большой знаток и покровитель венгерской литературы, искусства и промышленности, посвятил себя дипломатии, был посланником в Лондоне, Риме и Париже.

Его сын, граф Рудольф Аппони (1812-1876), также служил по дипломатической части, был сначала секретарем австрийского посольства в Париже, а затем посланником в Турине, Лондоне и, наконец, в Париже. В 1876 г. по болезни оставил свой пост и умер в Венеции. Был женат на графине Анне Александровне Бенкендорф, дочери А.Х. Бенкендорфа. Их дочь Елена в 1866 г. сочеталась браком с князем Паоло Боргезе, благодаря чему стала хозяйкой знаменитой виллы Боргезе в Риме.

Антон Аппони происходил из венгерского дворянского рода Аппони (Аппоньи). Его отец Антон Георг фон Аппони (1751-1817) был основателем семейной библиотеки объемом 50000 томов.

Аппони изучал венгерскую литературу и пропагандировал науку и искусство, поддерживал промышленность. Он служил посланником при баденском дворе в Карлсруэ, тосканском дворе во Флоренции и Святом Престоле в Риме.

В 1826–1848 гг. Антон Аппони был послом Австрии во Франции, где зарекомендовал себя как строгий сторонник европейского баланса, установленного Венским конгрессом. Он пользовался постоянным доверием канцлера Меттерниха и более двадцати лет поддерживал дипломатические отношения между Габсбургской монархией и Францией. Австрийское посольство сначала располагалось в отеле de Monaco (иногда называемом Hôtel d’Eckmühl ) на rue Saint-Dominique 1, N 1, затем с 1838 г. в отеле du Châtelet, 121 rue de Grenelle — Сен-Жермен. Во время Июльской монархии граф и графиня Аппони были пышно приняты в посольских салонах. Графиня Аппони, прозванная «божественной Терезой», — одна из самых известных хозяек салонов в Париже. Однажды Бальзак посетил Австрийское посольство, где встретил вся высшее общество Парижа. Он стал постоянным гостем в посольстве. Говорят, что Бальзак был неравнодушен к жене австрийской посланца.

В революционном 1848 г. он покинул Францию ​​и вышел в отставку.

Продолжал собирать обширную библиотеку, расположенную позже в замке Опонице. Кавалер ордена Леопольда и Большого креста ордена Св. Стефана, в 1836 г. получил орден Золотого руна.

17 августа 1808 г. Аппони женился на графине Терезе Ногаролской (1790–1874). Йозеф фон Хаммер-Пургшталь пишет в своих мемуарах, что она была «отличной певицей». В 1836 г. Фредерик Шопен посвятил ей ноктюрн.

Портрет графини Терезы Аппони. Художник Жан Огюст Доминик Энгр. 1823 г. Кембридж (Массачусетс), Художественный музей Фогга

Гизо Франсуа

Родился 4 октября 1787 г. в Ниме в протестантской буржуазной семье. Его родители были тайно обвенчаны протестантским священником. 8 апреля 1794 г. его отец был гильотинирован, обвиненный в федерализме, в разгар революционного террора. Мать, женщина принципиальная, либеральная и принявшая учение Руссо, увезла мальчика в Женеву, и там, в эмиграции, он получил хорошее образование. Мадам Гизо была типичной гугеноткой XVIII века, глубоко верующая, непоколебимая в своих принципах, хорошо понимающая свои обязанности. Она сформировала характер сына и разделила с ним все превратности его жизни. В период могущества сына она, всегда в трауре по своему мужу, была с его друзьями. В момент его изгнания мать последовала за ним в Лондон, где и умерла в глубокой старости.

В 1805 г. Гизо возвращается в Париж, чтобы продолжить обучение юриспруденции. Вскоре он пишет критическую статью о Шатобриане, и его литературный талант привлекает благосклонное внимание этого писателя.

В 1811 г. Гизо получил место мелкого чиновника в министерстве иностранных дел. И неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если бы не случай. В 1812 г. П.-П. Ройе-Коллар, профессор философии, адвокат, видный политический и государственный деятель, оказавший впоследствии большое влияние на формирование политических убеждений Гизо, предложил ему место преподавателя истории в Сорбонне. Уже к 1815 г. Гизо завоевал известность своими лекциями.

В 1820-1822 гг. он прочитал курс о происхождении представительного правления. Однако полностью его талант историка раскрылся в лекциях 1828-1830 гг. В течение трех лет он предпринимал попытку написать историю цивилизации во Франции и в Европе начиная с Римской империи и до конца XVIII столетия. Аудиторию потрясала эрудиция автора, свободное знание греческого, латинского и четырех европейских языков. Он оперировал огромным количеством фактов и документов, охватывавших, казалось, необъятный временной отрезок.

В 1812 г. Гизо женится на писательнице Полине де Мелан. Полина, аристократка по происхождению, была вынуждена зарабатывать на жизнь литературным трудом. Когда она заболела, Франсуа Гизо писал за нее статьи в газете «Publiciste». Эта дружба переросла в любовь, несмотря на то, что Полина была старше мужа на 14 лет. От этого брака родился сын, которого тоже звали Франсуа (1819-1837). Первая жена Гизо умерла в 1827 г.

Вторая раз Франсуа женился в 1828 г. на племяннице своей первой жены Элизе Диллон, также писательнице. От этого брака родилось трое детей: дочери Генриетта и Полина, затем сын Гийом (1833). Вторая супруга Гизо умерла вскоре после рождения сына. На протяжении последующих десятилетий спутницей жизни Гизо была княгиня Дарья Христофоровна Ливен, хотя официально они отношения не оформляли.

Участвовать в политической жизни Франсуа Гизо начинает, дождавшись Реставрации. Между 1824 и 1830 гг. он публикует несколько больших работ по истории Франции и Англии, а также редактирует многотомное «Собрание записок, относящихся к истории Франции», включившее в себе комментированные переводы средневековых хроник.

В январе 1830 г. он избран депутатом и подписывает обращение против политики Карла X. Гизо был за конституционную монархию, защищал Луи-Филиппа, которого приводит на трон Июльская революция. Благодаря этим событиям Гизо попадает в правительство, сначала как министр внутренних дел (1830), затем как министр образования (народного просвещения) в 1832-1836 гг. Под его руководством число начальных школ во Франции достигло 23 тысяч за 15 лет. В качестве министра народного просвещения он полностью пересматривает политику государства в этом вопросе.

В 1836 г. Франсуа Пьер Гийом Гизо вошел в кабинет министров Луи Моле, но в 1837 г., вместе со своими друзьями, вышел из кабинета и после примкнул к большой коалиции, образовавшейся против Моле. В этот же период он находится в постоянной оппозиции к Тьеру. Отставка Тьера, слишком воинственного для главы правительства, приводит к назначению маршала Сульта официальным главой правительства. В 1840 г., в новом кабинете министров, Гизо возглавляет министерство иностранных дел, при этом фактически является председателем правительства в 1840-1847 гг.

Гизо становится премьер-министром в 1847 г., хоть и на короткий срок, но он собирает вокруг себя консервативную партию, стараясь удержать равновесие между демократизацией общества и возвратом к революции. Франсуа Гизо был либералом-консерватором, он считал, что нет особой связи между политическим и экономическим либерализмом. Он не был экономическим последователем теории свободной торговли, поскольку полагал, что раз она пришла из Англии, то и выгодна в первую очередь англичанам. Он всегда придерживался мнения, что сельское хозяйство Франции нуждается в защите. По мнению Гизо, основные проблемы, с которыми надо было бороться Франции, были не экономическими, а политическими и социальными. Он полагал, что после пятидесяти лет революций и войн, в обществе была рождена большая неуверенность, раздираемая двумя крайностями. С одной стороны, роялисты, ностальгирующие по старому режиму и никогда не теряющие надежду реставрировать старый феодальный порядок, а с другой стороны, республиканцы, некоторые из которых даже пытались вернуться к революционному террору.

Гизо был частично создателем теории борьбы классов, которую позже систематизировал Карл Маркс. Однако он не считал, что пролетариат предназначен для главной роли. По его мнению, пролетариат должен оставаться на подчиненной позиции, какая и была у него в обществе. Избирательное право должно быть предоставлено только тем, у кого есть собственность и кто платит налоги.

В 1848 г. падение кабинета министров Гизо было связано с его упорным отказом изменить закон о выборах. На нем основная ответственность за политическое недовольство, которое спровоцировало революцию февраля 1848 г. и уничтожило Июльскую монархию.

Английское общество, несмотря на протесты некоторых политиков, приняло Гизо с распростертыми объятиями. Ему предлагали существенное денежное содержание, от которого он отказался. Также он не принял предложенное место профессора в Оксфорде. Он оставался в Англии примерно год и посвятил это время изучению истории.

После революции Гизо вернулся во Францию и в 1849 г. и выдвинул свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание, но потерпел неудачу. Больше в политику он не возвращался.

После завершения карьеры Гизо проводил время в бывшем старинном аббатстве, теперь принадлежавшем его семье, в Валь-Рише, около Лизье в Нормандии. Он был отцом большого семейства. Обе его дочери вышли замуж за братьев из голландской семьи Де Витт, так подходящих мировоззрению французских гугенотов. Один из зятьев руководил поместьем. Благодаря этому Гизо посвятил свои последние годы писательскому творчеству.

Историком Гизо был, несомненно, одаренным, его труды оказали большое влияние на развитие исторической мысли в Европе, и в частности в России. Профессор Московского университета историк М.П. Погодин писал еще в 1831 г., что, по его мнению, Гизо открыл новую эру в истории, так как «со светильником Гизо как удобно теперь рассматривать всякую историю». Оказал влияние Гизо и на крупнейшего русского историка XIX века С.М. Соловьева. «Из всех представителей европейской историографии никого не ставил он так высоко, как Гизо», — вспоминал В.О. Ключевский.

Гизо был членом трех из пяти Академий: Академии моральных и политических наук, которую он и воссоздал, Академии надписей и изящной словесности (избран в 1833 г., после А. Дасье) и Французской академии (избран членом в 1836 г.). Около сорока лет на посту академика он боролся за чистоту и независимость науки. При избрании новых членов Академии его голос был очень значим.

Таким же влиянием он пользовался в Пресвитерии Парижа. Его образование и жизненный опыт только усилили его религиозный пыл. Он всю жизнь оставался глубоко верующим, и один из его последних трактатов был посвящен христианству. Несмотря на то что он всегда был предан церкви своих предков и боролся с современными тенденциями, которые могли разрушить церковь, тем не менее в нем не было кальвинистской непримиримости.

Для своих внуков Гизо сочинил историю Франции, доступную детям, полную и глубокую. «История Франции, рассказанная моим внукам» стала его последним трудом. Эта «История» заканчивалась 1798 г. и была продолжена его дочерью, Генриеттой Гизо де Витт, по запискам отца.

Дантес Жорж Шарль

Дантес родился 5 февраля 1812 г. во французском городе Кольмар. Он был третьим ребенком в семье и первым сыном Жозефа-Конрада Дантеса, получившего баронский титул при Наполеоне I. Сначала Дантес учился в колледже в Эльзасе, затем — в Бурбонском лицее, а в 1829 г. поступил в Сен-Сирскую военную школу. С началом Июльской революции 1830 г. Дантес был уволен из школы по желанию семейства. «Дантес в июле 1830 года примкнул к той группе учеников школы, которая вместе с полками, сохранившими верность Карлу X, пыталась на площади Людовика XV выступить на его защиту. Отказавшись служить Июльской монархии, он вынужден был покинуть школу, — писал внук Дантеса Метман. — В течение нескольких недель он считался в числе партизан, собравшихся в Вандее вокруг герцогини Беррийской».

Внук описал Дантеса как «человека живого и независимого характера», который не мог смириться с «монотонным провинциальным существованием». Благодаря связям в Германии юношу согласились принять на военную службу в чине унтер-офицера. Но он отказался, потому что хотел сразу стать офицером. Тогда прусский принц Вильгельм посоветовал Дантесу отправиться в Россию и написал рекомендательное письмо. Здесь ему также помогли связи: принц был женат на племяннице императора Николая Павловича.

В высшем петербургском свете Дантес всех очаровал. И в первую очередь — голландского посла Луи Геккерна. Последний даже решил его усыновить, несмотря на множество противопоказаний, главным из которых было наличие у Дантеса живого отца.

Рекомендательное письмо прусского принца подействовало ожидаемым образом: о Дантесе доложили государю, и генерал Владимир Адлерберг оказал ему помощь в подготовке к экзаменам. «Генерал Сухозанет обещал мне не быть злым, но не полагайтесь слишком на это. Не забывайте повторять то, что вы выучили, — писал генерал Дантесу. — Император меня спросил, знаете ли вы русский язык? Я ответил наудачу утвердительно. Я очень бы посоветовал вам взять учителя русского языка. Желаю вам удачи. Ваш Адлерберг».

В итоге Дантес успешно сдал офицерский экзамен при Военной академии по программе школы гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. Причем от экзаменов по русской словесности, уставу и военному судопроизводству его освободили. 8 февраля 1834 г. Дантеса зачислили корнетом в запасную Кавалергардский полк. Узнав об этом, отец Дантеса отправил Геккерну письмо с благодарностью за помощь сыну.

Жорж Дантес и был знаком с Александром Карамзиным. Александр Николаевич Карамзин, сын Екатерины Андреевны и Николая Михайловича Карамзиных, прапорщик Кавалергардского полка, был другом Дантеса и Пушкина.

Осенью 1834 г. на одном из вечеров Дантес встретился с Пушкиным и его женой Натальей Пушкиной (Гончаровой). Она произвела на Дантеса сильнейшее впечатление. Около двух лет барон настойчиво за ней ухаживал. Об этом Пушкин писал в письме Геккерну: «Я заставил вашего сына играть столь плачевную роль, что моя жена, пораженная такой плоскостью, не была в состоянии удержаться от смеха, и чувство, которое она, быть может, испытывала к этой возвышенной страсти, угасло в презрении». В черновике письма к Геккерену поэт заявил, что довольствовался ролью наблюдателя «с тем, чтобы вмешаться, когда сочтет это удобным». Он отметил, что доверяет своей жене, но при этом «несколько беспокоится».

В 1836 г. Дантес написал Геккерну, находившемуся за границей, что встретил «самое прелестное создание в Петербурге», но муж этой женщины «бешено ревнив». Когда барон заявил, что отказ Гончаровой от свидания будет для него «равносилен смертному приговору», она согласилась встретиться. Это произошло в квартире Идалии Полетики, светской противницы Пушкина. Согласно писательнице Александре Араповой, после свидания Гончарова прямолинейно объяснила супругу причины, по которым она согласилась на общение с Дантесом.

К сентябрю 1836 г. Дантес стал завсегдатаем салона Карамзиных. Члены кружка Карамзиных открыто поддерживали и поощряли Дантеса. Дочь знаменитого историка Софья Николаевна Карамзина писала позже в письме к близким о том, что она «рада, что Дантес совсем не пострадал», и что если уж Пушкину суждено было стать его жертвой, то пусть это будет единственная жертва дуэли.

В ноябре 1836 г. Пушкин получил анонимный пасквиль на французском языке, в котором ему присваивался «патент на звание рогоносца». Этот шуточный документ пародировал грамоты на пожалование кавалерами орденов. Кроме того, намекалось: супруга «нашего всего» крутит роман не только с Дантесом, но и с самим государем-императором. Александр Сергеевич счел письмо исходящим от Геккерна-отца. Сейчас доказано, что ни Дантес, ни Геккерн его не писали. Но тогда Пушкин, не имея возможность вызвать на дуэль царя, послал вызов французу. Сразу после этого Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой (она родила четверых детей и умерла через 7 лет после свадьбы), и Александр Сергеевич на время успокоился.

Но конфликт только начался. Вскоре в свете опять начали ходить слухи и шутки. И озлобленный Пушкин написал предельно резкое письмо Геккерну. После этого уклоняться от дуэли было неприлично. Условия дуэли были смертельными: Пушкин и Дантес становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов. Стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Отметкой о готовности стали брошенные на снег шинели. Секундантом Пушкина был подполковник Константин Данзас, Дантесу помогал сотрудник французского посольства Оливье д’Аршиак. Первым выстрелил Дантес, не дойдя шага до барьера. Получив пулю в живот, Пушкин упал и заявил, что он «не в силах стрелять». Секундант подал ему новый пистолет вместо упавшего в снег — опершись на одну руку, из положения лежа поэт выстрелил в противника. По мнению современников, если бы Дантес поднял руку, он бы погиб: «пуля пробила мясистые части правой руки, коею он закрыл себе грудь, и, будучи тем ослаблена, попала в пуговицу, которою панталоны держались на подтяжке против ложки».

Увидев падающего Дантеса, Пушкин бросил вверх пистолет и закричал «Браво!» С места дуэли поэта привезли домой на набережную реки Мойки. После дуэли он прожил 46 часов и 15 минут. Поэт скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, успев отправить Дантесу и Екатерине письмо о том, что он их прощает.

Военный суд первой инстанции приговорил Дантеса и пушкинского секунданта К.К. Данзаса к смертной казни. Суд высшей инстанции постановил Дантеса, лишив чинов и приобретенного им Российского дворянского достоинства, отправить рядовым куда-нибудь в Тмутаракань; а подполковника Данзаса, принимая во внимание его боевые заслуги и иные смягчающие обстоятельства, продержать в кутузке еще два месяца к тому, что он отсидел за время следствия. Дело против камер-юнкера Пушкина закрыли по причине его смерти.

Вернувшись на родину, Дантес-Геккерн медленно, но верно продвигался в политической карьере. Начал с должности одного из депутатов Генерального совета департамента Верхний Рейн, потом стал мэром родного Сульца. Дослужился до звания несменяемого сенатора и звания командора Почетного легиона.

В 1852 -м г. готовивший переворот принц-президент (будущий император Наполеон III) Луи-Наполеон послал Дантеса с неофициальным поручением к трем европейским монархам: российскому и австрийскому императорам и прусскому королю. Встреча Николая I и Дантеса состоялась в Потсдаме. После этого Дантес много лет был тайным осведомителем российского посольства в Париже. Даже предупреждал о точной дате покушения на Александра II.

По словам Метмана, его дед «был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей блестящей политической карьерой; что, не будь этого несчастного поединка, его ждало незавидное будущее командира полка где-нибудь в русской провинции с большой семьей и недостаточными средствами».

Революция 14 сентября 1870 года упразднила Вторую империю, и на этом политическая деятельность Дантеса закончилась. Скончался он в семейном имении Сульц, окруженный детьми и внуками. Похоронен там же рядом с бароном Геккерном.

Деказ Эли

Родился 28 сентября 1780 г. Сын Мишеля, графа Деказа (1747-1832), заместителя президиала Либурна, и Катрин де Триган де Бомон (1750-1834), брат виконта Жозефа-Леонарда Деказа.

Эли Деказ начал свою деятельность адвокатом, затем был советником парижской апелляционной палаты. Приверженностью к интересам голландского короля Людовика Бонапарте Деказ навлек на себя нерасположение Наполеона I.

В 1814 г. примкнул к Бурбонам и был выслан из Парижа в эпоху Ста дней. После битвы при Ватерлоо Деказ назначен префектом полиции в Париже, а затем и начальника полиции. Снискав расположение французского короля Людовика XVIII, Деказ внушил ему осторожную политику колебаний между партиями (политику «коромысла»).

Точным соблюдением конституционной хартии Деказ старался объединить всю Францию вокруг трона. Под его влиянием была распущена в 1816 г. ультрареакционная палата и проведен закон о выборах 5 февраля 1817 г., давший перевес буржуазии.

После удаления от дел герцога Армана дю Плесси Ришелье Эли Деказ в звании министра внутренних дел перешел в кабинет генерала Дессолля. Желание Людовика XVIII изменить избирательные законы 1817 г. заставило кабинет Дессолля выйти в отставку, а уступчивый Деказ сделался официальным главой нового кабинета министров.

Убийство Шарля-Фердинанда, герцога Беррийского, навлекло на Деказа яростные нападки ультрароялистов, и Людовик XVIII вынужден был согласиться на его увольнение, даровав ему титул герцога Деказа и назначив послом в Великобритании.

Когда сформировался кабинет Ж.-Б. Виллеля, Деказ отказался от должности посла и боролся в верхней палате против ультрароялистской партии. В старости Деказ занимался промышленными предприятиями, например, основал железоделательный завод в Деказвиле.

Через жену в 1818 г. Деказ получил от датского короля Фредерика VI земли и титул герцога Глюксберга (во Франции титул был признан в 1822 г.). С 1838 г. и до кончины в 1860 г. был великим командором Верховного совета Франции.

Эли Деказ скончался 24 октября 1860 г. в Деказвиле.

Де Лагрене Теодор

Родился 14 марта 1800 г. Родом из старинной пикардийской семьи. С юности служил в министерстве иностранных дел. Участник Веронского конгресса 1822 г. В 1823-1825 гг. был третьим секретарем французского посольства в России. После служил в Константинопле и Мадриде. В 1828 г. вернулся в Россию в качестве второго секретаря посольства. С 1831 г. — первый секретарь. В сентябре 1834 г. был переведен в качестве министра-резидента в Дармштадт.

В звании чрезвычайного посланника и полномочного министра был направлен во главе французской миссии в Китай. Луи-Филипп поставил перед Лагрене задачу заключить торговый договор, обеспечивающий те же привилегии, что и китайско-британский Нанкинский договор. В результате 24 октября 1844 г. у устья реки Кантона, в Вампоа, на французском паровом корвете «Archimede», Лагрене подписал договор с китайским уполномоченным Ци Ином. Договор был ратифицирован в Макао 25 августа 1845 г. Лагерне достиг того, что в части Китайской империи были обнародованы эдикты (1845 и 1846), разрешавшие китайцам исповедовать христианскую веру, строить храмы и т.д.

Способствовал приобретению Францией Шанхая. После падения монархии Лагерне на короткое время оставил службу. Был избран в 1849 г. в Законодательное собрание и примкнул к консервативному большинству. Поддерживал ограничение избирательного права. 2 декабря 1851 г. был в числе представителей, собравшихся в мэрии Х округа, чтобы помешать осуществлению переворота; в тот же день Лагрене был арестован, но вскоре выпущен на свободу.

По отзыву современницы, Лагрене был красив лицом и с первого взгляда производил неизгладимое впечатление своим «самодовольным и самоуверенным видом ни в чем не сомневающегося человека и вдобавок к этому извергающего поток слов — помесь суетности и легкомыслия». В 1828 г. А.С. Пушкин, оскорбленный остроумной репликой Лагрене, вызвал его на дуэль, но удовлетворился объяснением Лагрене, который уверил поэта, что никогда не произносил приписываемых ему слов и его «глубоко уважает как знаменитого поэта России». Жуковский, видевший его в Дармштадте, писал: «Лагрене умен и любезен, но мне не по нутру этот французский, все персифлирующий (насмехающийся) бессовестный ум, проникнутый каким-то общим всякому французу остроумием, как халат немецкого профессора ― табачным дымом; при нем как-то сам тупеешь, и холодеешь, и сердечное убеждение не участвует в том, что уста глаголют».

Жена (с 1834 г.) — Варвара Ивановна Дубенская (1812-1901), выпускница Смольного института; фрейлина великой княжны Марии Николаевны. Знакомая В.А. Жуковского, А.И. Тургенева, П.А. Вяземского, С.А. Соболевского и А.С. Пушкина.

Скончался в 26 апреля 1862 г. в Париже и был похоронен на кладбище Монпарнас.

Де Талейран-Перигор Шарль Морис

Родился 2 февраля 1754 г. в Париже, в знатной, но небогатой аристократической семье Талейран-Перигор, и был сыном Шарля Даниэля де Талейран-Перигора (1734-1788). Предок Шарля, Эли де Талейран был влиятельным кардиналом в годы Столетней войны. Другой предок, Анри, в свое время был участником одного из заговоров против кардинала Ришелье.

«Счастливейшие годы детства», по воспоминаниям, Талейран провел в Шале (Перигор), в усадьбе своей прабабки, графини Рошешуар-Мортемар, внучки министра-реформатора Кольбера. В отличие от родителей, графиня была заботлива и внимательна к мальчику. Согласно мемуарам самого Талейрана, в возрасте четырех лет он упал с комода (куда был посажен в наказание за шалости), причем этот факт был скрыт от родителей. Когда за ребенком приехали, застарелую травму было уже невозможно излечить — Талейран остался хромым на всю жизнь. Ему было трудно не только ходить, но и стоять, поэтому он постоянно пользовался тростью и носил специальный массивный ортопедический башмак. Некоторые историки, однако считают, что заболевание могло быть наследственным или последствием родовой травмы, поскольку на портрете дяди Талейрана, старшего брата его отца Габриэль-Мари де Талейран-Перигора (1729-1795) видно аналогичное устройство толстой подошвы.

Травма ноги помешала мальчику поступить на военную службу. Родители решили направить сына в церковную стезю, вероятно, в надежде сделать его епископом и сохранить под влиянием семьи Талейранов епископство Отен. Благодаря этому мальчик получил хорошее образование. В возрасте восьми лет его поместили в коллеж д’Аркур в Париже, где уже учились его кузен ла Суза и Огюст де Шуазель, ставший другом Талейрана на долгие годы. После окончания обучения родители отправили сына на год к дяде в Реймс, чтобы при архиепископском дворе он приобщился к церковной среде. Другой дядя Талейрана, Александр-Анжелик де Талейран-Перигор, впоследствии сам стал архиепископом Реймсским. Непримиримый ультрароялист, он эмигрировал в годы революции и вернулся во Францию, проигнорировав все амнистии, только после падения Наполеона. Он занял кафедру архиепископа Парижского, получив при этом сан кардинала.

Затем Талейран учился в семинарии Сен-Сюльпис (1770-1773) и в Сорбонне. Получил степень по теологии и в 1779 г. был рукоположен в священники.

В 1780 г. Талейран становится Генеральным агентом Галликанской (французской) церкви при дворе. На протяжении пяти лет он совместно с Раймоном де Буажелоном, архиепископом Ахенским, ведал имуществом и финансами Галликанской церкви. В 1788 г. Талейран стал епископом Отенским.

В апреле 1789 г. Талейран был избран депутатом от духовенства (первого сословия) в Генеральные штаты. 14 июля 1789 г. его включают в Конституционный комитет Национальной ассамблеи. Талейран участвует в написании Декларации прав человека и гражданина и выдвигает проект Гражданской конституции духовенства, предусматривающей национализацию церковного имущества. В 1791 г. Талейрану было пожизненно запрещено служение и, он был отлучен от Церкви Папой Римским за участие в революционной деятельности.

В 1792 г. Талейран дважды посещает Великобританию для неофициальных переговоров о предотвращении войны. Переговоры завершаются неудачно, хотя вступление в войну удалось отложить на год. В сентябре Талейран уезжает в Англию как раз накануне вспышки массового террора на родине. Во Франции 5 декабря 1792 г. декретом Конвента против него было выдвинуто обвинение из-за обнаружения в бумагах короля писем Талейрана от весны 1791 г. с предложением своих услуг, в декабре выдается ордер на его арест. Талейран остается за границей.

В январе 1794 г. в соответствии с декретом Питта Талейрану приходится покинуть Англию, это произошло во многом благодаря давлению со стороны роялистов-эмигрантов. Он отправляется в США. Там он зарабатывает себе на жизнь финансовыми операциями с недвижимостью.

После свержения Робеспьера Талейран начинает хлопотать о своем возвращении на родину. Ему удается вернуться в сентябре 1796 г. В 1797 г. он становится министром иностранных дел, заменив на этом посту Шарля Делакруа. В политике Талейран делает ставку на Бонапарта, и они становятся близкими союзниками. В частности, министр помогает генералу осуществить переворот 17 ноября 1799 г.

Талейран любил жить на широкую ногу. Он говорил, что еда есть форма управления людьми, и нанял самого известного в Париже повара Антонина Карема, с помощью которого устраивал роскошные приемы для послов и королей. В эпоху Империи Талейран участвовал в организации похищения и расстрела герцога Энгиенского.

В 1803-1806 гг. под руководством Талейрана была осуществлена реорганизация политических единиц, составлявших Священную Римскую империю. В 1805 г. Талейран участвует в подписании Пресбургского договора. В 1807 г., при подписании Тильзитского договора он выступает за сравнительно мягкую позицию в отношении России.

28 января 1809 г., в разгар Испанской войны, Наполеон с кулаками напал на Талейрана в Люксембургском дворце, обвиняя его в лицемерии и предательстве. В том же году в должности обер-камергера Талейрана заменил Пьер де Монтескью.

Рост могущества Франции стал бесконечным источником доходов для Талейрана. Правительства стран, желавших облегчить свою участь перед лицом французской армии, готовы были платить миллионы министру иностранных дел. Кроме того, Талейран не брезговал сотрудничеством с Англией и Россией, основными непобежденными соперниками Франции, поставляя за деньги интересующую эти державы информацию. Наполеон много раз хотел арестовать его, но в январе 1814 г., отправляясь к армии, даже назначил Талейрана членом регентского совета. На пике могущества императора опытный дипломат начал постепенно дистанцироваться от него. Убедившись, что стремление к военным завоеваниям у Наполеона неутолимо, Талейран пришел к выводу, что император рано или поздно свернет себе шею.

Когда прогноз Талейрана все-таки сбылся и крах империи Наполеона стал явью, дипломат уже работал на Бурбонов. Ему удалось убедить победителей, что Людовик XVIII в состоянии управлять государством и удержит Францию в повиновении.

На Венском конгрессе, где определялась судьба постнаполеоновской Европы, Талейран возглавлял французскую делегацию. Наступательный стиль ведения дискуссий, который использовал Талейран, ставил державы-победительницы в тупик. Русский император Александр I с раздражением заметил: «Талейран строит из себя министра Людовика XIV». Но француз знал, что делал. Мастер интриги сумел посеять недоверие между Англией, Австрией, Россией и Пруссией, благодаря чему давление на Францию оказалось значительно меньше. В итоге после Венского конгресса Франция осталась великой европейской державой, а не провинциальным захолустьем, полностью зависимым от победителей Наполеона.

После возвращения Наполеона с острова Эльбы он сделал попытку привлечь Талейрана на свою сторону, но неудачно: Талейран был настолько проницателен, что даже в минуты всеобщей растерянности и первых успехов Наполеона правильно оценил шансы его на успех и остался верен делу Бурбонов. Наполеон отомстил ему конфискацией его имений, но они были возвращены ему после вторичного падения Наполеона, когда Талейран вновь получил портфель министра иностранных дел и председательство в правительстве. Но крайние реакционеры не могли простить Талейрану его революционного прошлого, и он принужден был выйти в отставку.

После революции 1830 г. Талейран вошел в правительство Луи-Филиппа, а позднее был назначен послом в Великобритании (1830-1834). На этом посту он немало способствовал сближению Франции и Англии.

Последние годы жил в своем имении Валансе. 17 мая 1838 г. король Луи-Филипп с сестрой пришел проведать умирающего дипломата. Заплетающимся от слабости языком Талейран произнес витиеватый комплимент его величеству. Спустя несколько часов после визита короля он скончался. Тут же по Парижу пошла шутка: «Князь Талейран умер. Интересно, с какой целью он это сделал?» Все знали, что этот величайший из политиков ничего не делал просто так.

Талейран похоронен в своем роскошном загородном имении Валансе в долине Луары. На его могиле написано: «Здесь покоится тело Шарля Мориса де Талейран-Перигора, принца Талейрана, герцога Дино, родившегося в Париже 2 февраля 1754 г. и умершего там же 17 мая 1838 г.».

Жена — Катерина Гран. Происходила из семьи чиновника, служившего в колониях. С 1798 г. жила с Талейраном в качестве содержанки. В 1802 г. после того, как жены иностранных послов отказались посещать особняк министра иностранных дел из-за неясного положения его сожительницы, Талейран обвенчался с мадам Гран по настоянию Наполеона. Вскоре после женитьбы брак превратился в формальность. Министр открыто имел романы с другими женщинами и, наконец, увлекся юной женой племянника, герцогиней Дино. Окончательно супруги разъехались лишь после первого отречения Наполеона в 1814 г.

Предполагаемый сын — Шарль Жозеф де Флао, имевший роман с Гортензией Богарне, плодом которого явился незаконнорожденный сын Шарль де Морни.

В свое время любовницей Талейрана была Анна Шарлотта Доротея фон Медем, герцогиня Курляндская. В 1809 г. дипломат организовал брак дочери любовницы со своим племянником Эдмоном де Талейраном-Перигором, который, в отличие от дяди, сделал блестящую военную карьеру.

По некоторым подсчетам, за свою жизнь Талейран дал примерно 16 различных присяг. Будучи ярчайшим примером клятвопреступника, он на склоне дней все же умудрился получить отпущение своих грехов у Папы Римского. В последние годы жизни дипломат признавался, что, наверное, был самым аморальным человеком в Европе за несколько десятилетий. Тем не менее Талейран со всеми достоинствами и недостатками заслужил свое место в истории.

Де Шатобриан Франсуа Рене

Родился 4 сентября 1768 г. в бретонской дворянской семье. Учился в коллеже в городе Доль, затем в Ренне и Динане. Его юные годы прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г. уехал в Париж, где поступил на службу в Наваррский полк.

В 1791 г. совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 г. Шатобриан женился на семнадцатилетней Селесте де ла Винь-Бюиссон (брак был бездетен). 15 июля 1792 г. в сопровождении своего брата Шатобриан покинул Францию и эмигрировал в Кобленц. Там он вступил в ряды роялистских войск и принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800 гг. В Англии он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797), в котором негативно оценил революционные события во Франции.

Вернувшись в 1800 г. во Францию по наполеоновской амнистии, Шатобриан опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

В 1803 г. Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме, однако после расстрела герцога Энгиенского демонстративно вышел в отставку.

В 1803-1804 гг. — поверенный в делах республики в швейцарском кантоне Вале. В 1811 г. был избран членом Французской академии.

В 1809 г. вышел в свет его роман «Мученики», развивавший идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.

После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, Шатобриан 5 апреля 1814 г. выпустил памфлет, написанный еще до свержения императора, который носил название «О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы». Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16000 экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра «принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия».

После реставрации Бурбонов, в 1815 г., Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 г., исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан нарек Британию коварным Альбионом.

После Вероны был послом в Берлине (1821), Лондоне (1822) и Риме (1829), в 1823-1824 гг. был министром иностранных дел. В 1830 г., после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку. Умер 4 июля 1848 г. в Париже.

После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.

Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях.

В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К.Н. Батюшков и А.С. Пушкин. В библиотеке Пушкина хранилось 26-томное брюссельское издание Шатобриана (1826-1832). У Пушкина присутствует семнадцать упоминаний о Шатобриане (кроме посвященной ему статьи). М.Горький открыл свою серию книг «История молодого человека» повестью Шатобриана «Рене». В советский период Шатобриан официально был отнесен к «реакционному романтизму», его произведения не переиздавались и не изучались до 1982 г., когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма».

Дюшатель Танги

Родился 19 февраля 1803 г.

С 1823 г. Дюшатель писал в «Globe» и «Revue française».

Избранный в 1832 г. в палату депутатов, он был назначен в 1836 г. министром финансов. Оставив этот пост в 1837 г., принял участие в коалиции против кабинета Моле и после его падения занял пост министра внутренних дел в кабинете Сульта. После короткого перерыва Дюшатель занял то же место в кабинете Гизо, в котором принадлежал к числу самых энергичных противников каких бы то ни было реформ. От него исходило запрещение банкета, готовившегося в Париже 22 февраля 1848 г. — эта мера послужила поводом к началу Февральской революции.

После падения Июльской монархии Дюшатель не возвращался к политической деятельности.

Мериме Проспер

Родился 28 сентября 1803 г. в семье химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. Его мать Анна-Луиза Моро также была художницей. После окончания курса юридических наук в Париже был назначен секретарем графа д’Аргу, одного из министров июльской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции (их список до сих пор носит его имя). На этом посту Мериме много способствовал сохранению исторических памятников.

Именно Мериме оценил рисунки и обмеры исследователя готики Виолле-ле-Дюка и привлек его к реставрационной работе, благодаря которой «варварский» стиль был реабилитирован, а мы сегодня видим шедевры французской средневековой архитектуры без «наслоений», добавленных зданиям в годы увлечения классицизмом.

Во время своего первого путешествия в Испанию в 1830 г. подружился с графом де Теба и его женой, дочь которых стала впоследствии французской императрицей Евгенией. В качестве старого друга этого семейства Мериме был во время Второй империи близким человеком при тюильрийском дворе. Императрица Евгения питала к нему сердечную привязанность и относилась как к отцу. В 1853 г. Мериме был возведен в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III.

Служебная карьера и политика играли, впрочем, второстепенную роль в жизни и деятельности такого писателя-художника, каким по призванию был Мериме. Еще изучая право в Париже, он подружился с Ампером и Альбером Штапфером. Последний ввел его в дом своего отца, собиравшего у себя кружок людей, преданных наукам и искусствам. На его литературных вечерах бывали не одни французы, но также англичане, немцы и даже русские.

У Штапфера Мериме сошелся и подружился со Стендалем и Делеклюзом, заведовавшим отделом критики в «Revue de Paris». Литературные вкусы и взгляды Мериме сложились под влиянием Штапферов и кружка Делеклюза. От них он заимствовал интерес к изучению литератур других народов. Универсальность литературного образования Мериме заметно выделяла его из среды других французских писателей того времени. Особенный интерес он питал к России, Корсике и Испании. Больше, чем отшлифованная по общему шаблону жизнь мегаполисов, его влекли дикие, самобытные нравы, сохранившие национальную самобытность и яркий цвет старины.

Проспер Мериме также участвовал в комиссии под председательством маршала Вайяна (1854). На комиссию была возложена работа по «собиранию, согласованию и опубликованию переписки Наполеона I, относящейся к различным областям государственных интересов». В 1858 г. было опубликовано 15 томов (охватывали период с 1793 г. по 1807 г.), которые были встречены критикой. В 1864 г. была созвана новая комиссия, работать в которой Мериме отказался из-за размолвок с маршалом.

На литературном поприще Мериме дебютировал, когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля, как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль», заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитые «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.

В 1828-1829 гг. выходят драмы «Жакерия» и «Семейство Карвахаля», исторический роман «Хроника времен Карла IX» и новелла «Маттео Фальконе». Мериме в это время деятельно сотрудничал в изданиях «Revue de Paris» и «National». Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. В конце 1839 г. он предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были путевой журнал и повесть «Коломба».

Благодаря успеху основанной на ней оперы Жоржа Бизе из всех произведений Мериме наиболее известна новелла «Кармен», значительная часть которой посвящена описанию нравов цыган. Замысел новеллы возник во время путешествия Мериме в Испанию в 1830 г. Драматические страсти, бурлящие в сердцах горячих южан, у Мериме пересказаны сухим и сдержанным языком. Как правило, рассказчиком выступает рациональный наблюдатель-иностранец. Эмоции первобытных народов он противопоставляет малокровию цивилизованной Европы: «Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение». Литературоведы пишут, что в своих новеллах инспектор исторических монументов создал своеобразный «музей страстей человеческих».

Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история дона Педро I, короля Кастилии, пользовалась уважением даже среди специалистов.

Последняя новелла, изданная при жизни Мериме, — «Локис», действие которой происходит в Литве. После смерти Мериме изданы «Последние новеллы», где мистическое происшествие получает обыденное истолкование, и его письма. В 1873 г. были изданы Письма к незнакомке (Lettres à une inconnue).

Мериме овладел русским языком, чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя. В конце 1840-х гг. Мериме начал усиленно изучать русский язык с помощью жены французского дипломата Лагрене Варвары Ивановны Дубенской. Пушкин оставался на протяжении всей жизни Мериме его любимым писателем, своеобразным недосягаемым мерилом прекрасного в литературе. Мериме посвятил Пушкину большую статью (1868). В его глазах Пушкин не только величайший русский писатель, но и наиболее значительный европейский поэт. Мериме с глубоким пониманием оценивал творческую эволюцию Пушкина, его стремление вывести русскую литературу на широкую дорогу реалистического искусства. Он восхищался красотой и лаконизмом произведений Пушкина, умением поэта отбирать самые существенные, кажущиеся единственно необходимыми художественные детали, отсекая все лишнее, избегая всяких претензий на внешнюю красивость. С точки зрения Мериме, Пушкин полнее и глубже, чем кто-либо другой, использовал огромное внутреннее богатство русского языка.

Мериме также был большим почитателем И.С. Тургенева и написал предисловие к французскому переводу «Отцов и детей», вышедшему в Париже в 1864 г. В 1851 г. в «Revue des Deux Mondes» вышел его этюд о Гоголе, а в 1853-м — перевод «Ревизора».

Мериме интересовался и русской историей: в «Journal des Savants» он опубликовал несколько статей об «Истории Петра Великого» Н.Г. Устрялова и очерков из истории казачества («Les Cosaques d’autrefois»). История Смутного времени отражена в «Le faux Demetrius» и драматических сценах «Les Debuts d’un Aventurier» (1852).

Эти занятия позволили писателю взяться за перевод «Пиковой дамы» (напечатан в 1849 году). Хотя перевод Мериме и грешит некоторыми неточностями и уступает оригиналу в смысле лаконизма стиля, он отличается незаурядными художественными достоинствами и популярен среди французских читателей. Позднее Мериме перевел в прозе «Гусара», «Цыган» (1852), а также стихотворения Пушкина «Анчар» и «Опричник». В 1856 году был опубликован перевод «Выстрела».

Заслуги Мериме как популяризатора русской культуры во Франции были, в свою очередь, высоко оценены и по достоинству отмечены Тургеневым. В некрологе, посвященном памяти своего французского друга, Тургенев заявил: «Мы, русские, обязаны почтить в нем человека, который питал искреннюю и сердечную привязанность к нашему народу, к нашему языку, ко всему нашему быту, – человека, который положительно благоговел перед Пушкиным и глубоко и верно ценил красоту его поэзии».

Мериме оставил в духовной жизни Франции меньший след, чем два других критических реалиста первой половины XIX века – Стендаль и Бальзак. Мериме не был, подобно им, властителем дум целых поколений, диапазон его воздействия являлся менее широким. Однако историко-литературное значение его творчества тем не менее очень существенно. Лучшие произведения Мериме-новеллиста сыграли важную роль в развитии реалистической литературы нового времени. Восприняв передовые традиции французской повествовательной прозы XVIII века, продолжая заветы Лесажа и Прево, Вольтера – автора философских повестей и Дидро-беллетриста, Мериме-новеллист выступил вместе с тем смелым новатором, расчищающим путь дальнейшим завоеваниям Флобера, Мопассана и Анатоля Франса.

Паскье Этьен-Дени

Родился 21 апреля 1767 г. в Париже в семье советника Парижского Парламента Этьенна Паскье и его супруги Анны-Терезы-Николь Готье де Про.

Образование получил в Колледже Жюлли. В 1787 г. – советник Парижского Парламента. В 1794 г. был арестован и находился в заключении в тюрьме Сен-Лазар до падения Робеспьера (его отец 20 апреля 1794 г. был гильотинирован по приговору Революционного Трибунала). При Директории и Консульстве оставался вдали от общественной жизни.

В 1814 г. вел переговоры с К.В. Нессельроде об условиях входа союзных войск в Париж, но 14 апреля 1814 г. не вошел в состав Временного правительства. Во время первой реставрации Паскье был директором путей сообщения, после вторичного падения Наполеона — министром юстиции в кабинете Талейрана. После окончательной коронации Людовика префект парижской полиции Паскье подарил королю изящно переплетенный том с неполным списком агентов полиции с 1790 г. и смог стать министром иностранных дел в кабинете Деказа (1819−1821) и пэром Франции (1821).

Талантливый оратор, искусный политик, Паскье то поддерживал суровые репрессивные меры и ограничения свободы печати (1823 и 1827), то боролся против влияния иезуитов в школах (1828), против закона о святотатстве (1826) и других реакционных законопроектов эпохи правительства Виллеля.

Назначенный при Людовике-Филиппе президентом палаты пэров, Паскье сделался преданным и влиятельным слугой Орлеанской династии; в 1837 г. для него было восстановлено звание канцлера Франции, в 1844 г. он был возведен в герцогское достоинство. Председательствуя в судебных заседаниях палаты пэров по крупным политическим процессам, Паскье нередко обнаруживал большую нетерпимость, отстаивая, например, наказуемость так называемого нравственного соучастия. В 1848 г. он покинул политическое поприще.

Умер 5 июля 1862 г. в Париже в возрасте 95 лет. Офицер Почетного Легиона (14 октября 1810 г.), Высший Крест Почетного Легиона (28 сентября 1815 г.), член Французской Академии (17 февраля 1842 г.).

Был женат на Анне де Серре Сен-Роман (Anne de Serre Saint-Roman) (1762-1844), детей не имел.

Рекамье Жюли

Жюльетт Бернар родилась 3 декабря 1777 г. в семье королевского нотариуса в Лионе. Получила образование в Лионе в «монастыре Пустыни» (Couvent de la Déserte). В 1786 г. семья переехала в Париж. В 1793 г., когда Жюли еще не исполнилось шестнадцати лет, ее выдали замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на двадцать шесть лет (в 1800 г. он стал регентом Банка Франции). Отношения между супругами были исключительно дружескими. По слухам, у Жака Рекамье до этого был роман с матерью Жюли. В связи с этим появилась версия, что Жюли на самом деле приходилась банкиру дочерью, на которой он женился, чтобы богатство не ушло из семьи. Впрочем, это так и осталось одной из тайн мадам Рекамье.

В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов в Париже, где она впервые в конце 1798 г. стала принимать гостей, и эти визиты вскоре образовали знаменитый Салон. «Она восполнила недостатки своего образования и культуры утонченностью своей интуиции. Она в высшей степени обладала искусством принимать и умела сближать и удерживать вместе людей разных партий и противоположных темпераментов».

В литературный мир Жюли ввела мадам де Сталь, ставшая на долгие годы ее самой близкой подругой. Одна из загадок – история их дружбы, в которой мадам де Сталь проявляла ревности не меньше, чем поклонники мужского пола.

Обаяние Жюли, ее живой ум привлекали к ней людей различных возрастов и положений, среди которых были маршал Жан-Батист Бернадот, герцог Матье де Монморанси-Лаваль, принц Август Прусский, Бенжамен Констан, брат Наполеона Люсьен Бонапарт и даже сын ее подруги мадам де Сталь. Однако Рекамье предпочитала держать дистанцию, более ценила настоящую дружбу, чем непостоянных поклонников. В списках имен гостей дома Рекамье были знаменитый писатель Шатобриан, горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бев, Оноре де Бальзак, Камиль Жордан, живописец Франсуа Жерар, скульптор Антонио Канова и многие другие.

Мадам Рекамье обставила свой салон в «этрусском стиле», или стиле «à la grecque» (греческом), входившим тогда в моду. Хозяйка, как и мадам де Сталь, не скрывала критического отношения к новой государственной политике первого консула Наполеона Бонапарта. Полиция несколько раз закрывала ее салон. Будущий император пытался привлечь мадам Рекамье к своему двору на «положении подруги», но дважды получал отказ. После высылки Жермены де Сталь и двух ее кузенов из Парижа Жюли Рекамье поддерживала с ней переписку, что привело к приказу Бонапарта и об ее удалении из столицы. Это привело к краху банковского дома Рекамье.

По примеру мадам Рекамье, запечатленной в образе одалиски, парижские модницы стали носить платья, стилизованные под античные туники. Мебельщик Ж. Жакоб с началом эпохи ампира и далее выполнял заказы мадам Рекамье. Слово «рекамье» со временем стало символом, олицетворявшим хороший вкус, образованность и «новый парижский стиль». Этим словом стали называть кушетки из салона Рекамье и вообще многие предметы ставшего модным в Париже «стиля рекамье»: платья, подпоясанные высоко под грудью «à la antique», прически, ювелирные украшения — серьги, кулоны, бант-склаважи, светлые ткани и драпировки — все, что ассоциировалось со знаменитым салоном.

После высылки из столицы Жюли Рекамье переехала во французскую провинцию, а в марте 1813 г. уехала в Италию. В Риме она постепенно восстановила свою «социальную жизнь». Именно тогда скульптор А.Канова выполнил два ее бюста из мрамора. Приглашенная в Неаполь в декабре 1813 г. королем Мюратом и королевой Каролиной, Жюли Рекамье узнала в апреле 1814 г. об отречении Наполеона.

1 июня 1814 г. мадам Рекамье вернулась в Париж и вновь открыла двери своего Салона. В 1819 г. она переехала в монастырь Аббе-о-Буа в Париже, где продолжала устраивать приемы. Ее близкий друг Шатобриан скончался 4 июля 1848 г. Жюли Рекамье постепенно теряла зрение из-за катаракты. 11 мая 1849 г., почти слепая, она умерла в возрасте 71 года. Похоронена на кладбище Монмартр в Париже, где похоронены ее родители, муж и ее старый друг Пьер Симон Балланш.

Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем. Ее племянница и приемная дочь Амели Ленорман — автор биографии Рекамье, опубликованной в 1859 г., в которой приведены некоторые из писем, полученных от ее прославленных корреспондентов. Письма хранятся в отделе рукописей Национальной библиотеки Франции.

Самой большой загадкой мадам Рекамье осталось то, что она, по сути, не сделала ничего выдающегося, но вошла в историю Франции как женщина, сумевшая объединить вокруг своего салона самых талантливых людей своего времени.

Тьер Адольф

Родился 15 апреля 1797 г. Сын торговца в Марселе, разорившегося во время революции и сделавшегося ремесленником. Еще в школе Тьер обратил на себя внимание редкими способностями, благодаря чему получил дальнейшее воспитание в колледже на средства общины; окончив курс на юридическом факультете, стал адвокатом. В 1820 г. написал работу на премию, предложенную академией, «Eloge de Vauvenargues» — «Похвала Вовенаргу»; академия признала за его работой выдающиеся литературные заслуги, но отказала в премии ввиду революционных тенденций автора и назначила новый конкурс. На следующий год автором работы на ту же тему, отличавшейся столь же высокими литературными достоинствами, но написанной совершенно в противоположном направлении и потому получившей премию от роялистской академии, оказался тот же Тьер.

В 1821 г. он переехал в Париж, где поселился вместе со своим неразлучным другом Минье. Сначала Тьер и Минье испытывали крайнюю нужду, но Тьер быстро и близко сошелся с либеральным депутатом П.-Л. Манюэлем, потом Ж.Лаффитом и начал сотрудничать в «Constitutionnel», где писал как критические статьи по вопросам искусства и литературы, так и статьи политические.

В 1822 г. появился сборник его статей о художественной выставке: «Le Salon de 1822» (особенно высоко он оценивал тех художников, которые тяготели к формирующейся во Франции романтической школе). В следующем году он выпустил в свет описание своего путешествия на юг под заглавием «Les Pyrénées, ou le Midi de la France pendant les mois de novembre et de décembre 1822» (Париж, 1823). Эта книга была проникнута политическими тенденциями и горячо отстаивала принцип свободы торговли против протекционизма. Работы Тьера создали успех журналу «Constitutionnel» и обеспечили автору материальное благополучие.

В то же время Тьер работал над своим обширным трудом «Histoire de la révolution française depuis 1789 jusqu’au 18 brumaire» — «История французской революции начиная с 1789 года вплоть до 18 брюмера» (Париж, 1823-1827; первые два тома написаны в сотрудничестве с Феликсом Боденом). Труд этот был первой подробной и вместе с тем научной историей революции (одновременно с ним в 1824 г. появилась история революции Минье, также научная, но гораздо более краткая). В сочинении Тьера поражало уменье говорить обо всем тоном специалиста; картины битв и походов свидетельствовали о знакомстве с военным делом, страницы, посвященные финансам, как будто были написаны финансистом. Изящный язык и яркие характеристики главных деятелей революции обеспечивали книге успех в широкой публике.

Вместе с Минье и Арманом Каррелем Тьер основал в конце 1829 г. газету «National» со строго оппозиционным направлением. 1 января 1830 г. в газете была опубликована передовая статья, написанная Тьером, в которой определялась программа: верность династии Бурбонов, но при условии строгого соблюдения конституционной хартии 1814 г. Так как правительство Карла Х не обнаружило желания соблюдать хартию, то уже в феврале 1830 г. газета заявила о возможности кандидатуры герцога Орлеанского на французский трон. 29 июля Тьер был в Париже и раздавал сражающимся на баррикадах составленную им прокламацию, в которой указывал на герцога Орлеанского как на желательного главу государства.

После вступления на престол Луи-Филиппа Тьер был назначен членом государственного совета в кабинете Лаффита (ноябрь 1830 — март 1831). В то же время Тьер был выбран в палату депутатов. С апреля 1831 г. тон его речей стал заметно меняться. Неожиданно он оказался сторонником консервативного кабинета Казимира Перье (1831-1832), высказался против присоединения Бельгии к Франции, выступил защитником наследственности звания пэра и сторонником протекционистской системы. В своих речах он обнаружил выдающийся ораторский талант и большую эрудицию в финансовых, торговых и общеполитических вопросах. По словам Бальзака, Тьер «дебютировал на трибуне в качестве революционера; с южной пылкостью он подражал Дантоновскому красноречию и притом очень удачно; но скоро он убедился, что громкие фразы, величественные движения не идут к его тонкому, хриплому, слабому голосу, к его маленькой фигурке и — вероятно, по совету Талейрана — изменил тон своих речей; они стали холоднее, он видимо заботился о точности и ясности выражений и несравненно реже прибегал к пафосу… В его речах стал заметен характер добродушия, веселости, шутливости».

Через несколько месяцев после смерти Казимира Перье Тьер вошел в состав так называемого министерства 11 октября (1832 г.), которое в течение 3 ½ лет своего существования пережило несколько кризисов. Сначала Тьер был министром внутренних дел, потом торговли, затем снова внутренних дел. От прежнего радикализма Тьера осталось очень мало; изменение его убеждений произошло параллельно с изменением убеждений крупной буржуазии, представителем которой он и был.

С чрезвычайной суровостью расправлялся Тьер с восстаниями, особенно с лионским и парижским (1834). После покушения на жизнь Людовика-Филиппа Тьер поддерживал так называемые сентябрьские законы (1835 г.), ограничившие свободу печати, вводившие тайную подачу голосов для присяжных заседателей, понижавшие с 8 до 7 число голосов присяжных, достаточных для обвинения, и т.д.

В качестве министра торговли Тьер покровительствовал бирже; при нем развилась биржевая игра. Он много сделал для улучшения путей сообщения во Франции, в частности для постройки сети железных дорог. Под его влиянием правительство не только не противодействовало возродившемуся культу Наполеона, но и покровительствовало ему; делом Тьера была установка на Вандомской колонне статуи Наполеона.

Соперничество между Тьером и Гизо, имевшее скорее личный характер, чем политический, привело к падению кабинета и к формированию нового кабинета Тьера. Кабинет продержался всего 6 месяцев, с 22 февраля по 25 августа 1836 г., и вышел в отставку вследствие разногласий с королем.

В следующие четыре года Тьер занимался научными работами и руководил в палате оппозицией; участвовал в коалиции 1838-1839 года против кабинета Моле.

1 марта 1840 г. Тьер собрал новый кабинет, в котором взял себе портфель министра иностранных дел; кабинет был однородным и состоял из членов левого центра. Своего главного соперника Гизо Тьер держал вдали, на посту лондонского посла. Во время усмирения коммуны правительству Тьера пришлось пойти на уступки.

В следующие годы Тьер стоял в оппозиции против кабинета Гизо. Он подвергал резкой критике всю деятельность кабинета, которое он упрекал в измене революции. Тьер много путешествовал, в особенности по Германии и Италии, изучая места, отмеченные кампаниями Наполеона I.

В 1845 г. появились первые тома его «Histoire du Consulat et de l’Empire», 20-й том которой вышел лишь в 1862 г. В научном отношении эта книга, являющаяся прямым продолжением истории революции, стоит выше последней; Тьер располагал для нее громадным неопубликованным материалом из архивов, в которые он получил доступ. Тон этой книги несколько иной, чем тон «Истории революции»: о «порядке» в ней говорится больше, чем о «свободе». Главным героем ее является Наполеон, к которому Тьер питает настоящее благоговение, хотя и признает ошибочность многих его мер.

Когда правительство Гизо зашло в тупик, Людовик-Филипп, упорствовавший до последней минуты, в ночь на 24 февраля 1848 г. пригласил к себе Тьера и поручил ему сформировать кабинет, который, как он думал, мог спасти монархию. Тьер принял предложение и утром 24 февраля напечатал и распространил прокламацию с заголовком: «Свобода! Порядок! Единение! Реформа!». Прокламация не произвела впечатления. В 9 часов утра Тьер вернулся во дворец и заявил королю: «Ваше Величество! Слишком поздно!»

4 июня 1848 г. Тьер был избран в парламент сразу в четырех департаментах и принял мандат от департамента Нижней Сены. В первой же своей речи он заявил о присоединении к республике: «республика разделяет нас менее всякой другой формы правления», — сказал он. Все время существования Второй республики Тьер боролся против радикалов и почти по всем вопросам голосовал с консерваторами. В июньские дни 1848 г. он стоял за диктатуру генерала Кавеньяка; написал книгу «Du droit de propriété», направленную против Прудона и социалистов вообще.

В законодательном собрании 1849-1851 гг. Тьер был одним из вождей монархистов, одинаково враждебных и к президенту, и к республиканцам. 2 декабря 1851 г. Тьер был арестован и выслан из Франции, но уже в августе 1852 г. ему было разрешено вернуться на родину, и Наполеон III даже приглашал его на придворные балы, называя его «нашим национальным историком».

В 1863 г. Тьер был избран в законодательный корпус, где явился крупным деятелем оппозиции. Он отстаивал свободу печати, выступал против полицейского произвола правительства; упрекал правительство в непростительных ошибках. Когда Франция допустила разгром Австрии, Тьер произнес знаменитую фразу: «Не осталось более ошибки, какую не совершило бы правительство». В 1869 г. Тьер был переизбран в законодательный корпус.

После падения Наполеона III правительство национальной обороны 13 сентября 1870 г. направило Тьера к лондонскому, потом флорентийскому, венскому и санкт-петербургскому двору. Везде Тьер был принят с выражениями самой глубокой симпатии к нему лично и к Франции, но нигде не добился успехов.

8 февраля 1871 г. Тьер был избран в Национальное собрание в 26 департаментах. 17 февраля национальное собрание избрало его «главой исполнительной власти». При его поддержке национальное собрание приняло те меры (требование уплаты по векселям, требование уплаты квартирных денег, закон о назначении городских мэров правительством и т. д.), которые дали повод к восстанию Парижской коммуны 18 марта 1871 г. С большой энергией и жестокостью Тьер вел борьбу с коммуной. Именно за это уцелевшие коммунары называли низкорослого Тьера «кровавым карликом» (что было позже подхвачено Карлом Марксом).

31 августа 1871 г. национальное собрание избрало Тьера президентом Французской Республики сроком на три года. 74-летний Тьер — самый пожилой президент Франции на момент первого избрания. Тьер был не только президентом республики, но и главой кабинета. Его внешняя политика имела громадный успех. Ему удалось найти для уплаты военной контрибуции несколько заграничных займов; благодаря этому при нем была выплачена значительная часть контрибуции. Через несколько месяцев после окончания войны и усмирения коммуны Франция вновь заняла место в ряду великих держав, пользуясь всеобщим признанием и уважением. Во внутренней политике Тьер искусно балансировал между партиями, по-прежнему склоняясь скорее на сторону монархистов. Он противился всеобщей военной повинности, стоял за пятилетнюю службу в войсках, не соглашался на закон о светском и обязательном начальном обучении, отстаивал протекционизм.

Тьер ушел в отставку 23 мая 1873 г. После этого он редко выступал в национальном собрании. В 1876 г. был избран в палату депутатов. 16 марта 1877 г. он был одним из 363, выразивших недоверие кабинету Брольи. После этого многие ожидали его нового возвышения, но через несколько месяцев он скончался от инсульта.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Виктор Гюго в своих записках так отзывается о Тьере: «Я всегда испытывал к этому знаменитому государственному человеку, выдающемуся оратору, посредственному писателю, к этому узенькому и маленькому сердцу неопределенное чувство отвращения, удивления и презрения».