МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Исследовательская деятельность учащихся

Уважаемые коллеги!

На этой странице вы найдете авторские материалы по вопросу организации исследовательской деятельности, которой я занимаюсь с учениками гимназии на протяжении последних 7 лет. Я хочу рассказать о своих подходах к организации процесса подготовки, создания и защиты исследовательских работ. Но в первую очередь, я хочу сказать несколько слов о том, почему я считаю это направление работы таким важным и значимым.

Исследовательская деятельность несомненно активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка. Она вовлекает и погружает ребенка в тему, которая может не только захватить его, но и стать тем предметом, который обсуждается дома, в семье, который способствует установлению новых связей и, в конечном итоге, повышению личной самооценки.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Ученик должен быть готов к проекту или исследовательской работе. Его нельзя заставить или сделать работу за него. Ученик должен делать все сам, пусть и с помощью учителей, а часто и родителей. Совместная работа (ученик – учитель – родитель) позволяет выстроить особые отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Я часто вижу, как родители включаются в эту работу и поддерживают интерес к исследованию, откликаются на просьбы о совместной деятельности, делятся своим опытом и знаниями. Особенно это касается тем, которые связаны с исследованием истории семьи и исторических событий, свидетелями которых были члены семьи.

Существует несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно их можно определить так:

  1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учебы в вузе.
  2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволяет почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников.
  3. Стремление победить. Сегодня повсеместно проводятся конкурсы научно-исследовательских работ и конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьезной научной конференции.
  4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. Учитель должен предложить список тем или подобрать актуальную тему с учетом интересов ученика.
  5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик – учитель способствуют положительному результату в любой деятельности.

Условно всю работу можно разделить на три основных этапа.

Вводный этап:

  1. Создание положительной мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Определение конкретной темы исследования.
  4. Составление плана работы.

Основной этап:

  1. Основная работа: поиск информации, ее анализ, обработка и структурирование.
  2. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

Заключительный этап:

  1. Окончательное оформление работы и приложений.
  2. Подготовка презентации.
  3. Защита работы.

Для учеников на основе лучших практик подготовлены методические рекомендации, которые регулярно актуализируются.

Какие проблемные вопросы встречаются в исследовательской деятельности?  Всегда необходимо четко понимать, что такое исследовательская работа. Довольно часто исследовательскую работу путают с рефератом. Иногда до 50% работ на конкурсах – это рефераты. Реферат выдают за исследовательскую работу, тогда как реферат – это только изложение основных мыслей, объединенных одной темой.

Исследовательская работа отличается по жанру, структуре и целям. В отличие от реферата, ученик в своем исследовании должен открыть что-то новое, что до него не было известно или представить новый взгляд на проблему. Исследовательская работа должна соответствовать определенным требованиям:

  1. Актуальность и практическая значимость избранной проблематики. Ученик аргументировано обосновывает, почему данная проблема актуальна, показывает степень ее разработанности, возможность использования ее результатов или выводов.
  2. Требование самостоятельности, в определенной степени оригинальности представляемого исследования. Недопустимы упрощенная компиляция, бездумное копирование отрывков из монографий, статей, конструирование исследовательской работы из отдельных механически переписанных, плохо стыкующихся между собой фрагментов.
  3. Очевидна необходимость подбора и изучения широкого круга источников и литературы, относящейся к теме исследования. Это сложная и кропотливая работа, которая дает возможность проанализировать разные позиции, выявить круг вопросов, по которым нет единства мнений, сформулировать свою позицию.
  4. Обязательность использования материалов исследования на практике (проведение классных часов, выступлений с докладами на конкурсах и конференциях, публикации в СМИ и т.д.).

Начинать исследование необходимо с выбора темы. Казалось бы, что может быть проще? Но чаще всего я сталкиваюсь с тем, что ученики выбирают очень широкую или хорошо изученную тему. В первом случае получается пересказ известных фактов, во втором – реферат. Оригинальность темы и ее правильный выбор – важная составляющая будущего успеха работы.

Часто разговор с учеником может открыть тему возможного исследования. Так, обсудив с ребятами выставку в Ратной палате, посвященную священнослужителям Первой мировой войны, родилась идея изучить примеры героизма отдельных священников. А рассказ ученицы о Георгиевском кресте, хранящемся в семье, послужил идеей проследить историю героя войны.

Темы, которые мы с учениками выбирали для исследования в последние годы можно условно разделить на следующие группы:

  1. История семьи (известные предки и близкие люди, семейные реликвии, места проживания отдельных членов семьи и т.п.). 
  2. Краеведение (район проживания или обучения, интересные здания и сооружения в городе, городские исторические события). 
  3. Личности в истории (деятельность известных исторических лиц через сегодняшние события или взгляд нашего современника в прошлое). 
  4. Юбилейные исторические даты
  5. Исторические проблемы и/или события.

Новизна и интерес, который привлекает слушателя к теме — ключ к успеху работы. Анекдот на эту тему гласит, что однажды Эйнштейн похвалил работу молодого ученого словами «много нового и интересного». Но через секунду добавил: «Правда, новое не интересно, а интересное не ново».

После того, как тема выбрана, начинается основной этап работы:

  • детальное изучение источников информации и литературы;
  • поиск, обработка и группировка материала;
  • фотосъемка необходимых по теме объектов, людей, предметов; снятие копий с документов, поиск иллюстраций.
  • интервьюирование очевидцев событий (старожилы, ветераны, мастера и т.д.) и лиц, чьи комментарии помогут раскрытию темы. Мы используем также метод анкетирования учеников гимназии, чтобы узнать их мнение или оценить знание о том или ином исследуемом объекте. Для опроса разрабатываются анкеты, обработка которых затем является практической составляющей исследовательской работы;
  • работа с архивами (при возможности и необходимости);
  • написание чернового варианта работы с выводами;
  • проверка черновика руководителем;
  • доработка и написание окончательного варианта работы;
  • проверка работы руководителем и ее предварительная оценка.

На заключительном этапе происходит:

  • финальное редактирование и оформление работы согласно стандартам. Мы часто сталкиваемся с тем, что требования у каждого конкурса к оформлению работы отличаются. Поэтому работа готовится по усредненному стандарту и затем форматируется к каждому конкретному конкурсу, исходя из установленных требований;
  • подготовка краткого варианта (доклада, тезисов) и презентации для защиты работы;
  • публичная защита, участие в конкурсах и конференциях;
  • оценка исследовательской работы (одноклассниками, членами жюри, комиссией) и ее обсуждение.

В процессе работы целесообразно проверять верность получаемых результатов путем проведения презентаций проекта на уроках или заседаниях кружков. Следует использовать любую возможность доложить свою работу или ее фрагменты аудитории. Это дает опыт публичных выступлений необходимый для защиты работы, и, главное, критику работы.

Перед защитой проводится тренировочное выступление перед товарищами. Один из способов проверки своих знаний – это изложить их другим так, чтобы они их поняли.

Самооценка – завершающий этап исследовательской работы. Умение оценить собственную работу, найти в ней недостатки, вот что следует развивать у начинающих исследователей. Для этого я инициирую обсуждение и подведение итогов. Мы с ребятами обмениваемся мнениями и впечатлениями после каждой конференции, обсуждаем лучшую из представленных работ; рассматриваем причины того, почему рецензенты конкурса предложили доработать исследование, почему были заданы те или иные вопросы на ее защите.

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы о том, что такое исследовательская работа и как ее организовать:

  1. Научно-исследовательская работа — важный компонент современной школы.
  2. Любая работа должна иметь четкие цели и задачи.
  3. Для успешного осуществления научного исследования должна быть заинтересованность ученика и четко продуманная система работы со стороны учителя.
  4. При организации научно-исследовательской работы необходимо выполнение ряда определенных условий.
  5. Успех работы зависит от правильной организации всего процесса проведения исследования, начиная с выбора темы и заканчивая оценкой результатов.

Данилова А.И.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА (стр. 38-42)

Мастер-класс «Век Авроры»: культурологический проект

7 апреля 2023 года, в рамках плана мероприятий Года педагога и наставника, в ГБОУ СОШ №86 прошла V городская научно-практическая конференция «Локшинские чтения». Тема конференции: «Классика и современность: методика преподавания литературы сегодня».

В рамках конференции прошли открытые уроки и мастер-классы, подготовленные учителями русского языка и литературы Санкт-Петербурга. Организатором мероприятия была методист по русскому языку и литературе ИМЦ Петроградского района Нина Евгеньевна Ражева, которая пригласила на конференцию учителей истории Петроградского района.

Учителя истории посетили мастер-класс и познакомились с интереснейшим культурологическим проектом «Век Авроры», который представила Альфира Исаевна Данилова, учитель истории Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.

Миссией проекта https://vekavrory.ru/ стало всестороннее изучение, исследование и представление информации о взаимосвязи основных событий XIX века и судьбы удивительной женщины Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, возрождение интереса к изучению истории и объединение энтузиастов, стремящихся познавать новое через изучение прошлого.

Альфира Исаевна рассказала об истории возникновения проекта и представила материалы для учеников и учителей в разделах сайта. У участников мастер-класса была возможность «побродить» по страницам сайта и оценить тот огромный труд, который был вложен в этот проект. Информация на сайте постоянно обновляется и может быть использована на уроках истории. Отрадно, что на страницах этого сайта представлены не только результаты работы увлеченного своим делом учителя, но и исследовательские работы учеников, которые активно участвуют в этом проекте.

Информация со страницы ИМЦ Петроградского района в ВК.

Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.

- Альберт Сент-Дьёрди