ПУТЕШЕСТВИЯ И ВСТРЕЧИ

ВЫБОРГ (НОЯБРЬ 2021)

Две экспедиции (05.11.2021, 11.11.2021)  

05.11.2021 За один день предстояло посетить библиотеку Алвара Аалто (центральная городская библиотека Выборга), осмотреть Дворец наместника, Больницу сестер милосердия и встретиться с проживающей в Доме у Фридрихсгамских ворот Эльгой Николаевной Абакшиной, соратником академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва в деле спасения культурного наследия, инициатором и одним из авторов технико-экономического обоснования создания Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо» в Выборге. Наш проект выражает благодарность Эльге Николаевне за интересный рассказ и помощь в поиске материалов!

Уникальная книга про Аврору Карамзину в библиотеке Алвара Аалто (г. Выборг).

11.11.2021

Знакомый запах мазута и железа, приключений, нового, неизведанного…суета, все куда-то спешат, стараются занять места поудобнее.

Финляндский вокзал, ласточка «Санкт-Петербург – Выборг». Чуть больше часа, и ты уже в средневековом городе! Каждое мое пребывание на вокзале вызывает волнение, чувство трепетное и счастливое, как-то по-детски радостно, ведь ты идёшь к чему-то новому, к открытию.

Ласточка отличается от старых электричек своей стройностью, элегантностью. В вагоне тепло, чисто, уютно, но чего-то не хватает, возможно, романтики, стука колёс старых электричек. Забегаю в первый вагон, уютно устраиваюсь на любимом месте у окна. Поезд тронулся и вместе с ним тронулись перрон, дороги, дома…Зеленогорск, Рощино.

Час пролетел незаметно, на мгновение перед глазами встаёт картина: повозки, народ кишит, снуёт, немецкие купцы, у вокзала брички с крикливыми извозчиками, вокруг крепостные стены, высятся башни – с таким настроением каждый раз приезжаю в этот милый городок.

Суббота, в воздухе витает средневековая романтика, дух авантюризма. Накрапывает дождь, но любителей приключений – туристов, это не останавливает: какая-то группа ищет своего гида, кто-то уже направляется к рыночной площади, а есть такие как я, кто приехал один и не торопится и смакует каждое видение.

Любимые колоритные улочки, мощённые брусчаткой, у останков стен Рогатой крепости радует глаз милым образом рыночная площадь, как и в давние времена торговцы спешат выложить свой товар в палатках. Дождь усиливается параллельно моему настроению, и вот я уже на Соборной площади, на месте нашего нового исследования и съемок видео-ролика о Доме Наместника и Соборной площади. Рядом расположился дом Маннергейма, где сегодня находится детский сад, его я планирую посетить в следующий раз.

На часах полдень – пора в библиотеку! В библиотеку я приезжаю не в первый раз, привозила летом сюда своих учеников, их родителей и друзей. Каждый раз на первом месте по маршруту стоит библиотека Алваро Аалто, непременно с экскурсией! Рекомендую!

Мой маршрут мы планировали с Эльгой Николаевной Абакшиной, она точно знает к кому нужно обратиться и какую книгу найти. Эльга Николаевна – давний друг и желанный гость библиотеки, особенно ее краеведческого отдела, это я поняла из разговора с заведующей краеведческого отдела библиотеки – Ольгой Осмысловской.

Впереди зеленый остров, на самой высокой точке которого возвышается скульптура лесного хозяина – лося. Шедевр европейского функционализма гармонично расположился в уютном парке, сказочные деревья обрамляют дорожки, ведущие к широкому входу в книжный дом.

Финская философия в библиотеке Алваро Аалто ощущается в каждой детали. Аалто построил библиотеку в 1935 году. Здесь особая атмосфера, перешагнув порог, ты ощущаешь тепло и заботу в каждой детали, во всем, что тебя окружает. В 2013 году библиотека была открыта после основательной реставрации, почти все было восстановлено в первоначальном виде.

В Краеведческом отделе меня уже ждали. Тепло встретила Ульяна, и вот, ряд редких книг с драгоценной папкой, где с любовью собраны материалы о нашей героине – Авроре Карловне – уже лежали на столе.  У меня в руках уникальная книга 1937 года издания финской писательницы Ингрид Кварнстрем, которая писала на шведском языке и посвятила большую часть жизни исследованию биографии Авроры Карамзиной. В книге  – иллюстрации Августа Маннергейма, брата Карла Густава Маннергейма, прадеда и полного тезки первого президента Финляндии. Теперь мы знаем, где все начиналось, и откуда черпали современные исследователи информацию и фото для своих статьей. Но возникает вопрос, почему же так разнятся истории об этой удивительной женщине? Чего только не встретишь на просторах интернета об Авроре и ее семье. Я полистала уникальные атласы города Выборга финского издательства, где представлены карты города с древнейших времён до современности. Следующей интересной и полезной находкой стала книга финского фотографа. Это сборник фотографий Хельсинки со всеми районами. Этот фотограф интересен нам тем, что он автор сборника об усадьбах Финляндии и, скорее всего, там есть усадьбы, где проживала семья Шернваль, а затем и сама Аврора Карловна. В библиотеке этой книги нет, будем искать!  А вот и увесистая книга об истории Выборга и о его известных жителях, написанная Михаилом Костоломовым. В книге известный краевед рассказывает и о нашей героине – Авроре Карловне Шернваль!

Наполненная счастьем от встречи с уникальными книгами, а также с внимательными, любящими свою работу людьми, договорившись о следующей встрече, я направилась к Дому Наместника. К сожалению, удалось попасть только на первый этаж, придется запланировать повторный визит для сбора фотоматериала к нашему исследованию.

Следующий адрес моего маршрута – Больница сестер милосердия. На развилке дорог, по адресу Октябрьская, дом 2, одиноко стоит детище Уно Ульберга. Больница сестёр милосердия построена семьей Хакман, также как и Институт Диаконисс в Хельсинки, созданный Авророй Карловной – учреждения для помощи больным, бедным и нуждающимся. Сегодня об историческом прошлом напоминают сохранившиеся столбы въездных ворот и мемориальная доска, напоинающая об историческом прошлом здания. Его состояние, конечно, удручает, сердце сжимается в очередной раз от боли, что памятники архитектуры могут не дойти до наших потомков, а ведь в них кроется энергия поколений.

Прохожу от больницы через Аннинские укрепления к следующему адресу нашего исследования – Петровская улица, дома 9 и 4. Дом 9 – это руины Кардигардии, которая сгорела 27 февраля 2013 года. Дом 4 – дом тётушки Авроры Шернваль, куда она приезжала в гости с сестрой Эмилией.

Дом является памятником архитектуры XIX века, относится к стилю «второй ампир», но к великому сожалению, ремонта здесь не было с послевоенных лет. В настоящее время в этом доме Эльга Николаевна – человек-легенда Выборга.

Первый этаж, просторная лестничная площадка, парадная лестница, у каждой квартиры мешки с дровами, печное отопление… Дверь приоткрыта.

– Добрый вечер!

Никто не отвечает, но в глубине квартиры слышится разговор по телефону. Пока Эльга Николаевна разговаривает, меня встречают две кошки: одна сидит на подоконнике, а вторая продефилировала от входной двери в комнату, как бы приглашая меня. Какая гостеприимная! Навстречу вышла хозяйка. Именно такой я и представляла Эльгу Николаевну – изящная, хрупкая, горящие глаза, уверенный, поставленный голос преподавателя.

Мы проговорили несколько часов, на одном дыхании. Я ловила каждое ее слово, боясь упустить важное, а впрочем, в нашей беседе было важно все, каждая ее деталь. Блестящая память, эрудиция, цитаты из известных поэм, тут же обороты на шведском языке, которые дополняли красоту мысли. Эльга Николаевна начала наш разговор с высказывания Уно Ульберга – «Нет другого такого города на свете». Нежно, с трепетом, она говорила о своем любимом детище – парке Монрепо, ради которого она оставила город на Неве и приехала вместе  Д.С. Лихачевым отстаивать парк. Она собирала по крупицам с единомышленниками все, что связано с древнейшим центром: древние жители «гиперборейцы», Мировое древо в контексте северной традиции, руны, музыкальный акцент древнего народа, населяющего берега Выборга…

Поведала мне и о доме, как он выглядел в годы, когда здесь проживала семья Шернваль. Высокие окна и потолки, второй этаж – бельэтаж времён тётушки Авроры. С радостью соседка Эльги Николаевны пригласила нас полюбоваться каминами XIX века, на котором остались даже исторические заслонки с изображение паутины и паучка. Говорят, что такой же камин сохранился в местном филиале Пединститута, а еще один камин из этого дома находится в здании исторического музея в Башне Олафа. Нужно обязательно внести эти объекты в следующий маршрут!

За окном уже загорелись фонари, ночное покрывало окутало город, усиливая романтический вид средневековой башни, притягивая и заманивая к своим многовековым мостовым. Тепло попрощалась с моей собеседницей и наполненная счастьем, познанием, удовлетворением еду домой.

Дворец наместника

Больница сестер милосердия

Дом у Фридрихсгамских ворот

МОСКВА (ДЕКАБРЬ 2021)

16.12.2021 Международный Демидовский Фонд

Встреча с исполнительным директором Международного Демидовского Фонда Марией Александровной Розановой.

Международный Демидовский Фонд (МДФ) был учрежден в 1992 году Уральским землячеством в Москве при непосредственном участии и поддержке первого губернатора Свердловской области Э. Росселя. Фонд призван оказывать содействие в сохранении и развитии промышленного потенциала России, основываясь на исторических связях с традициями российского предпринимательства и наследием рода Демидовых.

Также в основу деятельности организации положены цели изучения и популяризации демидовского наследия, сохранения и восстановления исторических памятников, связанных со знаменитой династией.

В Устав Фонда, наряду с основными его целями и идеологией содействия возрождению России, включен целый ряд долговременных программ и проектов по трем основным направлениям:

  • изучение собственно демидовского наследия, регулярные научные исследования и проведение на их основе научных конференций — «Демидовских чтений», мемориальная работа;
  • поддержка и поощрение научных исследований, культуры, образования, искусства и ремесел;
  • поддержка и поощрение проектов в области реальной экономики, промышленного и селькохозяйственного производства, конверсии военно-промышленного комплекса и развития высокотехнологичных производств.

Важнейшей задачей Международного Демидовского Фонда с момента его создания стала задача координации действий и усилий отечественных и зарубежных участников Демидовского движения.

Мы рады будем участвовать в проектах Фонда!

МОСКВА (МАРТ 2022)

31.03.2022 Музей “Новый Иерусалим”. Выставочный проект “Азбука шедевра”.

До 19 июня 2022 г. в музее «Новый Иерусалим» работает самый масштабный за все годы существования музея выставочный проект «Азбука шедевра», объединяющий более 120 работ великих русских живописцев, среди которых — Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многие другие. Проект представляет весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока, почти в каждой из которых есть шедевры, неизвестные широкой публике.

На выставке «Азбука шедевра» представлен портрет Авроры Карловны Демидовой из собрания Музея-заповедника «Горнозаводской Урал» г. Нижний Тагил. 

Существуют два неотличимых портрета Демидовой: один кисти Брюллова, другой — его копия (предположительно работы крепостного художника, тагильчанина Ивана Худоярова). Первый, из коллекции Галины Вишневской, находится в Стрельне, второй – в Нижнетагильском музее. Впрочем, специалисты расходятся во мнениях о том, какой именно из двух портретов принадлежит кисти Брюллова…

Документально не установлено, как портрет Авроры Карловны попал в Нижний Тагил. Есть упоминание картины в 1844 г. в описи Верхотурской дворянской опеки, где указано, что она находится в портретной галерее Демидовых, расположенной в одном из господских домов Нижнего Тагила. И если бы это была копия, то в описи данный факт был бы отражен. Но долгое время картина везде указывалась как подлинник Брюллова. В советское время, в 1924 г., при создании краеведческого музея Нижнего Тагила, по всем господским домам собирали вещи, в том числе и произведения искусства. Тогда “Аврору” перенесли, и она стала экспонатом. С 1924 г. во всех музейных описях она проходит в качестве работы кисти Карла Брюллова.

ЧИРКОВИЦЫ (МАЙ 2022)

В селе Чирковицы на старинном Нарвском тракте (дорога А180, Таллинское шоссе) у храма Спаса Нерукотворного Образа стоит необычный памятник. Он посвящен российскому промышленнику Николаю Никитичу Демидову.

Текст на чугунной доске монумента гласит: «Николаю Никитичу Демидову. Родившемуся в Чирковицах 9 ноября 1773 г. скончавшемуся в Флоренции 22 апреля 1828 г. Признательные Дети».

Согласно карте Ф.Ф. Шуберта в 1844 г. село Чирковицы насчитывало 40 крестьянских дворов. На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П.И. Кёппена 1849 г., упомянута как деревня «Tschirkowitz», населенная ингерманландцами-савакотами.

Исторические этапы сменяли друг друга, но время пощадило этот памятник. Так в деревне Чирковицы сегодня можно увидеть колонну, напоминающую о великом событии – рождении наследника и выдающегося представителя известного рода Демидовых.

ДЕМИДОВСКАЯ СИРЕНЬ (МАЙ 2022)

15-ый литературно-музыкальный фестиваль «Демидовская сирень» в с. Быковка Воротынского района Нижегородской области 21-22 мая 2022 г.

Проект «Век Авроры» принял участие в фестивале «Демидовская сирень»!

30 лет Международный Демидовский Фонд ведет научную, мемориальную, просветительскую и краеведческую деятельность в 25 территориях Российской Федерации, исторически связанных с многогранной деятельностью и наследием представителей рода Демидовых. За годы работы внутри актива Фонда, насчитывающего свыше трехсот ученых-исследователей, сложились добрые отношения и зародились свои традиции взаимодействия с одной из самых ярких Демидовских вотчин центральной России – Нижегородской областью.

Нижегородская земля тесно связана с именем нескольких поколений рода Демидовых. Именно благодаря земле в селе Быковка, приобретенной в 1720 г. у русского адмирала Николая Головина, Никита Антюфеев смог соблюсти формальные требования к высокому званию и стать по велению императора Петра I действительным дворянином.

В 2022 г. фестивалю, собирающему в Быковке десятки неравнодушных к истории своего края людей со всей Нижегородской области, исполняется 15 лет.

Благодарим Международный Демидовский Фонд за предоставленную возможность рассказать о нашем проекте и посетить это интересное мероприятие!

СТРЕЛЬНА (АВГУСТ 2022)

Константиновский дворец (Большой Стрельнинский дворец) 13.08.2022 г.

Проект «Век Авроры» и портрет Авроры Карловны Демидовой — жемчужины художественной коллекции Константиновского дворца!

Вскоре после свадьбы, в 1836 г., Павел Демидов, один из самых богатых и просвещенных людей в России, заказал портрет своей жены  Карлу Брюллову. Художник долго работал над этой картиной и создал настоящий шедевр.

В 1995 г. на аукционе «Сотбис» в Лондоне было заявлено о продаже портрета Авроры Демидовой работы Брюллова. В зале присутствовала певица Галина Вишневская, супруга великого музыканта Мстислава Ростроповича. Итоговую оценку портрета – 133.500 фунтов стерлингов не смогла выложить представительница Третьяковки и картину для своего собрания приобрела замечательная русская певица. После смерти Ростроповича члены его семьи решили продать коллекцию. И снова «Сотбис». Вся Россия замерла – так хотелось, чтобы свершилось чудо и собрание русского искусства оказалось бы целиком на Родине. И чудо свершилось! За день до начала торгов российский бизнесмен Алишер Усманов приобрел все собрание целиком за 72 миллиона долларов и принес его в дар своей стране! 

Сегодня собрание размещено в Константиновском дворце в Стрельне под Петербургом и каждый желающий может полюбоваться и насладиться чудесными произведениями русского искусства и, конечно, портретом Авроры кисти Карла Брюллова.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (СЕНТЯБРЬ 2022)

Константиновский дворец (Большой Стрельнинский дворец) 22.09.2022 г.

Проект «Век Авроры» на праздновании 30-и летия Международного Демидовского Фонда!

В Санкт-Петербурге с 22 по 25 сентября 2022 г. прошли торжественные мероприятия к 30-летию Международного Демидовского Фонда.

Участие в них приняли представители 25-ти демидовских территорий России, российские и зарубежные потомки рода Демидовых, иностранные представители и партнеры Фонда.

Мы благодарны Международному Демидовскому Фонду за предоставленную возможность принять участие в мероприятиях юбилея!

Программа мероприятий открылась 22 сентября с торжественного заседания в Мраморном зале Константиновского дворца Санкт-Петербурга. Руководитель проекта «Век Авроры» А.И. Данилова выступила с приветственным словом к организаторам и гостям торжеств, а подарком от нашего проекта стало выступление хореографического ансамбля “Танцующий мир” под руководством В.Н. Купровой.

Участники торжественных мероприятий 23 сентября посетили Российский Государственный Исторический архив, где познакомились с выставкой демидовских документов. В конференц-зале Федеральных государственных архивов г. Санкт-Петербурга состоялась презентация сборника документов “Демидовы. Взгляд сквозь века”. 

ТУЛА (ОКТЯБРЬ 2022)

Экспедиция в г. Тула 27.10.2022 – 29.10.2022 гг.

Проект «Век Авроры» в гостях у  Историко-мемориального музея Демидовых

В оружейной столице России в 1996 г. открыл свои двери для посещения уникальный музей Демидовых. На месте Кузнецкой слободы к 340-летнему юбилею главы рода — Никиты Демидова – разбили сквер и установили памятник. Небольшой и уютный, но очень познавательный музей, посвящен династии Демидовых — русских предпринимателей-горнозаводчиков.

Большое спасибо руководителю музея Двойниковой Елене Евгеньевне за интереснейшую экскурсию и рассказ об уникальных предметах из усыпальницы Демидовых, подлинных образцах тульских мастеров и памятников науки и техники.

Николо-Зарецкая церковь, внутри которой располагается захоронение представителей первых поколений Демидовых в России, была построена в самом начале XVIII века на средства Акинфия Никитича Демидова, сына основателя знаменитой династии. В XX веке храм был разорен, пострадала и усыпальница Демидовых. Ее вскрывали, причем неоднократно. Удивительно, но усыпальница сохранилась. В некрополе находится 20 захоронений, и только 4 из них идентифицированы. В разное время здесь были погребены представители нескольких поколений рода:

  • Акинфий Никитич (умер в 1745 г.)
  • Евфимия Ивановна, его вторая жена, урожденная Пальцова (умерла в 1771 г.)
  • Григорий Акинфиевич, сын (умер в 1761 г.)
  • Анастасия Павловна, жена Григория, урожденная Сурмищева (умерла в 1763 г.)

На сегодняшний день Николо-Зарецкий храм имеет статус памятника культуры федерального значения. Старинных росписей на стенах почти не сохранилось, но несмотря на это, церковь производит большое впечатление. Кроме иконостаса весь интерьер украшен фарфором.

Историко-мемориальный музей Демидовых ведет обширную исследовательскую, выставочную и образовательную деятельность. Гордимся знакомством с Еленой Евгеньевной – увлеченным своим делом человеком!

ДРУЖНОСЕЛЬЕ (ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН) (МАЙ 2023)

Усадьба князя Витгенштейна Дружноселье

Усадьба князя Витгенштейна Дружноселье находится на территории села Дружноселье Гатчинского района Ленинградской области.

Небольшая усадьба, созданная двумя сестрами Зельберейзен, была названа ими – Дружноселье. Сестры Елизавета и Каролина Зельберейзен были инспектрисами Смольного института, приехавшими из Германии. Павел I в 1799 г. подарил им несколько деревень из Рождественской дворцовой волости. Кемско и Изори они продали, Выгоря и Рактину переименовали по своим именам в Каролингоф и Елизаветгоф. На их стыке сестры построили небольшую усадьбу с деревянными строениями и регулярным садом.

Эти земли в 1826 г. купил Петр Христофорович Витгенштейн для своего сына Льва Петровича. Заслуги П.Х. Витгенштейна как полководца в войне 1812 г. сравнимы с заслугами признанных героев – Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толли. После смерти Кутузова именно Витгенштейн некоторое время был главнокомандующим союзных армий, сражавшихся с Наполеоном. За четыре десятилетия службы в русской армии он получил высший воинский чин, титул светлейшего князя, девять высших наград Российской империи, Пруссии, Австро-Венгрии, дважды был награжден золотым оружием с надписью: «За храбрость». Сражение под местечком Клястицы стало одним из важных этапов Отечественной войны 1812 г. В трехдневной битве русские войска под командованием генерал-лейтенанта П.Х. Витгенштейна одержали верх над превосходящими французскими силами. Это была первая крупная победа русской армии в этой войне. В результате сражения под Клястицами было сорвано наступление наполеоновских войск на Петербург, а Петр Витгенштейн стал известен всей России как «спаситель Петрова Града».

Его сын, Лев Петрович Витгенштейн, женился на богатейшей невесте России Стефании Радзивилл. Вот что написано в историческом документе: «Молодожены сразу приступили к переустройству усадьбы. По сторонам внутреннего двора поставили каменные службы и солидный в форме каре хозяйственный двор. В глубине, на месте старого, возвели новый усадебный дом, регулярный садик заменили пейзажным парком». И далее: «От чахотки за границей в 1832 г. умерла Стефания, ее прах перевезли в Дружноселье и возвели над ее могилой костел – усыпальницу по проекту А.П. Брюллова. Архитектор построил около него богадельню, спланировал вокруг английский парк…».

Потомки Льва Петровича Витгенштейна берегли «родовое гнездо». Костел стал усыпальницей князей Витгенштейнов, там было похоронено десять членов семьи, в том числе фельдмаршал Петр Христофорович.

До революции в одном из павильонов усадебного парка в Дружноселье существовал музей памяти Отечественной войны 1812 г.

Главный дом усадьбы представляет собой прямоугольное в плане сооружение с фасадом на 9 осей и мезонином на 3 оси над центральной частью. Мезонин имеет одну ветвь от садового до паркового фасада. Со стороны подъездной аллеи в центре здания помещен полуциркульный портик, несущий балкон с колоннами «помещичьей архитектуры», которые трудно определить: дорического или тосканского они ордера. По поводу подобных колонн современники писали: «Шутники называли такие колонны тасканскими, потому что их долго таскали по лесу и прислонили к усадебному дому, немного потратив сил на их отделку». Кроме центрального входа через колонный портик на противоположном фасаде находится еще один вход, причем, в настоящее время, трудно сказать, как он был оформлен, так как здесь находится пристроенная в советское время веранда. Дом сложен из старинных тесаных бревен и представляет собой несколько срубов-модулей, скомпанованных в общий объем.

Парадная анфилада располагалась по фасаду со стороны подъездной аллеи. Проемы двухстворчатых дверей в советское время были значительно сужены, а в некоторых помещениях полностью заделаны. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что зал находился не в центре, а в крыле здания. Подобная планировка типична для усадебных домов эпохи классицизма. Весь основной объем дома не перестраивался. Сведения, указанные в одном из путеводителей «перестроен после войны», относятся только к кровле здания, которая стала несколько ниже, чем прежде, что отчетливо видно по сохранившимся отметкам на дымовых трубах. Расчистив стены от поздний наслоений, удалось обнаружить первоначальную старинную отделку, которая была выполнена следующим образом. Вначале щели между тесаными бревнами сруба заполняли смесью бумаги и известковой штукатурки. После этого прямо на бревна наклеивалась бумага, а не фабричного производства обои. Бумага красилась меловой краской – так были отделаны все помещения усадьбы. Подобная отделка сохранялась в интерьерах усадебного дома довольно долго. Только во второй половине XIX, а возможно в начале XX века, стены были оштукатурены.

Если проанализировать эволюцию усадебного комплекса в целом, то окажется, что обустройство усадьбы проходило в два этапа. На первом был выстроен дом, службы и проведены работы в парке, отнюдь не масштабные. Большие деньги при этом не тратились, а создавалась усадьба дворянина достаточного, с не маленьким, по меркам того времени, усадебным домом, удобным и уютным. Дело в том, что, судя по пятну на карте 1850-х гг., поместный дом был больше, так как к центральному объему были добавлены связанные с домом флигели. На втором этапе, уже после смерти Стефании, проводятся довольно большие по размаху и затратам работы и Витгенштейн тратит деньги покойной жены. Именно тогда возводятся и костел, и богадельня, и добротные многочисленные хозяйственные постройки валунной кладки.

Сегодня дом находится на том же месте, где на карте 1850-х гг. нанесено пятно усадебного дома. Так что данная постройка вероятнее всего и есть тот самый деревянный дом, который был выстроен в конце 1820-х гг., после женитьбы Льва Петровича Витгенштейна.

Биография Л.П. Витгенштейна составила бы отдельный авантюрный роман, настолько богата она была яркими событиями. Член «Союза благоденствия» и «Южного общества», ротмистр государевой свиты Витгенштейн, должен был убить императора ударом кинжала. Друг Пестеля, знакомый Пушкина и приятель Анатолия Николаевича Демидова, он через два года после смерти жены стал поводом скандала в высшем свете. Его связь с графиней Суворовой (супругой внука полководца) закончилась тем, что драгоценности Радзивиллов оказались в ее руках. За заслуги отца Лев Петрович был помилован в деле декабристов. Он пользовался покровительством императрицы Марии Федоровны, которая и подыскала ему новую жену – Леониллу Ивановну Барятинскую.

Садово-парковый комплекс усадьбы Дружноселье сегодня не имеет той оригинальной планировки и ухоженности, которой он поражал гостей в первой четверти XIX века. Здесь была целая система аллей, искусственных прудов и проток. Были построены оранжереи и теплицы.

В дачном поселке Новое Дружноселье, который создавался в начале ХХ века на землях Витгенштейна, существовали названия улиц в честь владельцев земли, которые после революции были заменены. Так, Фельдмаршальская улица (ныне Республиканская) именовалась в часть самого Петра Христиановича Витгенштейна, Львовская – в честь его сына, унаследовавшего имение и построившего там усыпальницу, Петровская, Федоровская – по именам следующих потомков фельдмаршала.

В 2016 г. в поселке был открыт памятник «Победам Витгенштейна», но усадьба пребывает в таком плачевном состоянии, что сама возможность ее существования тает с каждым днем.

ПЕТЕРГОФ (ИЮНЬ 2023)

Колонистский парк

Удивительно, но туристы, приезжающие в Петергоф на автобусах или речным транспортом, упускают возможность попасть в Колонистский парк. Вероятно, потому, что он лежит немного в стороне от основных достопримечательностей Петергофа.

А между тем, Колонистский парк, Ольгин пруд и острова на нем – действительно очень интересные и красивые туристические объекты, поэтому если окажетесь в Петергофе, загляните сюда и прогуляйтесь по уютным тенистым тропинкам. А еще, это место связано со многими героями нашего проекта!

Ольгин пруд появился в 1837 г. в результате работ по осушению Охотного болота, находившегося здесь ранее. Пруд был оформлен двумя искусственными островами. Один из островов был подарен Николаем I своей супруге к 25-й годовщине совместной жизни и получил название Царицын остров. Другой остров чуть позже был подарен средней дочери Ольге к дню ее бракосочетания и стал, соответственно, Ольгиным островом. На обоих островах были построены уникальнейшие павильоны, разбиты сады, цветники, установлены фонтаны и скульптуры.

В павильонах этих островов любили уединяться члены императорской семьи, иногда сюда приезжали из Александрии просто позавтракать или попить чаю. Посещение необычных сооружений, предназначенных не для проживания царственных особ, а просто для приятного времяпровождения, очень интересно и дает возможность посетить мини-Италию, побывать в древнеримском жилище, и погулять по райскому саду. Тишина, покой и умиротворение, шелест платья Авроры Карловны, приехавшей на чай к великим княжнам…

Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу.

- Аврелий Августин