Лютеранство в России
Из всех христианских конфессий, существующих в России помимо православия, только Лютеранская церковь была признана на государственном уровне с особым статусом, а лютеране были инкорпорированы в российский правящий класс и интеллигенцию.
Появление лютеран в России относят к XVI веку. Первые лютеране в России появляются почти сразу после возникновения лютеранства на Западе. Причины приезда их в страну были самыми различными. Прежде всего, заинтересованные в западных специалистах, русские цари приглашали ко двору на службу докторов, аптекарей, художников, переводчиков и военных. Многие из них – шведы, финны, немцы датчане – были лютеранами.
Кроме того, увеличению числа лютеран в России способствовали политические условия: расширение межгосударственных связей приводило к обмену дипломатическими миссиями, заключению договоров с лютеранскими странами. Дипломатические союзы с XVIII века закреплялись браками русских государей с иностранками, преимущественно с лютеранками, перед замужеством принимавшими православную веру. Вмести с иностранцами-лютеранами в Россию приезжали и лютеранские пасторы. В XVI-XIX веках численность лютеран в России увеличилась также в результате войн, поскольку к территории России присоединялись земли с лютеранским населением. Военнопленные-лютеране расселялись по разным русским городам.
Считается, что различные специалисты начали прибывать в Россию уже в последние годы княжения Василия III (1524-1533) и при Иване IV (Грозном) из Германии и Швеции. Известно, что русское правительство знало о происходившей в Западной Европе Реформации: прямое упоминание о ней впервые встречается в дипломатических документах Ивана IV (1533-1584). Нуждаясь в западных специалистах, цари предпочитали выписывать из-за границы именно лютеран (лютеров), поскольку Русскому государству в те времена приходилось вести тяжелую борьбу с католической Польшей.
Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с воцарением Петра I. Петр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера, так что лютеранство приобретает привилегированное положение второго государственного исповедания. В Москве единственное сохранившееся здание лютеранской кирхи, как считают, было построено в 1702 г. при участии Петра, заложившего первый камень в ее основание. Позже община переехала, и кирха была возведена на другом месте. В 1708 г. Петр I основал существующую и ныне в Петербурге лютеранскую церковь Св. Петра. Из книг и хроник этой церкви известно, что все русские цари были частыми ее посетителями. В кирхе имелось даже особое царское место. Петр I не только посещал эту церковь в дни богослужений, но и певал там духовные песнопения. При нем появилось изложение Аугсбургского исповедания на русском языке. Императором в 1723 г. было поручено Священному Синоду собрать, перевести и напечатать катехизисы разных вероисповеданий, в том числе и лютеранского. Однако веление не было исполнено вследствие последовавшей вскоре смерти Петра.
В эпоху дворцовых переворотов особо благоприятным для лютеран временем было царствование Анны Иоанновны (1730-1740). В ее окружении было много иностранцев лютеранского вероисповедания, некоторые из них занимали высшие должности.
В царствование Екатерины II (1762-1796) число лютеран в России заметно увеличилось за счет прибывших в страну немцев-колонистов, из которых две трети были лютеранами.
В 1721 г. после присоединения к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии и Старой Финляндии на территории России оказались Лифляндская обер-консистория, Эстляндская и Эзельская провинциальные консистории, также из части Выборгской епархии Церкви Швеции была создана Выборгская консистория, 23 февраля 1734 г. они были переданы в подчинение Консисториальному заседанию Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.
В 1735 г. лютеранский приход учреждается в Екатеринбурге, а в 1764 г. — в Барнауле. На присоединенных в 1743 г. территориях Финляндии была учреждена Фридрихсгамская консистория. В течение XVIII века по мере возникновения немецких слобод и кварталов в крупных городах в них возникли отдельные лютеранские приходы. В 1785 г. после создания немецких колоний в Поволжье и Причерноморье были созданы Саратовская и Одесская городовые консистории, в 1819 г. им были переданы в управление лютеранские общины близлежащих губерний, в 1823 г. были созданы 2 пробства в составе Саратовской консистории и 2 пробства в составе Одесской.
В 1809 г. после присоединения Финляндии к России Епархия Турку была выделена из Церкви Швеции и образовала Евангелическо-лютеранскую церковь Финляндии, в 1812 г. к ней были присоединены Выборгская и Фридрихсгамская консистория, став частью Боргоской епархии. В 1815 г. после присоединения к России Царства Польши также на территории России оказались ее лютеранские приходы, объединенные в Варшавскую консисторию.
В начале XIX века император Александр I предпринял попытку реорганизации лютеранских приходов в России, в том числе была сделана попытка создать российский лютеранский епископат, имеющий апостольскую преемственность от Церкви Швеции. Первым российским лютеранским епископом стал в 1819 г. Закариас Сигнеус. Введение епископского управления вызвало протест многих протестантских консисторий на местах, остзейского дворянства, а также последователей кальвинизма, отстаивавших систему общинного церковного самоуправления. В 1829 г. Закариас Сигнеус управлял одним Санкт-Петербургским консисториальным округом.
В 1832 г. была произведена реорганизация провинциальных консисторий — Саратовская, Одесская и Нарвская консистории были упразднены, пробства Саратовской консистории и отдельные приходы на территории от Москвы до Тихого Океана были переданы созданной одновременно Московской консистории, пробства Одесской и Нарвской консисторий и отдельные приходы Запада Европейской части России и Украины — созданной одновременной Санкт-Петербургской консистории. Были изданы Устав Евангелическо-Лютеранской церкви, который вместе с Наказом духовенству, согласно которым суперинтентендентом Евангелическо-лютеранской церкви России становился император, непосредственное управление церковью осуществляла Генеральная консистория, церковь делилась на консисториальные округа, консисториальные округа на пробства, пробства на приходы. Каждый консисториальный округ управлялся консисторией, с генерал-суперинтендентом во главе. Государственная власть могла по своему усмотрению экстренно созывать «генеральный синод» из депутатов и членов консисторий; генерал-суперинтенденты могли созывать провинциальные синоды в пределах консисториальных округов, каждый из таких синодов состоял из всех пробстов и пасторов консисториального округа. Каждая консистория состояла из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных асессоров. Президенты и вице-президенты консистории назначались императором по предложению министра внутренних дел (в Московской и Санкт-Петербургской консисториях), ландтага (в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской консисториях) или магистрата (Рижской и Ревельской консисториях), члены — министром внутренних дел из числа кандидатов, для избирания которых в разных округах существовали различные правила — светские заседатели московской и санкт-петербургской консисторий пополнялись кооптацией, тогда как светские заседатели лифляндской, курляндской, эзельской и эстляндской консисторий избирались ландтагами, в Рижской и Ревельской — магистратами, духовные заседатели — духовенством. Пробства управлялись пробстами и пробстскими синодами, состоявшими из всех пасторов пробства. Приходы управлялись пасторами, при которых действовали приходские конвенты, состоявшие из всех прихожан, и церковные старосты (Kirchenvormüden, Kirchenvorsteher). Приходские пасторы избирались из крещенных и конфирмированных не моложе 25 лет, владеющим русским языков, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете и выдержавших особый экзамен в консистории и утверждались императором.
В 1890 г. Рижская, Эзельская и Ревельская консистории были упразднены, а их приходы перешли в ведение Лифляндской и Эстляндской консисторий. Кроме консисториальной церкви в Великом княжестве Финляндском существовала независимая от нее епископальная церковь, в Закавказье — синодальная лютеранская церковь, во главе с синодом, половина членов которого являлись пасторы, друга половина — выдвигалась приходами и утверждалась тифлисским губернатором, а в Привислинском крае — Евангелическая церковь Конгрессовской Польши (включала 5 епархий) во главе с Варшавской консисторией — церковь управлявшаяся консисторией, все члены которой назначались Министром внутренних дел.
17 апреля 1905 г. в России вышел Указ о веротерпимости, которым было разрешено переходить из православной вера в лютеранскую и крестить детей от смешанных браков в лютеранской вере. В 1914 г. в России, не считая Эстонии, Ливонии, Курляндии, Финляндии и Польши, было не менее 234 лютеранских общин окормляемых 225 пасторами.
Тенденция к сокращению численности лютеран в России начинает проявляться во время Первой Мировой войны. Многие члены Лютеранской Церкви в России были этническими немецами. Они подвергались гонениям на протяжении военных лет (1914-1917). Многие пасторы, обвиненные в «германофилии», были сосланы в Сибирь. Подверглись преследованиям и волынские немцы, выдворенные войной с территории своего проживания.
В июне 1924 г. в Москве, в церкви святых Петра и Павла, собрался Генеральный Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви страны, на котором присутствовало 56 делегатов. В его работе принимало участие представители латышской, эстонской и финской групп. Главными итогами этого церковного собрания были принятие Основного закона и выбор церковного руководства. Вместо прежней Генеральной консистории в Санкт-Петербурге во главе Евангелическо-Лютеранской Церкви стал Верховный совет в Москве. Основной закон, регламентирующий деятельность Церкви, оставался, в принципе, в силе до введения порядка 1988-1990 гг.
Как Николай I стал главой лютеранской церкви
Начиная говорить о религиозной политике Николая I, стоит упомянуть о том, что, в отличие от своего отца Павла I и старшего брата Александра I, Николай был далек от любого рода мистики настолько, насколько это возможно. По большому счету, к любой сфере социальных, политических, религиозных отношений он подходил, как военный инженер.
В первую очередь, стоит вспомнить Александру Федоровну, урожденную немецкую принцессу Фредерику Луизу Шарлотту Вильгельмину Прусскую, отец которой был кальвинистом лютеранином, а мать – лютеранкой. Перед венчанием принцесса Фредерика приняла православие, но есть все основания предполагать, что к лютеранам она сохранила самое теплое отношение. Брак между Николаем и Фредерикой изначально заключался как сугубо политический. Однако юная великая княжна не просто влюбила в себя «военного инженера» Николая I, но и сделала так, что он полюбил ее на всю жизнь.
Это был счастливый и многодетный брак, где Александра Федоровна расположила к себе еще и практически весь двор.
Вторым важным фактором опеки над лютеранами в частности и протестантами вообще была персона епископа Якоба Тенгстрема, лютеранина, преданного российскому престолу, который еще в 1816 г. просил, чтобы Университет Або (горнило лютеранских кадров) был бы под почетным, «канцлерским» руководством Николая Павловича.
Вот эти факторы некоей внутренней личной симпатии императора наложились на политику. Стоит вспомнить, что именно при Николае I Россию стали называть «жандармом Европы». Почему? Потому что Европу лихорадило то либерализацией, то очередной революцией. Николай же был последователен и четок в отношении ко всем революционным процессам – он считал их абсолютным и беспримерным злом.
В процессах этих были замешаны и католики, и протестанты, и «люди нового мировоззрения», агностики и атеисты. И, разбираясь во всех этих тонкостях, Николай I понял одно: Россия – колыбель традиции и христианства, которое лояльно государству.
В 1845 г. Николай I был в Риме и вел переговоры с Папой Григорием XVI, который сетовал на ущемление прав католиков в Российской Империи. Определенные послабления для католиков последовали, но главным противовесом во внешней политике Риму были именно лютеране, попечителем и защитником которых стал Николай I.
Самым парадоксальным образом, именно протестанты в нашей стране стали консервативной силой и орудием во внешней политике. Более того, Николай I, став суперинтендантом лютеран, сделал их окончательно «русскими лютеранами», которые, может, и были лояльны Европе, но только после решений русского царя.
И это дало свою поддержку при общении с протестантскими королевствами и с огромными общинами в европейских номинально католических государствах. Ну, и где нужно, как в истории с Австрией, помогало устроить свою «религиозную фронду» всем этим европейским «защитникам веры», поскольку именно Николай I по факту оказался защитником всего европейского христианства во всех его проявлениях.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
- Реформация на российской почве. https://www.kommersant.ru/doc/3442392.
- Как Николай I стал главой лютеранской церкви. https://cyrillitsa.ru/history/51743-kak-nikolay-i-stal-glavoy-lyuteranskoy-c.html.
Лютеранский катехизис говорит: «Церковь есть святое христианство, или собрание всех верующих под Христом, главою их, в котором св. дух через Евангелие и таинства предлагает, сообщает, усваивает божеское спасение», подразумевая то, что католическая церковь заблудшая и отпавшая и что истинное предание хранится в лютеранстве.