ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

НАШИ ПРОЕКТЫ:

© Век Авроры. Полина Мазурик

Эссе “Письмо Демидова Нарышкиной”

Представляем вашему вниманию работу Марфы Ивановой, ученицы Академической гимназии №56.Можно ли читать чужие письма? Можно! Если письмо написано почти 200

Экскурсия “Финляндия – Санкт-Петербург: по следам Авроры Карловны”

На фестивале "Демидовская сирень" Елизавета Борисова представила свою авторскую экскурсию по местам Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной. Экскурсия Елизаветы доступна на вашем смартфоне.

Всероссийский QR-квест

21 мая 2022 г. на фестивале "Демидовская сирень" Полина Мазурик представила свой проект - Всероссийский QR-квест по местам Демидовых в

ПРОЕКТЫ НАШИХ ДРУЗЕЙ:

Никита Шерстнёв

Интерес Российского государства к географическим исследованиям в XIX веке был продиктован возможностью расширения границ России на восток и юг. Большое внимание уделялось исследованию суши, определялись точные координаты объектов, уточнялось их взаимное расположение. 

В этот период производятся исследования многих больших рек – Волги, Северной Двины, Свири, Невы, Западной Двины, Оки, Десны, Оби – с целью улучшения их судоходных условий, а также для создания ряда новых искусственных водных систем – Тихвинской системы, Вишерского, Сиверсова и Огинского каналов, канала, соединяющего Волгу с Москвой. На основании результатов этих исследований составлялись специальные судоходные атласы. Итогом многолетних исследований, связанных с интересами водного транспорта, явился изданный в 1832 г. Главным управлением путей сообщения “Гидрографический атлас Российской империи”.

В числе географических обобщений следует упомянуть труд, известного русского географа К.И. Арсеньева “Гидрографическое обозрение России” (1836 г.). Позднее, в 1844-1849 гг., Штукенбергом была опубликована шеститомная монография “Гидрография России”, где систематизированы результаты исследований и сведения о развитии водных путей почти за 150-летний период. В исследовании вод начинают  принимать участие различные научные организации и общества, возникшие в связи с необходимостью изучения производительных сил страны для удовлетворения запросов развивающейся промышленности.

Предлагаем Вашему вниманию проект  Никиты Шерстнёва, ученика Академической гимназии №56, посвященный Михаилу Ефимовичу Жданко – одному из ведущих русских гидрографов, ученому с мировым именем. 

Марфа Иванова

Марфа Иванова учится в Академической гимназии №56 и занимается в историко-краеведческом клубе «Петрополь» в Аничковом дворце. Марфа – член союза юных петербуржцев «Юные за возрождение Петербурга» и лучший юный экскурсовод Петербурга!

“Мой самый любимый проект – экскурсия «Новый Петербург – проект «Мечта». С ней я выступала на конкурсе «Лучший юный экскурсовод Петербурга». Эта экскурсия – часть Санкт-Петербурга, которая отражает архитектуру и душу города. Она рассказывает об острове Голодай, или острове Декабристов. В начале XX века этот район собирались застроить красивыми домами в стиле неоклассицизма. Там собирались построить 600 домов, а успели только пять из-за Первой мировой войны и революции. Я рассказываю, как все должно было быть, показываю эти дома и делюсь их историей. Эта экскурсия подойдет для всех, потому что в ней задействовано много интерактива, есть отдельный маршрут, который слушатели могут пройти самостоятельно. Ее можно посмотреть в YouTube, а еще есть аудиогид, который можно прослушать на платформе «Изи. Тревел»”.

Анастасия Задоянная

Экскурсия по Петровскому острову

Проект «Век Авроры» и Задоянная Анастасия представляют историческую экскурсию по Петровскому острову Санкт-Петербурга. Приятного путешествия!

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:

Тема № 5:

Дипломаты XIX века

Со времен Посольского приказа на внешнеполитическую службу приходили наиболее яркие, интеллектуально одаренные представители общества. 

В рассматриваемый период Россия имела собственных представителей в большинстве существовавших стран. При Екатерине II по штату министерские должности занимал 21 представитель. К концу первой четверти XIX века их было уже 24. Рост продолжался и в последующем, например при Николае I российские дипломаты появились в Бразилии, Греции и Бельгии, то есть в новообразованных государствах. Количество дипломатов I ранга было ограниченным. В рассматриваемый период его имели всего четверо дипломатов: К.О.Поццоди Борго (Франция и Англия), П.П.Пален (Франция), Х.А.Ливен (Англия) и Д.П.Татищев (Австрия). Все остальные российские дипломаты имели второй ранг.

На нашем сайте размещены биографии выдающихся дипломатов XIX века. Сравните их деятельность, найдите сходства и отличия в проводимой ими политике, оцените их достижения на благо России:

Тема № 4:

Карта благотворительности Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной

Составьте карту объектов благотворительной деятельности А.К. Демидовой-Карамзиной на территории России. Можно ли выделить основные направления деятельности Авроры Карловны и классифицировать их? 

Подсказка: объекты можно найти в разделах “Места – Санкт-Петербург” и “Места – Урал”.

Тема № 3:

«Где происходило венчание Авроры с Андреем Карамзиным?»

Изучить приведенные ниже высказывания и обосновать свою позицию. На какие документы должен опираться исследователь? Подтвердите  документами и фактами свою теорию.

Цитата 1:

Брак был заключен в июле 1846 г. в часовне Шереметьева в Петергофе.

Источник: https://scandinews.fi/society/story/1653-avrora-karamzina-18081902-obshhestvennyii-deyatel-freilina-pri-imperatorskom-dvore

Цитата 2:

10 июля 1846- адъютант л гв Конной артиллерии, штабс-капитан, 32 года, первым браком, православный, венчался с состоявшего в должности егермейстера Двора ЕИВ, умершего действительного статского советника Павла Николаевича Демидова вдовствующей супругой Авророй Карловной Демидовой, урожденной Шернваль, лютеранского исповедания, она- вторым браком, 37 лет, в церкви Симеона и Анны на Моховой. Поручители: по женихе- вице-директор Департамента Внешней торговли , действительный статский советник, князь Петр Андреевич Вяземский , отставной гвардии подполковник князь Петр Иванович Мещерский, и чиновник особых поручений при МВД титулярный советник Юрий Федорович Самарин. По невесте: Генерал -адъютант граф Николай Александрович Протасов , флигель-адъютант Адлерберг и гвардии поручик граф Строганов. Брак совершал протоиерей Андрей Райковский с диаконом Петром Катылевым?
ЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.686 л 1168

Источник: https://forum.vgd.ru/39/65877/550.htm?a=stdforum_view&o=

Цитата 3:

… следующая остановка – на набережной реки Фонтанки напротив Шереметевского дворца. В церкви Святой Великомученицы Варвары проходило венчание Авроры Шернваль и Андрея Карамзина.

Источник: https://club.silver-ring.ru/posts/393-peterburgskie-adresa-avrory-shernval.html

Тема № 2:

«По местам Авроры Карловны в Хельсинки»

Разработать маршрут экскурсии по Хельсинки, включающий в себя основные объекты, связанные с Авророй. Разместить объекты на карте города и продумать варианты перемещения и/или пешие маршруты.

Подсказка: перечень объектов можно найти в разделе “Финляндия” нашего сайта.

Тема № 1:

«Аманда Каяндер – первый директор Института Диаконисс в Хельсинки»

Информация о биографии Аманды в общедоступных источниках представлена достаточно скупо. О ее проживании в Санкт-Петербурге информации нет.

Возможно расширить тему, освятив также историю общин диаконисс Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской империи.

Общины находились в ведении Генеральной консистории Лютеранской Церкви, имевшей свой устав (1832), согласно которому Церковь находилась под контролем Министерства внутренних дел. Общины диаконисс располагались в шести остзейских, Санкт-Петербургской и Московской провинциях Лютеранской Церкви, где существовали местные консистории. Диакониссы трудились в местах компактного проживания немцев-лютеран. Они обязаны были вести жизнь согласно предписаниям Евангелической Церкви, выполняя функции профессиональных сестер милосердия в госпиталях, в приютах для сирот и на дому. По этой форме деятельности диакониссы имели сходные статус и функции с сестрами милосердия Российского общества Красного. Дискуссии о статусе сестер Марфо-Мариинской обители великой княгини Елизаветы Федоровны в 1911-1914 гг. показывают, что конфессиональная направленность общин протестантских диаконисс сближает их с аналогичной деятельностью сестер обители, организованной в рамках православной традиции.

Заметки для исследователя

Ссылки на материалы с рекомендациями по поиску документов в ЦГИА СПб:

Памятка по просмотру оцифрованных копий метрических книг: https://spbarchives.ru/infres/guides/-/asset_publishe..

Карты приходов Санкт-Петербурга: https://spbarchives.ru/infres/guides/-/asset_publishe..

Документы ЦГИА СПб в удаленном доступе: https://spbarchives.ru/infres/guides/-/asset_publishe..

Мода на родословные или как обращаться в архив: https://spbarchives.ru/infres/guides/-/asset_publishe..

Памятка по использованию межфондового предметно-хронологического указателя метрических книг православных церквей Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии.

Основы генеалогии, или с чего начать изучение своей родословной (презентация).

Информация из официальной группы ЦГИА Спб в ВК: https://vk.com/cgia_spb

Нумерация зданий в Санкт-Петербурге

Вопрос о нахождении владельца того или иного дома в Санкт-Петербурге до 1804 г. разрешается довольно легко с помощью адресных книг, изданных, начиная с 1804 г. При пользовании этими книгами надо помнить, что нумерация петербургских домов испытала два раза, в начале 30-х гг. и в конце 50-х гг. XIX столетия коренные изменения.

В конце 50-х гг. почему-то перенесли четные номера домов на ту сторону, где были нечетные, и обратно. Реформа нумерации, произведенная в начале 30-х гг., была более значительная: до этого времени нумерация домов в Петербурге велась по частям, так что в каждой части был свой порядковый нумер, вследствие этого у некоторых домов в Санкт-Петербурге были тысячные нумера. Такие большие нумера, конечно, были неудобны, и в начале 30-х гг. завели порядковый нумер по каждой улице, а для того, чтобы обыватель, привыкший к старым нумерам, мог пользоваться и ими — издали «нумерацию домов Санкт-Петербурга», в которой было указано, какому старому нумеру (порядковому в каждой части) соответствовал новый нумер (порядковый по улице).

При помощи вышеуказанных адресных книг, а также планов Петербурга, можно довольно легко и безошибочно определить владельца и нумер какого-либо нынешнего дома в 1804 г. Но в XVIII веке адресных книг не существовало, да и самые нумера домов вошли в обыкновение лишь в середине 80-х гг. XVIII века, до этого времени дома значились под именем своего владельца.

Как найти метрическую книгу

До 1917 г. акты гражданского состояния (рождение, бракосочетание, смерть) регистрировались в церквях в особых реестрах – метрических книгах, куда священники записывали сведения о совершенных обрядах крещения, венчания и отпевания. Сегодня это ценнейший источник генеалогической информации и в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).

Метрические книги являются наиболее востребованными архивными документами, особенно после того, как в 2015 г. на Портале «Архивы Санкт-Петербурга» были выложены их сканированные образы. Но как найти нужную книгу, ведь дел, содержащих метрические книги, в архиве хранится около 15 тысяч, а в одном деле может быть от одной до нескольких десятков таких книг? Метрические книги одной церкви за разные годы могут быть разбросаны по нескольким описям; информация о названии или местонахождении церкви может быть изложена в заголовке дела по разному или она вовсе не отражена в заголовке. Таким образом, полноценной справочно-поисковой системы, позволяющей производить поиск метрик по всем соответствующим фондам, до недавнего времени не было.

Однако, в 2023 г. архивисты ЦГИА СПб подготовили подарок всем пользователям – в результате многолетней кропотливой работы ими подготовлен межфондовый предметно-хронологический указатель метрических книг православных церквей Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии, который доступен в электронной форме. Благодаря ему пользователю (как исследователю, так и архивисту), наконец-то, представится возможность одновременного поиска сведений о метрических книгах по названию и типу церкви, хронологии, названию населенного пункта или уезда, адресу или части города, а также он должен помочь найти в деле листы конкретной книги за указанный год и по найденным шифрам перейти к просмотру соответствующих электронных образов.

В указатель включены сведения о метрических книгах православных церквей Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии за первую четверть XVIII – 30-е гг. XX века по 8-ми описям фонда Петроградской духовной консистории (фонд 19), отдельным фондам церквей (всего 77 фондов), а также двум коллекциям метрических книг – всего около 60-ти тыс. записей. 

В дальнейшем планируется пополнить указатель записями о метрических книгах военных церквей Санкт-Петербурга и губернии, сосредоточенных в отдельной описи фонда Петроградской духовной консистории вместе с церквями воинских частей по всей России, а также сведениями о книгах церквей административно-территориальных единиц, не входивших в состав Санкт-Петербургской губернии, но входящих в современную Ленинградскую область (Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии, Тихвинский уезд Новгородской губернии и др.). 

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ФОНДАХ ЦГИА СПБ

Информация со страницы: https://vk.com/cgia_spb

Многие исследователи хорошо знакомы с метрическими книгами именно в связи с проведением генеалогических поисков, но они также позволяют изучать демографические процессы, сословно-профессиональную структуру общества, миграции населения, биографии известных личностей и многое другое.

Метрическая книга – это документ церковного учета населения, содержащий персональные записи, расположенные в хронологическом порядке, которые фиксируют культовое событие (крещение, венчание, погребение) и демографическое событие (рождение и смерть). Метрическая книга у православных состояла из трех частей, которые соответствовали одному из видов регистрации (рождение / крещение, бракосочетание, смерть / погребение).

Книга обычно составлялась в 2-х экземплярах. Приходской экземпляр с первичными записями священника о событии за несколько лет мог содержать пометы, поправки, уточнения, добавления информации. Такая книга велась в церкви до полной ее заполняемости. Отличительным ее признаком является наличие алфавитного указателя в конце. Консисторский экземпляр представлял собой рукописную копию с трех частей приходского экземпляра за год, выполненную приходским священником и заверенную им и членами причта. Он отсылался в С.-Петербургскую духовную консисторию в начале следующего за составлением книги года, где из них формировали дела, включавшие по несколько приходов (иногда по несколько десятков).

В ЦГИА СПб хранится более 15 000 дел с метрическими книгами всех основных конфессий, которые были представлены в Санкт-Петербурге (Петрограде) и губернии до 1917 года – православных, старообрядцев, католиков, протестантов (лютеран и реформатов), армян, иудеев и мусульман. По вполне объяснимым причинам метрические книги православных приходов составляют наибольший объем из всех хранящихся книг в ЦГИА СПб, ведь только в Петербурге в первое десятилетие XX действовало более 400 православных храмов.

Когда же появились метрические книги? Введение регулярной метрикации населения России связано (как и многое другое в нашей стране) с именем царя-преобразователя Петра Великого, утвердившего в мае 1722 г. «Прибавления к Духовному регламенту». В статье 29 «О правилах причта церковного и чина монашеского» всем священникам предписывалось вести метрические книги и ежегодно подавать в органы епархиального управления краткие копии с них. Указами Святейшего Синода от 13 ноября 1723 г. и от 20 февраля 1724 г. данное нововведение было закреплено и установлен формуляр метрической книги, который со временем менялся в сторону более четкого и подробного структурирования информации в записях. Так, постепенно в записи были включены сведения о восприемниках при крещении и поручителях (свидетелях) при венчании, о дате смерти и возрасте умершего, месте его погребения.

В целях защиты метрик от фальсификаций синодским указом от 4 марта 1740 г. в церквях были заведены печати, которыми требовалось заверять книги. Указом Синода от 23 ноября 1779 г. предписывалось предоставлять сведения из метрик по требованиям и запросам светских учреждений и судов.

С 1831 года запись о рождении ребенка стала содержать сведения о матери. Окончательно сложившийся формуляр метрической книги закреплен указом Синода от 7 февраля 1838 г. В части о рожденных введена нумерация по полу, что позволяло вести отдельно подсчет младенцев женского и мужского пола для составления отчетов. Вводилась отдельная графа для имени родившегося. Во второй части метрической книги сведения о женихе и невесте были разнесены по отдельным графам, появилась информация о возрасте венчавшихся, их вероисповедании и порядковом номере брака для жениха и невесты. Новый формуляр об умерших был дополнен отдельными графами с датой погребения и причиной смерти. Такой формуляр просуществовал всю дальнейшую историю метрик вплоть до 1917 года.

Какие метрические книги можно найти в нашем архиве? В ЦГИА СПб хранятся метрические книги православных церквей Санкт-Петербурга (Петрограда), Петербургской (Петроградской) губернии, православных церквей Финляндии и православных церквей за границей, в основном дипломатических миссий и посольств, военных церквей (с 1880-х гг.). Большая часть из них находится в составе фонда Петроградской духовной консистории (Ф. 19), часть из них составляет Коллекцию метрических книг православных церквей Петроградской, Новгородской и Олонецкой губерний за 1859-1922 гг. (Ф. 2313). Приходские экземпляры метрических книг хранятся в фондах церквей.

Наиболее ранняя православная метрическая книга, находящаяся на хранении в архиве датируется 1722 г. Это метрическая книга церкви Воскресения Христова на Васильевском острове, одной из самых ранних петербургских церквей, которая находилась между зданием Двенадцати коллегий и Меншиковским дворцом. Наиболее поздние экземпляры метрических книг относятся к 30-м годам XX столетия.

В настоящее время метрические книги оцифрованы и их электронные образы доступны для просмотра в читальных залах архива, городских и районных библиотеках нашего города и на Интернет-портале «Архивы Санкт-Петербурга». Для облегчения поиска для метрических книг церквей С.-Петербурга и С.-Петербургской губернии создан указатель (база данных), включающий более 65 тыс. записей, который находится в свободном доступе на Интернет-портале «Архивы Санкт-Петербурга» (https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/pointers).

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ЛЮТЕРАН В ФОНДАХ ЦГИА СПб

Информация со страницы: https://vk.com/cgia_spb

После православных наиболее востребованы метрические книги лютеранских церквей. В фондах ЦГИА СПб хранятся метрические книги из приходов Санкт-Петербургского (Петроградского) консисториального округа. Округ охватывал значительную территорию. В его границах находилось 20 губерний Российской империи, в т.ч. Санкт-Петербург (Петроград) и губерния. В его состав входили приходы северо-западного региона России, Украины (исключая западную часть) и ряда центральных губерний. Метрические книги лютеранских церквей Санкт-Петербурга (Петрограда) и губернии в ЦГИА СПб хранятся за период с первой трети XVIII в. до конца 1930-х гг., церквей других губерний – за 1892-1917 гг. Они хранятся в нескольких фондах.

Основной массив документов сосредоточен в Коллекции метрических книг лютеранских церквей Петрограда, Петроградской губернии и городов России за 1849-1918 гг. (Ф. 2294) (далее Коллекция). Большая часть из них – это консисторские экземпляры (далее копии), однако имеется небольшое число приходских книг.

В состав Коллекции входят копии метрических книг далеко не по всем приходам перечисленных выше губерний, а лишь некоторых, да и то со значительными хронологическими пропусками. Среди них – копийные списки родившихся, бракосочетавшихся и умерших, присланные в Консисторию из приходов губерний: Вологодской, Костромской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ярославской (1894-1916), Олонецкой (1894-1917) и Архангельской (Александровский уезд, приход Мурман) (1899-1917), а также городов Ростова-на-Дону и Рыновки Донской области (1908, 1909). Ряд копийных экземпляров – из приходов: Беловеж Черниговской губернии (1894-1916), Радомысль (1904-1915), Кременчуг (1894-1915) и губерний Киевской, Полтавской (1894-1916), Екатеринославской (Мариупольский, Славяносербский уезды) (1908-1909), Бессарабской (Аккерманский уезд) (1908-1910).

В Коллекции хранится три книги, не относящиеся к приходам Санкт-Петербургского консисториального округа. Они составлены дивизионным проповедником Кавказского военного округа (место пребывания проповедника – Тифлис) и состоят из списков родившихся за 1906 и 1911 гг. и умерших за 1910 г. (Ф. 2294. Оп. 1. Д. 73, 100, 117).

Все они – на русском языке. Исключение составляют три копии метрических книг церквей Санкт-Петербурга за 1888, 1889 и 1891гг. Они составлены на немецком языке. Метрические книги приходов Санкт-Петербурга (Петрограда) и губернии имели очень большой объем: от 500 до 1000 листов, поэтому в ходе реставрации и переплета произведено деление их на части с сохранением нумерации листов.

Кроме Коллекции метрические книги, приходские экземпляры находятся в составе фондов церквей.

ЦГИА СПб является основным хранилищем приходских экземпляров метрических книг приходов Санкт-Петербурга (Петрограда) и губернии. Часть из них, которые велись до 1892 г., составлены на немецком языке, ряд книг ингерманландских приходов за XVIII в. – на шведском языке.

Приходские экземпляры метрических книг хранятся в 12 фондах церквей: городских – св. Петра (Ф. 708), св. Михаила (Ф. 1005), св. Анны (Ф. 1896), св. Екатерины (Ф. 1010), св. Иоанна (Ф. 1824), а также сельских – св. Иоанна прихода Тирис (Ф.21), св. Иоанна прихода Лисино (Ф. 34), св. Андрея прихода Шпаньково (Ф. 37), св. Екатерины прихода Скворицы (Ф. 1971), св. Михаила прихода Жеребятки (Ф. 1972), св. Иоанна прихода Вуолы (Ф. 1981), св. апостолов Петра и Павла прихода Токсово (Ф. 1983).

Самые ранние за период 1728-1740 гг. находятся в фонде городской немецкой церкви св. Екатерины (Ф. 1010. Оп. 1. Д. 242) и за период 1729-1743 гг. – в фонде церкви св. Иоанна прихода Вуолы (Ф. 1981. Оп. 1. Д. 1).

Наиболее поздние приходские экземпляры книг за 1919-1930-е гг. хранятся как в фондах церквей, так и в составе Коллекции. Среди них книги с записями о рождении: городских церквей – св. Петра (1907-1927), латышской Христа Спасителя (1916-1920), эстонской св. Иоанна (1914-1919); сельских церквей – св. Иоанна прихода Губаницы (1914-1919), св. Екатерины прихода Новосаратовка (1919-1920), св. Троицы прихода Дудергоф (1909-1919), св. Петра прихода Петергоф (1918-1937), св. Михаила прихода Жеребятки (1892-1919), св. Петра и Павла прихода Стрельна (1913-1924).

Записи о бракосочетании сохранились в метрических книгах церквей: латышского прихода Христа Спасителя (1917-1927), св. Иоанна прихода Лисино (1899-1924 гг.), св. Екатерины прихода Скворицы (1907-1919), Рябово (1908-1919); св. Екатерины прихода Новосаратовка (1912-1920), св. Троицы прихода Дудергоф (1901-1919), св. Петра прихода Петергоф (1892-1923). За указанный период наименьшее количество сохранилось записей о смерти: только в метрической книге городской эстонской церкви св. Иоанна (1914-1920) и св. Иоанна прихода Губаницы (1908-1919).

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ РЕФОРМАТСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ФОНДАХ ЦГИА СПб

Информация со страницы: https://vk.com/cgia_spb

В Санкт-Петербурге существовало три реформатских общины: голландская, французская и немецкая. В первые годы существования северной столицы из представителей нескольких национальностей образовался протестантский приход. В него вошли немцы, голландцы, англичане, французы, швейцарцы. Среди них были представители, в том числе реформатского вероисповедания. Молитвенные собрания протестантов проходили в доме вице-адмирала Корнелиуса Крюйса на Адмиралтейском острове (на месте нынешнего Зимнего дворца). Со временем домовая церковь стала тесной, и в 1708 г. рядом с домом Крюйса для протестантов выстроили деревянную церковь. Впоследствии входившие в петербургскую общину иностранцы разделились на самостоятельные приходы.

Первыми создали свой приход голландцы в 1717 г., а к 1730 г. у них уже была собственная церковь на углу Невского проспекта и наб. реки Мойки (современный адрес: Невский пр., 20, наб. р. Мойки, 44, Большая Конюшенная ул., 31). Духовный надзор за голландской церковью в Санкт-Петербурге, как и за другими голландскими церквями за границей, осуществлял классис Амстердама. Голландская церковь в Санкт-Петербурге находилась под патронатом Нидерландского посольства. Посол исполнял церковно-правовую функцию покровителя храма и прихода. Его задача состояла в «оказании поддержки своим авторитетом и заступничеством в случае, если кто-либо будет причинять неприятности церковному совету или общине».

Французы-гугеноты, изгнанные из Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 г., стали прибывать в российскую столицу по приглашению Петра I с 1723 г. Они вместе с небольшим числом уже проживавших в городе французов создали свой приход и выстроили деревянную церковь на участке по Большой Конюшенной ул. (современный адрес – Б. Конюшенная ул., 25). Ее торжественное освящение состоялось 17 июня 1733 г.

Немцы-реформаты долгие годы не имели собственной церкви. С 1746 г. члены их общины стали посещать французскую церковь. Из-за отсутствия необходимых средств немецкая община не могла содержать своего пастора, поэтому французский пастор читал проповеди поочередно на французском и на немецком языках. В 1762-1770 гг., после того как деревянная церковь была уничтожена пожаром, немецкие реформаты временно были приписаны к лютеранской церкви св. Петра, а французские – к голландской церкви. В таком положении они находились до 1770 г. В 1770-1773 гг. на месте сгоревшего храма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена возвели каменную французско-немецкую реформатскую церковь (перестраивалась в 1839–1840 гг. архитектором Г.А. Боссе). Она строилась на средства французов, которые в смешанном приходе составляли большинство.

После постройки новой каменной церкви возобновилась деятельность французско-немецкого реформатского прихода, и в 1773 г. состоялись выборы нового пастора. Однако в ходе выборов между немецкими и французскими реформатами возникли споры. Юстиц-коллегия повелела, чтобы каждая община имела своего пастора, но французские реформаты с этим не согласились. Ссылаясь на то, что церковь построена на их средства, французы опротестовали решение Юстиц-коллегии. Дело тянулось несколько лет и, наконец, в 1778 г. его представили на рассмотрение императрице Екатерины II.

11 мая 1778 г. был обнародован «Манифест об учреждениях, относящихся к восстановлению согласия между членами реформатской церкви французской и немецкой нации». Издание императорского «Манифеста» положило конец спорам, и он лег в основу устава французско-немецкого прихода Санкт-Петербурга. В начале XIX в. этот приход, в который входили еще и швейцарцы, насчитывал более тысячи человек (на 1810 г.), а в 1840 г. – вдвое больше.

К середине XIX в. число немцев-реформатов в Санкт-Петербурге заметно увеличилось. В 1853 г. немецкая реформатская община, насчитывала 2733 человека, французская – 498 членов. В 1862-1865 гг. для немецкой общины построили церковь на Большой Морской улице, 58, угол Почтамтского переулка. С этого времени немецкий приход действовал самостоятельно.

В XVIII в. церковные дела реформатских общин в Санкт-Петербурге, как и всех протестантов, решала Юстиц-коллегия эстляндских, лифляндских и финляндских дел. В XIX в. до 1917 г. деятельность этих общин регламентировалась Реформатским консисториальным заседанием, которое находилось в составе Санкт-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории. Данная структура подчиненности была закреплена на законодательном уровне высочайше утвержденным положением Комитета министров о порядке управления церковными делами реформатских обществ от 15 июля 1830 г. и высочайше утвержденным положением Комитета министров от 17 апреля 1834 г. При рассмотрении реформатских дел в консисториальном заседании вместо лютеранских духовных членов присутствовали два реформатских пастора из местных общин.

В 1842 г. голландской церкви был предоставлен статус посольской церкви, и она вышла из ведения Реформатского консисториального заседания Санкт-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории.

Церковный учет населения в реформатских общинах проходил согласно принятым для протестантского вероисповедания законам, а также по церковным уставам самих общин. Метрические книги в реформатских церквях велись со времени образования этих общин. До принятия устава Евангелическо-лютеранской церкви в России 1832 г. единого правила ведения книг не существовало. Пасторы лишь указывали краткие сведения при записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших, выбирая удобный для себя вариант их изложения.

В ЦГИА СПб имеются метрические книги голландской и французской реформатских церквей. Они хранятся в фондах этих церквей (Ф. 40, 444). Метрические книги немецкой реформатской церкви в архив на хранение не поступали. Самые ранние записи в метрических книгах голландской церкви начинаются со времени основания общины в 1717 г. и заканчиваются 1883 г. По сохранившимся записям можно получить сведения о составе прихода в первые годы его существования. Книги снабжены алфавитным указателем, имеют рукописные формуляры, заполненные на голландском языке. Все три части метрических книг имеют соответствующий церковным требованиям набор сведений о родившихся, бракосочетавшихся и умерших прихожанах.

В фонде французской церкви самые ранние записи начинаются с 1724 г., т.е. спустя год после основания общины. Так же, как и в книгах голландской церкви, в них имеется алфавитный указатель, записи внесены в рукописный формуляр. С 1892 г. книги имеют печатный формуляр с записями на русском языке. Самые поздние записи в книгах относятся к 1919 г.

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ИУДЕЕВ В ФОНДАХ ЦГИА СПБ

Информация со страницы: https://vk.com/cgia_spb

В ЦГИА СПб метрические книги иудеев хранятся в фонде Петроградской хоральной синагоги (Ф. 422) и Коллекции метрических книг синагоги г. Кронштадта (Ф. 1129).

В фонде Петроградской хоральной синагоги метрические книги сосредоточены в 3-й описи. Они составляют 544 дела за 1856, 1863-1918 гг. Книги велись по сословиям: купеческому (сюда же вносились акты почетных граждан и лиц с высшим образованием), мещанскому (и ремесленному) и нижним чинам (вносились отдельно отставные нижние чины и нижние чины, находящиеся на действительной военной службе). Поэтому при поиске актовой записи следует учитывать сословную принадлежность интересующего лица.

Книги состоят из 4 частей: о родившихся, бракосочетавшихся, «разведщихся» и умерших. Записи «об умерших» дополняют сведения из книг о погребенных на Волковском и Прелбраженском кладбищах, которые содержатся в описи 1 фонда. Книги погребенных на Волковском кладбище охватывают период с 1820 по 1871 год, книги погребенных на Преображенском кладбище содержат записи за 1875-1919 гг. Записи за 1918-1919 гг. представляют собой ценные сведения, так как метрические книги об умерших за эти годы отсутствуют.

Коллекция метрических книг синагоги г. Кронштадта состоит из 9 дел, которые имеют большие хронологические пропуски. Например, дело 1 содержит записи о рождении, браке и смерти за 1900 год; дело 2 – записи о рождении, браке, разводе и смерти за 1906 и 1909 гг.; дело 3 – о рождении за 1846-1853, 1875-1877 гг., о браке за 1875-1877 гг. и смерти за 1875-1877 гг.; дело 4 – о рождении, браке и смерти за 1878 год; дело 5 – о рождении и смерти за 1882 год; дело 6 – о рождении, браке и смерти за 1886 год; дело 7 – о рождении, браке и смерти за 1890 год; дело 8 – о рождении браке, разводе за 1910 год, дело 9 – о рождении, браке, разводе, смерти за 1914 г. В этих книгах встречаются также единичные записи и за другие годы. Метрические книги Кронштадтской синагоги по сословиям не разделены. Ряд формуляров с разными видами записей заполнены на двух языках: русском и иврите.

ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ПРЕССА

Коллеги из Отдела газет Российской национальной библиотеки написали инструкцию по генеалогическому поиску в отечественной прессе.

Газеты и журналы — ценный источник для тех, кто занимается семейной историей. В них можно найти сведения о государственной и военной деятельности, указы о награждениях, сообщения о смерти, объявления о смене фамилии и многие другие материалы.

В первом разделе инструкции — история отечественной прессы за последние 300 лет;

Во втором — примеры публикаций, которые могут быть интересными генеалогам;

В третьем — онлайн-ресурсы периодики, указатели прессы и особенности работы с оригиналами газет и журналов.

Читайте полезную инструкцию по ссылке: https://clck.ru/36SoHy.

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности... Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.

- А.С. Пушкин