ПРАВОСЛАВИЕ
Отчеты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода эпохи императора Николая I
Отчеты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода Верховному ктитору Православной Российской Церкви — императору, безусловно, представляют собой важный и чрезвычайно информативный источник, знакомство с которым позволяет оценить общее состояние главной конфессии империи за конкретный календарный год.
В отчете говорилось о том, кто состоял членом Святейшего Синода, о епархиальных (и викарных) архиереях, приводились данные о монастырях и храмах, включая вновь построенные и (по разным причинам) закрытые, приводились материалы о православном духовенстве и пастве. На страницах отчета шла речь о так называемых общих мерах и о постановлениях, принятых обер-прокуратурой для осуществления «закона, суда и благочиния»; о духовной цензуре. Отдельно рассматривались вопросы «обучения» — мероприятия контролирующих учебный процесс церковных структур, состояние учебных округов (Санкт-Петербургского, Киевского, Московского и Казанского), общие распоряжения «по учебной части». Императору сообщались данные о церковном хозяйстве — синодальном и епархиальном; о пособиях, выплачивавшихся заграничным Православным Церквам и о состоянии Комиссии духовных училищ (разумеется, в то время, когда она существовала). Наконец, подробно анализировалось делопроизводство: по Святейшему Синоду, по Комиссии духовных училищ, по обер-прокурорской части. До 1839 г. отдельно говорилось о ведомстве духовных дел греко-униатского исповедания. Отчет завершался информацией о «действиях по управлению» обер-прокурора, о новых постановлениях и состоянии Православной Церкви. Итоги подводились в кратком заключении.
В качестве приложений к отчету добавлялись специально составленные ведомости. В ведомостях содержались материалы:
- о мужских монастырях и монашествующих мужского пола;
- о женских монастырях и монашествующих женского пола;
- о храмах и белом духовенстве;
- о вновь построенных храмах;
- о числе лиц православного исповедания;
- о родившихся, сочетавшихся браком и скончавшихся;
- о числе умерших мужчин с показанием их лет;
- о числе лиц, присоединившихся к Церкви;
- о бракоразводных делах по Святейшему Синоду;
- о духовно-учебных заведениях;
- о начальниках и наставниках в духовно-учебных заведениях;
- об учащихся в духовно-учебных заведениях;
- о пособиях семействам лиц духовного звания, потерпевших разорение от пожаров;
- о свечном доходе;
- о духовно-учебных капиталах;
- о причтах, получивших содержание по сметам расходов духовного ведомства;
- о состоянии сумм попечительств о бедных духовного звания;
- о больницах и богадельнях, состоявших при монастырях и церквях;
- о пожертвованиях, поступивших в церкви.
В отчетах, подававшихся императору до 1839 г., содержались также ведомости:
- о мужских греко-униатских монастырях, их фундутах и заведениях;
- о женских греко-униатских монастырях, их фундутах и заведениях;
- о состоянии греко-униатских церквей и духовенства;
- о родившихся, браком сочетавшихся и умерших лицах греко-униатского исповедания.
Таким образом, можно сказать, что ознакомление с обер-прокурорскими отчетами позволяет получить представление о том, как в организационном плане развивалась Православная Российская Церковь, что представлял собой аппарат ее управления и синодальная обер-прокуратура.
Однако следует отметить, что ознакомиться с указанными материалами можно лишь по печатным «Извлечениям», которые стали публиковаться графом Николаем Александровичем Протасовым (1798-1855) начиная с 1837 г. До того отчеты не были доступны никому, кроме чиновников ведомства православного исповедания, их составлявших, обер-прокурора и императора.
В РГИА удалось обнаружить лишь два материала, носящие название «Отчет обер-прокурора Синода за 1828 г.» (Отчет за 1828) и «Отчет обер-прокурора Синода за 1829 г.» (Отчет за 1829), составленные для императора Александра II князем Сергеем Николаевичем Урусовым (1816-1883), в 18611862 гг. исполнявшим обязанности товарища обер-прокурора Святейшего Синода и статс-секретаря императора. Почему отчеты именно за эти годы были составлены для сына Николая I, остается только догадываться.
Говоря об отчетах обер-прокуроров Святейшего Синода эпохи императора Николая Павловича, стоит указать также и на то, что к 25-летию царствования самодержца был подготовлен специальный краткий отчет по ведомству православного исповедания, помеченный 20 ноября 1850 г. Понятно, что составлялся он на основе всех имевшихся на то время материалов, в том числе и затрагивавших 1825-1835 гг., отсутствующие в нашем распоряжении сегодня. Указанный отчет был опубликован в 98-м томе Сборника Императорского русского исторического общества, в 1896 г. Его подписал и преподнес Николаю I обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов. На отчете император написал: «Вот Тебе отчет Мой по духовной части» (Отчеты министерств, 1896, 457). Учитывая, что подобные надписи стоят и на некоторых других отчетах, подготовленных министрами к 25-летию царствования Николая I, а также то, что среди них есть пояснения, из которых следует, что надпись сделана при посылке отчета наследнику цесаревичу (Отчеты министерств, 1896, 448), следует отметить: и отчет «по духовной части» также был переслан для ознакомления цесаревичу, а не содержал патетического обращения Николая I к Богу.
Сравнивая основные цифровые показатели состояния Православной Российской Церкви в 1825 и в 1850 гг., граф Н.А. Протасов указывал: если на заре царствования императора Николая I в состав Церкви входило 40 епархий и 5 викариатств, то спустя двадцать пять лет их число существенно выросло: число епархий на 13, а число викариатств — на 7. Появились новые епархии: Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская (в дальнейшем переименованная в Донскую), Симбирская, Полоцкая, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская. Была восстановлена Гурийская епархия, а из унии воссоединены Литовская и Белорусская (соединенная с Полоцкой епархией). Викариатства были открыты в Екатеринбурге, Виннице, Остроге, Острогожске, Корвно, Волгске. Брестское викариатство перешло в состав Православной Российской Церкви из унии (Отчеты министерств, 1896, 457).
За двадцать пять лет к православию присоединилось 254866 «раскольников», включая тех из них, кто стал подчиняться православному священноначалию «на правах единоверия». Греко-униатов, католиков, армян, лютеран и реформатов за указанный период в лоно Православной Российской Церкви перешло 1914357 человек, нехристиан — 99151 человек. Таким образом, общее число перешедших составило 2268374 человека (включая униатов, число которых составило 703050) (Отчеты министерств, 1896, 457-458).
Благодаря росту населения существенно увеличилось и число православных подданных империи: если в 1825 г. их было 33906249 человек (не считая православных, служивших в войсках), то к 1849 г. — уже 47066333 (также без учета православных военных). Прирост составил 13160084 человека.
Выросло и число православных обителей, равно как и число храмов. Если в 1825 г. в Православной Российской Церкви было 377 мужских и 99 женских монастырей, то в 1850 г. — уже 408 мужских и 119 женских (включая 32 воссоединенные из унии обители). Более чем на 8000 выросло и число храмов: в 1825 г. их было 27585, в 1850 г. — 35775 (в том числе до 2000 бывших униатских).
Неуклонно, хотя и достаточно медленно, росла численность православных клириков: в 1825 г. в составе русского духовенства значилось 32672 иерея, 14047 диаконов и 54321 причетник, а в 1850 г. — уже 36243 иерея, 14302 диакона и 63416 причетников. Существенно улучшался и их образовательный ценз: в 1825 г. учение в церковных учебных заведениях закончили 12756 человек, а в 1850 г. — 29405. Неудивительно, что за четверть века увеличилось (хотя и не кардинально) число духовно-учебных заведений Православной Российской Церкви: в 1825 г. было 3 духовные академии, 39 духовных семинарий, 128 уездных и 170 приходских училищ, в которых постигали богословские премудрости 45551 человек (из них 12249 на «казенном коште», или получая пособие от казны). В 1850 г. было 4 духовных академии, 47 духовных училищ, 182 уездных и 188 приходских, в которых обучались 61355 человек (из них 19210 на «казенном коште», или получая пособие от казны). Так, к 1850 г. появились: Казанская духовная академия, 8 духовных семинарий (Олонецкая, Новочеркасская, Херсонская, Симбирская, Кавказская, Новоархангельская и (из бывших униатских) Литовская и Полоцкая), 54 уездных и 18 приходских училищ. Если в 1825 г. в Православной Российской Церкви функционировало 340 духовно-учебных заведений, то к 1850 г. их было уже 421.
Существенно возросли и капиталы, обращенные на учебные цели: в 1824 г. они составляли 10462947 рублей 81 копейки серебром, а в 1849 г. — 15789264 рубля 1 копейка серебром (приращение капиталов составило 5326316 рублей 19 копейки серебром). Разумеется, возрос и общий расход из духовно-учебных сумм: с 870951 рубля 92 копейки серебром в 1824 г. до 1655983 рублей 82 копейки серебром в 1849 г. (Отчеты министерств, 1896, 458-459).
Свечной сбор за четверть века почти удвоился, составив в 1849 г. 826044 рубля 99 копеек (в 1824 г. он составлял 431361 рубль 33 копейки серебром). Реально выросли суммы попечительств о бедных духовного звания, что свидетельствовало о понимании ведомством православного исповедания нужд рядового, прежде всего сельского, духовенства. Государство, не забывавшее о своей конфессиональной пристрастности, год от года увеличивало общие ассигнования на нужды духовного ведомства: если по росписи 1826 г. было выделено 671237 рублей 29 копеек серебром (включая 97108 рублей 45 копейки на строительные нужды и 85357 рубля 60 копеек на содержание городского и сельского духовенства), то на 1850 г. — уже 3804299 рублей 64 копейки серебром (включая 161788 рублей 81 копейку на строительные нужды и 2647332 рубля 65 копеек на содержание городского и сельского духовенства). Разница составила 133062 рубля 35 копейки серебром (Отчеты министерств, 1896, 460). Исключительно выросшие расходы на содержание духовенства говорили сами за себя и не нуждались в дополнительных объяснениях, свидетельствуя, что власть полностью осознала насущность вопроса об улучшении материального положения рядовых православных клириков.
К сожалению, отчеты обер-прокуроров Святейшего Синода за 1828 и 1829 гг. не дают нам возможности так же подробно проследить рост числа церквей и монастырей Православной Российской Церкви, изменения в положении ее духовенства, в полной мере оценить мероприятия, связанные с улучшением положения духовных школ. Однако эти отчеты позволяют, хотя и кратко, но все-таки отметить наиболее важные события в жизни духовного ведомства. Так, из отчета за 1828 г. мы узнаем не только об образовании двух новых епархий (Олонецкой и Саратовской), но и о том, что главным поводом к их учреждению послужило «усиление раскола и необходимость принять меры к его ограничению». Мы узнаем и то, что «неудовлетворительное состояние епархий Пермской и Казанской потребовало не только назначения в них преосвященных „с большею твердостию“, но и введения в действие в виде опыта мер, с одной стороны, обращения пермских раскольников в лоно Православной Церкви, а с другой — для возвращения отпавших от православия в магометантство татар» (Отчет за 1828, 1-1 об.).
Интерес представляет и указание на императорское повеление о предоставлении ему списков всех состоявших на службе священников, находившихся под судом или следствием (Отчет за 1828, 3 об.). То, что Николай I решил лично знакомиться с делами клириков, обвинявшихся в совершении преступлений, думается, свидетельствовало не только и не столько об увеличении совершаемых пастырями правонарушений, сколько о стремлении императора разобраться в причинах, вызвавших их отдачу под суд и (или) под следствие.
Содействуя укреплению морально-нравственного состояния духовенства, император не забывал и о необходимости развития миссионерского делания среди «инородцев» и «иноверцев», некогда перешедших в православие, но затем вновь отошедших в прежнюю веру. Поэтому в 1828 г., по докладу Святейшего Синода, он «изъявил согласие на учреждение миссионеров в тех епархиях, в которых находятся в довольно большом числе жители, частию в православие из других религий, но колеблемые лжеучителями, частию еще остающиеся в неверии, и на образование, для прочного развития этого дела, особого учреждения при семинариях Казанской и Тобольской» (Отчет за 1828, 5-5 об.).
Собственно, в этого времени и началась регулярная работа по подготовке церковных кадров для служения делу «внешней» миссии. С тех пор дело миссии было поставлено на прочную основу: миссионер должен был получить соответствующую профессиональную подготовку в стенах духовного учебного заведения, стать «дипломированным специалистом».
В 1828 г., в связи с началом очередной русско-турецкой войны, серьезное значение придавалось обеспечению религиозно-нравственного окормления православных воинов. Этот вопрос обсуждался в докладах обер-прокурора и предложениях столичного митрополита Серафима (Глаголевского; 1763-1943), о чем также сообщалось в отчете за 1828 г. (Отчет за 1828, 6-9).
Сообщалось в отчете и об окончательном решении вопроса о правилах, касавшихся построения, перестройки и починки храмов (за счет казны и за счет самих прихожан). Правила были утверждены императором еще 9 марта 1826 г. и вызвали определенную критику со стороны епархиальных архиереев. Дело в том, что, согласно правилам, даже самая незначительная починка храма требовала получения разрешения от Строительного комитета МВД. Понятно, что при подобном ведении дел невозможно было надеяться на быстрое проведение строительных и реставрационных работ. Исходя из этого Святейший Синод ввел в правила некоторые «облегчительные меры», и император утвердил почти все предложенные «облегчения», в 1828 г. повелев только «проекты на сооружение новых церквей в губернских и уездных городах представлять в Министерство Внутренних Дел» (Отчет за 1828, 13 об.).
Тогда же Николай I получил от митрополита Московского Филарета (Дроздова; 1782-1867) экземпляры пространного и краткого катехизиса, а также краткой Священной истории и кратких наставлений для воинов, выразив святителю благодарность и предписав разослать их по всем военным заведениям (Отчет за 1828, 15).
В 1828 г., очевидно вспомнив об осужденных декабристах, император повелел «назначить достойного священника для исправления духовных треб государственным преступникам, находящимся на работах в Нерчинских рудниках» (Отчет за 1828, 16).
В отчете за 1828 г. содержалось и примеры частных решений — о назначении клириков, о возможности расторжения брака тех или иных лиц и т. п. Говорилось также о приеме Святейшим Синодом имущества Русского Библейского общества, состоявшего из билетов, ассигнаций, звонкой монеты, печатных книг, стереотипных досок, бумаги и двух каменных домов в столице, — всего на сумму 1598544 рубля 85 копейки (Отчет за 1828, 17). По тому времени это была очень значительная сумма. Святейший Синод, получив ее, становился наследником и распорядителем всего достояния РБО, к деятельности которого большинство православных архипастырей относилось не только с подозрением, но и враждебно: показательно, что назначенный в мае 1824 г. председателем РБО митрополит Серафим (Глаголевский) уже в декабре 1824 г. представил императору Александру I доклад о связи общества с «мистическими лжеучениями» и заявил о необходимости его закрытия.
Отчет обер-прокурора за 1829 г., по объему превышавший составленный для императора Александра II отчет за предыдущий год, включал в себя информацию о двух важнейших законоположениях, касавшихся духовенства и утвержденных Николаем I. Согласно первому, воспитанников духовных училищ, переводимых в семинарии, повелевалось содержать за счет казны. Заявлялось и о том, чтобы духовное начальство строго наблюдало за наделением церковных причтов землей «и чтобы постепенно были устраиваемы для их жительства дома». Император требовал увеличения в казенных имениях участков земли, принадлежавших приходам, присоединения малолюдных и бедных приходов к другим (ближайшим), «а тем из них, которые по каким-либо причинам нельзя будет соединить, назначить в пособие постоянные оклады, и для этого отпускать из Государственного Казначейства ежегодно в распоряжение Св. Синода по 500000 рублей» [Отчет за 1829, 1-2].
Одновременно тогда же увеличили оклады жалования военным священникам, причем Николай I выразил надежду на то, что «за сею Монаршею милостию будут избираемы в военное духовенство священники, во всех отношениях достойные важного своего назначения» (Отчет за 1829, 2-2 об.).
Из отчета следовало, что государство всерьез решило заняться улучшением материального обеспечения православных клириков, разрешив внести в Государственный Совет штаты, составленные для духовного ведомства, и вновь назначив жалованье причтам некоторых церквей или увеличив ранее ими получавшееся. Было составлено и обнародовано на русском и польском языках положение о ведомстве духовных дел и о порядке сношений по этим делам в Царстве Польском (Отчет за 1929, 2 об.-3).
Обер-прокурор Святейшего Синода сообщал в отчете и о том, что именно в 1829 г. император Николай I повелел праздновать день рождения цесаревича не 21 апреля, как было ранее, а 17-го — в день его рождения (Отчет за 1829, 3 об.). Почему день рождения наследника престола до 1829 г. отмечался 21 апреля, точно сказать нельзя. Он был назван в честь святого Александра Невского, дни празднования памяти которого приходились на 23 и 30 мая, 30 августа и 14 и 23 ноября (по юлианскому календарю). Никак не совпадал день 21 апреля и с Пасхой, которая в 1818 г. (когда будущий император Александр II появился на свет) отмечалась 26 апреля. К сожалению, никаких объяснений в отчете за 1829 г. по данному поводу не приводилось.
Зато подробно рассказывалось об учреждении новой епархии в Новочеркасске, в состав которой по высочайшему повелению отошли войско Черноморское и Кавказская область. Император предложил избрать епископом новой кафедры опытного и надежного человека и наименовать его епископом Донским и Кавказским. Члены Св. Синода указали императору, что титуловать епископа следует по городу, в который он назначается, попросив заменить наименование на «Новочерскасский и Кавказский». Николай I согласился на изменения, но внес собственные коррективы: епископа с тех пор титуловали «Новочеркасским и Георгиевским» (Отчет за 1829, 4 об.-5 об.).
В отчете сообщалось также об основании духовной семинарии в Олонецкой епархии; о разрешении построить несколько церквей в Архангельской губернии («для но- вокрещаемых самоедов»), учредив для них причты; об отправке в Вятскую губернию для проповеди черемисам православного миссионера; о постоянной Осетинской комиссии, организованной еще при Александре I для распространения веры на Кавказе; и т. п. (Отчет за 1829, 5 об.-7 об., др.).
Упоминалось и о том, что на основании высочайшего повеления, данного в 1828 г., была составлена перечневая ведомость (по каждой епархии) о числе священников, находившихся под судом или следствием. Данные поражали воображение, представляя собой неутешительную картину нравственного состояния духовенства Православной Российской Церкви. В 1829 г. в империи насчитывалось 33937 причтов, а число служивших клириков, одновременно с этим состоявших под судом или следствием, составило 10259. «Правда, из этого огромного числа штрафованных священников, — указывалось в отчете, — следует исключить тех, которые попали под суд за маловажные упущения по должности и по неважным проступкам, но и за тем число находившихся под судом за поведение или за деяния, несвойственные духовному сану, было довольно значительно» (Отчет за 1829, 11-11 об.). С чем это было связано, в отчете не говорилось, но то, что фактически треть священников Православной Российской Церкви обвинялась в разного рода правонарушениях, свидетельствовало о нездоровой ситуации, сложившейся в среде пастырей, призванных своим поведением демонстрировать нормы «веры и благочестия» в «простом народе».
Впрочем, отмечались и более поразительные факты. В Могилевской и Витебской епархиях в 1829 г. оставалось 45 служивших священников, бывших под судом за принесение присяги императору Наполеону I! А в Минской епархии многие штрафованные священники оставались на своих местах только потому, что приходы были слишком бедными и удаление «штрафованных» привело бы к временному лишению прихожан священнослужителя, способного исполнять христианские требы (найти благонадежных преемников наказанным клирикам в тех областях было трудно) (Отчет за 1829, 11 об.-12).
Разумеется, не все в жизни главной конфессии империи обстояло печально. Многие полковые священники, участвовавшие в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., за самоотверженное служение и «подвиги мужества» получили разные знаки отличия, а один из них — священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский (1796-1830(?)) получил даже орден св. Георгия 4-й степени (Отчет за 1829, 16).
Сообщалось в отчете и о восстановлении, открытии, преобразовании монастырей: в Саратове восстановили Крестовоздвиженскую женскую обитель, в Туринском девичьем монастыре учредили игуменство; Иргизский старообрядческий Нижневоскресенский мужской монастырь преобразовали в третьеклассный Воскресенский, уничтожили Максаковский Преображенский единоверческий монастырь, переведя в него женский Троицкий. Тогда же император Николай I повелел ссылать в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь только духовных лиц и ознакомился с материалами о возведении нового здания Синода (в том числе и с финансовыми вопросами, связанными с приобретением дома на Сенатской площади и его перестройкой) [Отчет за 1829, 16об.-17, 18об.-20]. Отдельно, на нескольких страницах, в отчете за 1829 г. разбиралось скандальное «дело» генерала П.А. Клейнмихеля (1793-1869), желавшего жениться на двоюродной сестре своей бывшей супруги, с которой незадолго до того он оформил развод (Отчет за 1828, 25 об.-28 об.).
В отчете содержались совершенно различные материалы, структурно не связанные (или связанные незначительно) друг с другом. Никаких отдельных статистических выкладок в отчете за 1829 г., равно как и в отчете за 1828 г., также не было. Причины их составления на сегодняшний день не прояснены. Однако и те материалы, которые счел нужным поместить князь С. Н. Урусов, дают возможность лучше понять «механику» отношений императора Николая I и синодального обер-прокурора, которым тогда был князь П.С. Мещерский (1778-1856).
Ситуация кардинально изменилась после того, как обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов инициировал издание «Извлечений…», первый том которых вышел из печати в 1838 г. (издание осуществляла Синодальная типография). Отчеты подавались императору весной, до Вербного воскресенья и приблизительно за две недели до Пасхи: первый из них — «Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1837 год» — датировался 31 марта 1838 г. В дальнейшем ситуация не менялась: отчет за 1838 г. был подан Николаю I 24 марта 1839 г., отчет за 1839 г. — 8 апреля 1840 г., отчет за 1840 г. — 26 марта 1841 г., отчет за 1841 г. — 14 апреля 1842 г., отчет за 1842 г. — 6 апреля 1843 г., отчет за 1843 г. — 22 марта 1844 г., отчет за 1844 г. — 11 апреля 1845 г., отчет за 1845 г. — 3 апреля 1846 г., отчет за 1846 г. — 19 апреля 1847 г., отчет за 1847 г. — 7 апреля 1849 г., отчет за 1849 г. — 19 апреля 1850 г., отчет за 1850 г. — 4 апреля 1851 г., отчет за 1851 г. — 25 марта 1852 г., отчет за 1852 г. — 15 апреля 1853 г., отчет за 1853 — 6 апреля 1854 г.
В январе 1855 г. граф Н.А. Протасов скончался, а месяц спустя не стало и императора Николая I. Поэтому отчеты за 1854 и 1855 гг. подписывал и представлял новому самодержцу «исправлявший дела» обер-прокурора А.И. Карасевский (1796-1856). Видимо, по этой причине произошло и некоторое изменение в названии обер-прокурорских отчетов за 1854 и 1855 гг. Они назывались «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1854 год» и «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1855 год». Оба были представлены вне сложившихся при графе Н.А. Протасове традиций: за 1854 г. — 1 мая 1855 г. (после Пасхи, пришедшейся тогда на 8 апреля), и за 1855 г. — 14 июля 1856 г., почти за полтора месяца до состоявшейся в Москве коронации императора Александра II.
На отчете обер-прокурора за 1854 г., представленном А.И. Карасевским, Александр II поставил резолюцию: «Читал с удовольствием». Что вызвало особое благоволение самодержца, можно только догадываться, поскольку никаких особых событий в жизни Православной Российской Церкви в тот год не произошло. Быть может, причиной тому послужило краткое пояснение А.И. Карасевского, специально указавшего на то, что он представляет изложение церковных дел за последний — девятнадцатый год управления духовным ведомством графа Н.А. Протасова «под державою вечноблагословенные памяти в Бозе почившего Августейшего Родителя Вашего, Великого Государя Императора Николая Первого» (Извлечение за 1854, 1855, 1). В любом случае, следующий отчет, за 1855 г., подобной резолюции не содержал.
Сам Николай I довольно редко оставлял соответствующие пометки на представляемых ему всеподданнейших мемориях. Лишь дважды — на отчетах за 1837 и за 1851 гг. — он написал о том, что читал их «с удовольствием», и на отчете за 1839 г. — что «Читал с большим удовольствием». В первом случае понять причину резолюции легко: то был первый отчет, опубликованный в виде книги, в котором содержались впервые представленные в систематическом порядке материалы о деятельности Православной Российской Церкви. Во втором случае, наоборот, понять причину нелегко: ничего «сверх обычного» в 1851 г. в церковной жизни России не случилось. Достаточно просто объяснить и резолюцию на отчете за 1839 г.: то был год воссоединения Церкви с униатами западных губерний империи. Не случайно отчету предшествовало пространное слово обер-прокурора, весьма показательное с социально-психологической точки зрения.
«Всеподданнейше представленные Вашему Императорскому Величеству за прежнее время Отчеты, — утверждал граф Н.А. Протасов, — изображали всегда утешительный, но тем не менее постепенный ход Православия в Империи; Отчет же, подносимый ныне, выходит из обыкновенной чреды: ибо в истекшем году Всемогущий Покровитель Церкви и Державы Всероссийской обильно излил на них милость Свою необычайно радостным событием, редким и во все времена, а в наше — беспримерным. Целая ветвь Православной Церкви, некогда чуждым превозможением отторженная, снова соединилась с нею, носив более двух столетий вне союза Вселенского тщетное имя Унии; единокровные братья, давно оплаканные нами, с любовью возвратились в объятия наши, и на местах обитаемых ими решена вековая задача, должна ли Русь, должна ли Церковь ее терять что-либо от своего древнего, законного достояния. Так увенчалась неусыпная забота Ваша, Всемилостивейший Государь, о судьбе сил Русских, коренных жителей Западного края Империи. Благодать Неба внушила Вам священную мысль содействовать их свободному возвращению в лоно истинной Церкви и Отечества, и сильная Десница Вышнего — самым счастливым стечением обстоятельств — очевидно доказала, что Она сама вела сие великое дело к вожделенному его окончанию» (Извлечение за 1839, 1840, 1-2).
В «Общем заключении» того же отчета граф Н.А. Протасов вновь вернулся к этому вопросу, в восторженных тонах описывая произошедшее воссоединение и указывая, что «древнее Христианское Православие, можно сказать, чудодейственным манием Всевышнего, осенило весь Западный край Отечества. Две Епархии на протяжении 9-ти Западных Губерний, 32 иноческие Обители, 1200 приходов, более 2000 церквей, свыше 4000 лиц духовного звания, с их огромной паствой, составили сие приобретение Российской Церкви, которое, вместе с обращением других иноверцев и с чистою прибылью от размножения народного, доставило ей более 2200000 новых чад» (Извлечение за 1839, 1840, 124).
В честь воссоединения была выбита специальная медаль, на одной стороне которой помещалось изображение Лика Христа в окаймлении слов: «Такова имамы Первосвященника». Под Ликом были слова: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». На другой стороне медали помещался шестиконечный православный крест с надписью по кругу: «Торжество православия. 25 марта 1839». Изображение этой медали и предваряло текст «Извлечения из отчета… за 1840 год». Действительно, событие 1839 г. воспринимались императором Николаем I как выдающееся в истории Православной Российской Церкви, он искренне считал, что уния преодолена «любовью». В том его уверял и обер-прокурор Святейшего Синода, и православные иерархи, прежде всего бывший униатский епископ Иосиф (Семашко; 1798-1868). О том, что преодоление унии не всегда шло по стезям «любви», в отчете, по понятным причинам, не говорилось.
Общее число православных подданных российской короны в то время постоянно росло: если в 1837 г., по официальным данным, в империи было 40901299 православных, то в 1855 г. — уже 49079810. Как видим, прирост составил 8178511 человек, причем женщин было всегда больше, чем мужчин (на 1855 г., например, их было 25284501, в то время как мужчин на полтора миллиона меньше — 23795309). Указанная тенденция прослеживается и в дальнейшем, в царствование императора Александра II.
Ежегодно увеличивалось и число венчавшихся в Православной Церкви пар, хотя рост венчаний напрямую не зависел от роста численности населения: так, в 1837 г. обвенчались 429473 пар, а в 1855 г. — только 434225 (всего на 4752 больше). Считать причиной этого шедшую в то время Крымскую войну было бы некорректно — ведь в предшествовавшем, тоже «военном» 1854 г. церковный брак заключили 523593 православные пары.
Точно так же, несмотря на общий рост населения, нельзя говорить о прямой зависимости числа заключенных браков и числа родившихся от них детей (хотя, конечно, в целом за двадцать лет тенденция была явно положительной: в 1837 г. родилось 2046608 младенцев, а в 1855 г. — 2557890).
Впрочем, для нас важнее отметить иное обстоятельство: численность православного духовенства росла гораздо менее интенсивно, чем число православных империи. Для сравнения: в 1837 г. в Православной Российской Церкви насчитывалось 320064 священнослужителя (протоиереев и священников), 15395 диаконов и 58836 причетников; а в 1855 г., когда православное население существенно увеличилось, их было, соответственно, 36995 священнослужителей (протоиереев и священников), 13048 диаконов и 63796 причетников. Добавим к указанному числу еще священнослужителей- монахов. В 1837 г. общая численность белого и черного духовенства составляла 124958 человека, а в 1855 г. — 147061 человек. Вроде бы наблюдался существенный прирост, хотя и осуществлявшийся за счет «черных» клириков.
Что же получалось в итоге?
Получалась совершенно неутешительная картина. Если в 1837 г. на одного священно- и церковнослужителя приходилось чуть более 327 человек, то в 1855 г. — чуть более 333. Если же провести подсчеты иначе, учитывая только «белых» священнослужителей и отказавшись от «присовокупления» диаконов и причетников, то цифры будут выглядеть совсем удручающими. Итак, в 1837 г. на одного священнослужителя (протоиерея и священника) приходилось более 1275 человек, а в 1855 г. — уже более 1326 человек. Цифры говорят сами за себя, не нуждаясь в дополнительных комментариях. Кроме того, не следует забывать и о том, что ежегодно несколько десятков тысяч человек присоединялись к Православной Церкви — от 46554 в 1837 г. до 18585 в 1855 г. Бывали годы, когда число обращенных в православие превышало 70 тысяч (1847 г.), а однажды — в 1839 г. — численность православных, как мы знаем, выросла почти на 2 млн (благодаря присоединившимся к Православной Российской Церкви униатам). Как бы то ни было, но официальные отчеты постоянно говорят о том, что численность православных подданных год от года только увеличивалась.
Однако следует признать: статистические данные свидетельствуют и о том, что Православная Российская Церковь развивалась недостаточно динамично, что даже рост храмов и монастырей не мог покрыть насущных в них потребностей. Приведем пример: в 1837 г. число храмов составляло 29048, монастырей было 464; в 1855 г. были следующие показатели: 36633 храма (включая как церкви, так и соборы) и 593 монастыря. На первый взгляд — очевидный успех: было возведено 7585 новых храмов (в год их строилось от 232 до 356), а число монастырей увеличилось с 1837 по 1855 гг. на 129! Но на самом деле цифры выглядели не слишком оптимистически. Если учесть, что 7585 новых храмов должны были обеспечивать нужды православных империи, численность которых возросла более чем на 8 млн человек, то нехитрые расчеты покажут: в среднем один новый храм приходился на 1078 «новых православных». Разумеется, подобные расчеты условны, но игнорировать «цифровые показатели» было бы не менее ошибочно.
Теперь о монастырях и монашествующих. В данном случае следует признать, что общее число монашествующих (включая послушников и послушниц) было совсем невелико, скорее можно говорить о «кризисе» официального монашества в эпоху Николая I при активном росте обителей. Вспомним, что в 1837 г. на почти 41 млн православных империи приходилось 12240 монахов и монахинь, послушников и послушниц. Если же убрать последнюю категорию, то получится совсем «смешное» число: 4432 монаха и 2535 монахинь, проживавших в упомянутых 464 лаврах, монастырях и скитах. В 1855 г. в 593 обителях проживало 19562 монахов и монахинь, послушников и послушниц. Всего же в постриге пребывали 5174 монаха и 2508 монахини. В целом, за девятнадцать лет (с 1837 по 1855 гг.) общее число принявших и желавших принять ангельский образ увеличилось лишь на 7322 человека, причем число монахов, принявших постриг, выросло на 742 человека, а число монахинь даже уменьшилось — на 27 человек (правда, увеличилась почти вдвое численность послушниц: с 3727 в 1837 г. до 6606 в 1855 г.).
Несмотря на явные проблемы, связанные с нехваткой священнослужителей, которые могли бы в полной мере обеспечивать духовные нужды многомиллионной паствы, вопрос о церковных реформах даже не ставился. Более того, рост православного населения не заставлял священноначалие всерьез поставить вопрос об увеличении числа епископских кафедр и о приближении архиерея к пастве. Как и раньше, архиерей оставался недосягаемым, почти легендарным лицом для абсолютного большинства православных. За девятнадцать лет число архиереев (и архиерейских кафедр) выросло совершенно незначительно: так, в 1837 г. в состав Православной Российской Церкви входили четыре первоклассные кафедры («митрополичьи» Новгородская, Санкт-Петербургская, Московская и Киевская), 16 относившихся ко второму классу (занимавшие их иерархи были архиепископами или могли претендовать на этот сан) и 24 относившиеся к третьему классу. Три кафедры входили в состав Грузинского экзархата.
Всего было 47 епархий, епископский корпус состоял из 68 архиереев (56 епархиальных и викарных, 10 находившихся на покое и 2 греческих, проживавших в монастырях России). В течение девятнадцати лет число епархий и архиереев менялось крайне редко и незначительно, в 1855 г. епископский корпус состоял из 70 архиереев (52 епархиальных, 12 викарных, 6, включая одного греческого, — находящихся на покое). Если под стабильностью понимать некую «неизменность» форм церковной жизни и церковного управления, а также стремление любыми способами избежать приведения их в соответствие с потребностями времени церковной жизни, то следует признать: именно такая стабильность и была свойственна Православной Российской Церкви эпохи императора Николая Павловича.
Конечно, определенные перемены, иногда весьма существенные, в строе синодального управления происходили, время от времени, как уже указывалось, учреждались новые епархии и викариатства: в 1851-1853 гг., например, появилась новая епархия в Абхазии; Якутская область отделена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской епархии; было учреждено — одновременно с упразднением викари- атства в Воронежской епархии — Чебоксарское викариатство в Казанской епархии; а также Одесское викариатство — в Херсонской (Извлечение за 1851, 1852, 5; Извлечение за 1852, 1853, 5; Извлечение за 1853, 1854, 5).
Однако быстрее всего рос бумажный вал. Если общее число поступивших в канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода в 1837 г. бумаг составляло 3665 единиц (исшедших было 3058), то в 1855 г. их было уже 10969 (исшедших — 7420). Выросло, хотя и незначительно, число бумаг «неисполненных» — с трех до 23 (Извлечение за 1837, 1838, 102; Извлечение за 1855, 1856, 96). Бюрократизация затронула, не могла не затронуть, и ведомство православного исповедания. Жизнь Церкви во многом определялась регламентирующими документами, создаваемыми в недрах обер-прокуратуры, документов, которыми должны были руководствоваться 49 духовных консисторий, 199 духовных правлений и 2264 благочиний, существовавших к 1855 г. в Православной Российской Церкви (Извлечение за 1855, 1856, 7). В то же самое время при монастырях функционировала только 51 больница и 24 богадельни; в больницах призревалось 519 человек, в богадельнях — 431 (Извлечение за 1855, 1856, 9). Указанные данные будут поняты еще лучше, если отметить, что в 1837 г. при храмах существовало только восемь больниц, хотя тогда же Церковью содержалось 352 богадельни (Извлечение за 1837, 1838, 17) (данные о числе содержавшихся монастырями больниц и богаделен в материалах отчета за 1837 г. отсутствовали). Понятно, что благотворительность в государстве, где регламентация жизни — магистральное направление развития, часто занятие не только непростое, но и бесперспективное. Приводимые в отчетах обер-прокурора Святейшего Синода данные показывают это со всей «статистической беспристрастностью».
…Подводя общие итоги, следует отметить: есть цифры — и цифры. Все зависит от того, как их понимать, на что обращать внимание, а на что — нет. Очень часто исследователь оказывается заворожен «магией цифр» и не задумывается о том, что не всегда следует восторгаться «абсолютным ростом» тех или иных показателей. Статистические данные, представленные на страницах отчетов синодальных обер-прокуроров, с одной стороны, свидетельствуют о неуклонном организационном укреплении Православной Российской Церкви, о росте числа ее чад, об усилении влияния на разного рода «иноверцев» и последователей раскола старообрядчества, о постоянном увеличении численности духовенства, о строительстве новых храмов и часовен, монастырей и скитов. Однако, с другой стороны, эти же статистические данные, сопоставленные между собой, позволяют увидеть, что «внешнему величию» явно недоставало «внутренней основательности», что «форма» церковного строительства заслоняла «содержание» церковного делания. Причиной тому, думается, никак нельзя признать «злую волю» светских менторов Церкви — обер-прокуроров Святейшего Синода, или «недальновидность» верховного ее ктитора — императора Всероссийского. Проблема заключалась в природе самодержавной государственности Николая I, не терпящей двоевластия, в стремлении царя унифицировать политическую жизнь страны, подчинив этому стремлению и Православную Церковь, верным сыном которой он себя искренне считал.
Старообрядцы
Старообрядцы — это неоднородное религиозное течение внутри Русской православной церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605–1681) провел реформу Церкви. Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Поповцы считают, что совершать таинства и проводить обряды может только духовенство. При этом епископов, которые имели право рукополагать священников, у старообрядцев не было. Поэтому вплоть до середины XIX века у поповцев служили беглые православные священники из официальной Церкви, несогласные с никоновскими реформами. Все изменилось в 1846 г., когда в старообрядчество перешел греческий митрополит Амвросий: он рукоположил нескольких священников и основал старообрядческую иерархию. Так появилась Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ).
Беспоповцы считают, что официальное священство лишено божественной благодати, поэтому необходимости в нем нет. Среди них существует множество направлений: поморское и часовенное согласия, федосеевцы, филипповцы, каменщики, кержаки, новоспасовцы, нетовцы и прочие. В XVII–XIX веках самым многочисленным и влиятельным направлением были федосеевцы. Они придерживались безбрачия, считали, что царство Антихриста уже наступило, и, в отличие от других православных, не молились за царя. Схожие взгляды были у филипповцев, которые еще и проповедовали самосожжение ради спасения души. Самыми радикальными беспоповцами были нетовцы. Они верили, что только Иисус Христос знает, кто и как спасется, а от человека практически ничего не зависит. Поэтому у них не было ни храмов, ни обрядов (даже похоронного), только таинство крещения.
Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимовыручка — все это способствовало экономическому успеху. Благодаря круговой поруке и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране.
Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. Морозовы, Рябушинские, Громовы, Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы, Бугровы — все это старообрядческие династии.
Воцарение императора Николая I принесло старообрядцам значительные стеснения. Первый свой удар Николай направил на поповцев. Рядом указов он пытался истребить беглое священство, которое принимали староверы. Указами 1827 и 1836 гг. запрещались любые переходы священников с места на место. Затем было запрещено строить новые храмы. Но и это не приносило желаемого уничтожения раскола. В 1842–1846 гг. было запечатано 102 молитвенных дома, 147 разрушено, а 12 из них передано православной Церкви.
Правление Александра II ознаменовано небольшим потеплением в отношении властей к старообрядцам. Старообрядцы по-прежнему находились вне закона, в отношении к ним наступила постепенная либерализация. Министерство внутренних дел по-прежнему запрещало им пропаганду своего учения, но и предписывало прекратить преследования за их веру, оно препятствовало созданию новых храмов и служению «австрийских попов», но борьбу с расколом предоставляло в руки Церкви. В 1864 г. были расширены права староверов, им разрешалось вступать в купеческие гильдии. В 1873 г. правительство разделило старообрядческие сообщества в своей классификации на более вредные и менее вредные. Представителям менее вредных разрешалось занимать общественные должности. В 1874 г. вышел закон, по которому старообрядческие браки признавались наравне с официальными и отменялась обязанность крестить детей в господствующей церкви.
15 (3) мая 1883 г., накануне своей коронации Александр III подписал указ «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб». 15 миллионов старообрядцев Российской империи наконец получили правовой статус. Прежде всего, старообрядцам было разрешено официально заниматься промышленностью и предпринимательством. Большая часть промышленности и банковского сектора страны контролировалась на тот момент именно старообрядцами. Поэтому закон о правовом статусе этих людей, которые до того обладали лишь правом «раскаяться в грехе раскола», был необходим. Указом была также предусмотрена возможность для староверов получить паспорт, совершать общественные моления в специально устроенных помещениях. Разрешался, с ведома Министерства внутренних дел и главы синода, ремонт старых и открытие новых церквей, но без колоколен. В тех областях империи, где компактно проживали старообрядцы, им позволили занимать управленческие должности.
По сравнению с прошлыми годами время Александра III для старообрядцев было относительно спокойным. Однако в законе имелся и ряд ограничений: запрет на публичную проповедь, на деятельность старообрядческих учителей и воскресных школ, на крестные ходы и др. Полностью преследование и ограничение в правах по религиозному признаку было запрещено лишь в манифесте 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
Одно из мощных поселений старообрядцев-поповцев за границей к началу XIX века находилось на территории Австро-Венгрии, на Северной Буковине. В этой местности старообрядцы обосновались с середины XVIII века, после подавления восстания Булавина. По ряду обстоятельств (казаки-старообрядцы в чрезвычайной ситуации спасли жизнь наследника престола), старообрядцы смогли наладить отношения с австрийским императором Иосифом II и в 1783 г. даже получить от него значительные привилегии. Их поселения были расположены по реке Серет, самым большим был посад Белая Криница. В каждом поселке, естественно, строились старообрядческие церкви, которые стабильно снабжались священниками с Иргиза, австрийское правительство никак не препятствовало сохранению старообрядцами своих религиозных традиций.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Фирсов С. Л. Отчеты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода эпохи императора Николая Павловича как источник по истории Православной Российской Церкви // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 179-199.
- Семикопов Д. 11 вопросов о старообрядцах. https://arzamas.academy/mag/996-nikon.
Икона — живое отражение души. Что человек чувствует при виде иконы — такова его и душа!