ВЫБОРГ

В 1812 г., после воссоединения Выборгской губернии с остальной Финляндией, отец Авроры Карл Йохан Шернваль стал первым губернатором Выборгского лена (округа). Должность была трудной и ответственной, так как за 100 лет, прошедшие с периода Северной войны и мира в Уусикаупунки (Ништадский мир 1721 г.), условия жизни в так называемой Старой Финляндии изменились и отличались от жизни в других областях Финляндии. Многие деревни во время войны были разграблены; торговля расстроена; русские вельможи, которым принадлежали обширные поместья еще со времен Елизаветы Петровны и Екатерины II, не привыкли считаться с законами. Карл имел опыт административной работы, поэтому он успешно провел ряд реформ, снизивших налоги и укрепивших крестьянские хозяйства. За короткое время ему удалось существенно улучшить экономическое положение Выборга и утвердить планы обширного городского строительства.

После перехода границы французскими войсками и начала Отечественной войны 1812 г. по личному распоряжению Александра I в Выборг на сохранение были отправлены драгоценности из Эрмитажа и Министерства двора: картины, украшения и другие ценности императорской фамилии. Эти вещи были размещены в Выборском замке, где было установлено особое дежурство штаб-офицеров.

Карл был отправлен в действующую армию и покинул Выборг в августе 1812 г., вернувшись домой только летом 1814 г., после взятия Парижа. Несмотря на плохое состояние здоровья, он с энергией продолжил проведение реформ. Уровень жизни Выборгского лена резко вырос, товарооборот увеличился вдвое. 

Младшая сестра Авроры Александра (Алина) родилась в Выборге 4 октября 1812 г.

Маленькой девочкой, вместе с родными, Аврора гуляла по средневековым улочкам, парку Монрепо, пока отец решал важные для округа вопросы.

Отец Авроры скоропостижно скончался в 1815 г. Его преемник, губернатор, член Комиссии финляндских дел, статский советник Карл Йохан фон Валлен в следующем году стал супругом Евы Шернваль и хорошим отчимом для ее детей.

Карта г. Выборг 1818 года
О чем вы хотели спросить

Ответы для увлеченных историков, которые могут стать темой отдельного исследования

Самым важным был французский язык, который стал для Авроры вторым родным языком наряду со шведским. Насколько известно, она говорила также на русском и немецком, но не знала их в совершенстве. Свои письма, в зависимости от адресата, она писала либо на французском, либо на шведском языках. 

После свадьбы матери в 1816 г. тетя восьмилетней Авроры Минетте фон Виллебранд на несколько лет взяла девочку в свой дом в Петербург, где ее муж Адольф Фридрих фон Виллебранд работал в Комиссии финляндских дел

Карл Йохан Шернваль служил при дворе Густава III пажем, а позднее во французском шведском королевском полку. Приобретенный опыт пошел ему на пользу, когда в декабре 1809 г. он вместе с депутацией офицеров Финляндии отправился в Петербург. Император Александр I оказал им внимание и доброжелательно отнесся к их просьбам. Офицерам были сохранены казенные квартиры и прежнее жалование; рутовые солдаты, правда, должны были обеспечивать себя сами.

Когда Выборгская губерния в 1812 г. была вновь присоединена к Финляндии, Шернваль был назначен ее первым губернатором.

ИСТОРИЯ ВЫБОРГА В ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ

Хронологические рамки первого тома сборника документов по истории Выборга ограничены XVIII – началом XIX века, от времени Северной войны (1700-1721) до образования Великого княжества Финляндского. Среди представленных документов правительственные указы и губернаторские отчеты по Выборгской губернии за 1804-1811 гг., отражающие политические, культурные и экономические аспекты истории Выборга и прилегающих к нему территорий.

Хронологические рамки второго тома сборника документов по истории Выборга ограничены второй половиной XVIII – началом XX вв. Среди представленных в нем документов «Наказ выборгского дворянства», данный депутату Уложенной комиссии (1767–1768 гг.) графу И.Г. Чернышеву и не публиковавшийся ранее «Журнал приказов 3-го Выборгского гарнизонного батальона за 1778 г.», хранящийся в Национальном архиве Финляндии.

ВЫБОРГ В XIX ВЕКЕ

Правление шведских королей закончилось в 1710 г., когда город заняли войска Петра I. Он превратил Выборг в русскую пограничную крепость, защищавшую блистательный Санкт-Петербург — новую столицу России. Гарнизонный город, тихая провинция. Даже в Русской Православной Церкви Выборг просто относился к Санкт-Петербургской епархии, и до 1803 г. наименование «Выборгский» входило в титул правящего архиерея.

Тишину выборгской жизни нарушил Александр I, присоединивший Выборг к вновь образованному в составе Империи Великому княжеству Финляндскому. В 1809 г. он завоевал восточные провинции Шведского Королевства. Из них была сформирована новая политическая единица Империи — Великое княжество Финляндское, к которому отошел Выборг и смежные с ним территории так называемой Старой Финляндии. В Выборге, имевшем в начале XIX века всего три тысячи жителей, в ходу были четыре языка: финский — 44%, русский — 29%, шведский — 14%, немецкий — 13%. Многие жители Выборга свободно говорили на всех четырех языках.

В 1809 г. Александр I дважды (в марте и июле) проезжал через Выборг на открытие и закрытие Финляндского сейма в городе Борго (Порво). Есть упоминания о том, что он (также проездом) бывал в Выборге в 1808 и 1812 гг. 11 декабря 1811 г. последовал манифест Александра I, согласно которому Выборг с губернией был присоединен к Великому княжеству Финляндскому, а Финляндскую губернию предписывалось вновь именовать Выборгскою. 31 декабря 1811 г. был издан манифест «Об устройстве Выборгской губернии».

В 1812 г. начинается новая и более счастливая фаза истории Выборга. Угасающая провинция снова образовала единое целое с остальной Финляндией и вместе с ней получила новые толчок к развитию после длительной изоляции.

В 1812 г., в период Отечественной войны, коменданту Выборгской крепости генералу К.Е. Жерве «при собственноручном письме Александра I на сохранение были высланы на кораблях огромные ящики с драгоценностями из Эрмитажа и Двора, картины, бриллианты и разное другое имущество царской фамилии». По прибытии в Выборг все эти сокровища были помещены в замок, и лишь весной 1813 г., когда угроза нашествия французов миновала, все вещи на кораблях были отправлены обратно в Петербург. Летом 1819 г. Александр I в сопровождении князя П.М. Волконского, лейб-медика Виллие и других лиц совершил большое путешествие по городам Финляндии, длившееся более 20 дней. На обратном пути в Петербург император сделал краткую остановку в Выборге, где в своем доме его принимал губернатор Карл фон Валлен, отчим Авроры.

Выборг становится важным административным центром. Его развитие происходит стремительно. В 1839 г. учреждается Апелляционный Суд (Гофгерихт), возглавил который кузен Авроры – Карл Густав Маннергейм.

Николай I вступил на престол в 1825 г., император бывал в Выборге еще великим князем. Впоследствии Николай I посещал Выборг будучи уже императором. Так, 31 июля (11 августа) 1830 г. он выехал в Финляндию в целях инспекции войск. Подробнее об этой поездке и пребывании императора в Выборге рассказала на своих страницах «Северная пчела»: «Его Императорское Величество, находясь в пределах Великого княжества Финляндского с половины 3-го часа сегодняшнего утра, благополучно прибыл в Выборг в 9 часов… По приближении… к Петербургскому форштадту, колокольный звон во всех церквях Греко-Российских, Евангелических и Католической, и поднятие императорского флага на башне… старинного замка возвестили жителям о въезде в город Августейшего Путешественника, и государь Император, следуя посреди многочисленного ликующего народа… изволил прямо подъехать к Греко-Российскому Спасопреображенскому Собору, где встречен был Протоиереем Виноградовым со Крестом и Святою Водою, комендантом Выборгской крепости Генерал-Лейтенантом Бергом, Ландсгевдингом Выборгской губернии Рамсаем, равно военными и гражданскими чиновниками. Церковь была наполнена дамами и знатнейшими жителями города…». После окончания молебна, при выходе Николая I из собора, купцы и почетные граждане города поднесли ему хлеб-соль, а комендант и губернатор вручили «свои рапорты… о состоянии вверенных им частей».

Последний приезд Николая I в Финляндию, в том числе и в Выборг, относится к началу марта 1854 г. Шла Крымская (Восточная) война, ставшая одним из основных событий его царствования. Населенным пунктам и крепостям, расположенным по побережью Финского залива, угрожала опасность со стороны направленного сюда англо-французского флота, и император хотел лично убедиться, как в состоянии укреплений и мерах, предпринятых для обороны края, так и в настроении местного населения.

В поездке Николая I сопровождали сыновья: наследник престола Александр и великие князья Николай и Михаил. Великий князь Николай Николаевич избрал местом возведения батареи на подступах к Выборгу остров Туркисаари. Приказом Николая I этот остров в честь великого князя был назван Николаевским (ныне остров Овчинный). Вместе с островом Равансаари (ныне остров М. Высоцкий) Николаевский остров составил тогда первую линию обороны на подходе к Выборгу с моря.

Эти укрепления сыграли свою роль, когда 1 июля 1855 г. у Транзунда русские воины не допустили к Выборгу корабли противника. В этом сражении с русской стороны был один погибший: солдат 1-го Учебного полка Николай Александров. Он был похоронен на Сорвальском кладбище Выборга (ныне территория Гвардейского поселка). 9 июля в город прибыл великий князь Николай Николаевич и лично вручил награды воинам, отличившимся в этом сражении.

За месяц до этих событий, в июне 1855 г., в Выборге останавливался объезжавший Финляндию с инспекцией великий князь Константин Николаевич (второй сын Николая I). В это время Николая I уже не было в живых. Он скончался 18 февраля 1855 года.

Интеграция в экономику Великого княжества Финляндского привело к строительству в 1856 г. Сайменского канала, в 1870 г. – через Выборг проходит железная дорога из Рихимяки в Санкт-Петербург. Город становится важным железнодорожным пунктом, местопребыванием Восточно-Финляндской администрации и средоточием культурных и коммерческих интересов региона. Выборг быстро растет. Стены и валы построенные в средние века и позднее уходят в прошлое. Эти исторические реликвии по мнению администрации города не нужны были в таком огромном количестве, они мешали росту города, и как считалось не представляли сами по себе слишком высокой ценности. Старая часть города оказывалась все дальше и дальше от главных магистралей.

Вновь проложенные улицы открываются на морские просторы. Новые деловые офисы растут на том месте, где прежде шумели воды залива на месте земляных сооружений и палисадов (частокола из заостренных вверху бревен, служащих прикрытием от неприятельского огня.

В 1850 г. Выборг считался крепостью второго класса, оборонительные сооружения занимали около 90 гектаров, где проживало около пяти тысяч человек. Коммерческий флот Выборгского порта состоял из четырнадцати купеческих парусников и двух пароходов. Торговля велась в сорока девяти лавках, в том числе одной книжной. В городе имелось две аптеки и один «лазаретный» врач. В тот период в Выборге насчитывалось 120 каменных и 541 деревянное здание.

Развитие промышленности привело к увеличению численности населения, которое к 1888 г. увеличилось на пять тысяч и составило 17 101 человек. Ежегодно проводимые в Анненских укреплениях Выборгские ярмарки привлекали большое количество торговцев и покупателей.

Дом у Фридрихсгамских ворот

Петровская улица, дом 4. Автор фото: Денис Гильманов/газета "Выборг"
Анненские укрепления Выборга на макете в городском музее финской Лаппеенранты

Дом у Фридрихсгамских ворот находится рядом с главной достопримечательностью города – Выборгским замком. Если от Петровской площади подниматься вверх по булыжной мостовой в сторону Фридрихсгамских ворот, то с левой стороны расположено небольшое двухэтажное здание, над единственной парадной дверью которого висит табличка с адресом: «Петровская улица, дом 4». Этот достаточно хорошо сохранившийся особняк с балконом в стиле второй ампир.

По булыжной мостовой вверх по дороге к Аненнским укреплениям располагался район из известных адресов. Сами Аненнские укрепления были построены с северо-западной стороны выборгского замка на примыкающей к проливу части острова Твердыш в первой трети XVIII века. Вполне типичный для крепостей того времени кронверк, названный по имени российской императрицы Анны Иоанновны, представлял собой оборонительную систему из четырех бастионов, соединенных куртинами, их стены были сложены из каменных валунов, земляных валов и рвов.

История этого дома связана с именами двух выборгских красавиц – сестер Шернваль. Аврора и Эмилия часто приезжали в гости к своей кузине Софье Шернваль, жившей в этом доме. Затем, дом у Фридрихсгамских ворот перешел к потомкам графа Шернваля. Одна из них – Лиса Луукканен (Lisa Luukkanen) в своей квартире в Хельсинки организовала настоящий музей семьи Шернваль. Старые снимки семейного дома и картина с его изображением служат напоминанием о детских и юношеских годах. До 1939 г. она жила в этом доме вместе со своей матерью (Edith Wetterhoff), отец которой (Ernst Wetterhoff) был выдающимся военным инженером, строившим оборонительные укрепления на Дальнем Востоке. В свою очередь отец Эрнста (Adolf Wetterhoff) был женат на Софии Шернваль – племяннице Карла Шернваля, дочерьми которого были Аврора и Эмилия.   

После 1944 г. в особняке располагался штаб советских войск, а позже в него заселились семьи военнослужащих. В советские годы в доме оборудовали микроскопические коммуналки без элементарных удобств. До последнего времени дом находился в распоряжении военного ведомства. Несмотря на такой почтенный возраст, здание никогда не было признано аварийным. Сегодня дом является объектом культурного наследия регионального значения.

В этом доме проживает известный выборгский краевед и культуролог Эльга Николаевна Абакшина.

Наша справка

Стиль “Ампир”

В 1800-1830 гг. появился новый архитектурный стиль под названием «высокий классицизм». Иногда он определяется также термином «ампир». Новый стиль выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество России. Строительство крупных общественных зданий вышло на первый план. Кульминационного уровня достигло взаимодействие зодчества с монументальной скульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержание сооружений. Увеличилось стремление к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений.

Открывает период высокого классицизма произведение А.Н. Воронихина – Казанский собор. Адмиралтейство, перестроенное по проекту А.Д. Захарова, явилось величайшим произведением русского классицизма. Идейно-эмоциональный характер памятника усилен мощным звучанием скульптурного убранства, исполненного Ф.Ф. Щедриным, И.И. Теребеневым и др. мастерами. Огромным было его воздействие на завершающий этап эволюции классицизма. В здании Горного института, построенном Воронихиным, и в ансамбле Биржи, Тома де Томона, прослеживается переосмысление форм античной архитектуры. При создании этого ансамбля приняла современные очертания за счёт искусственной подсыпки берегов Стрелка Васильевского острова. 

Последние выдающиеся памятники стиля ампир были созданы Огюстом Монферраном. Исаакиевский собор, завершивший ансамбль центральных площадей, стал господствующей, самой значительной доминантой в силуэте города. В трактовке его фасадов, и особенно интерьера, проступили черты тяжелой помпезности и эклектичности, свидетельствовавшие о закате классицизма и поисках иной, более декоративно насыщенной и стилистически разнообразной архитектурно-художественной системы.

Второй ампир –  один из неостилей, сложившийся во Франции после второго рококо. Стиль второго ампира необычайно эклектичен: он сочетает в себе элементы ампира, архитектуры итальянского Ренессанса и барокко и даже иногда носит название «неоренессанса» или необарокко.

Дворец наместника

Выборг, ул. Сторожевой башни, д.27
Выборг, Соборная площадь

Второй адрес семьи Шернваль в Выборге – Дворец Наместника.

После переезда в Выборг семья Шернваль жила в губернаторском доме, или, по-другому, Дворце наместника, который расположен у Спасо-Преображенского собора.

Соборная площадь Выборга образована пересечением Крепостной (Екатерининская, Linnankatu), Театральной (Казарменная), улицы Ладанова (Гофгерихтская) и улицы Сторожевой башни (Подзорная). История площади берет начало в середине XVI века, когда шведский король Йохан III распорядился организовать главную площадь города в центре Рогатой крепости. Площадь организовали и назвали – Большая площадь вала, но значимых построек в то время не воздвигли, либо они не дожили до наших дней. 

Первое, сохранившееся до нашего времени строение Соборной площади, появилось в 1784 г. Это и есть бывший губернаторский дом, построенный по проекту архитектора Карла Шпекле.

Здание строилось в 1779-1784 гг. Фасад дворца – довольно изящное произведение раннего классицизма, еще не совсем свободного от вкуса барокко, выразившегося в обилии украшений. Первоначально его предназначали для инженерной команды, но в процессе строительства назначение здания изменили. В итоге оно стало зимним дворцом первого выборгского наместника герцога Фридриха Вильгельма Карла Вюртембергского, брата великой княгини Марии Федоровны, жены наследника российского престола Павла Петровича. Принц Фридрих занимал эту должность до 1786 г., когда императрица Екатерина отстранила принца от должности, и он покинул Россию. После смерти отца в 1797 г. Фридрих стал герцогом, а в 1805 по милости Наполеона (с которым он породнился, выдав свою сестру за младшего брата императора французов) – первым королем Вюртемберга.

После него дворец занимали следующие наместники и губернаторы Выборга, а с 1839 г. здесь находился апелляционный (надворный) суд Финляндии (гофгерихт). Императорский выборгский гофгерихт был учрежден по указу императора Николая I в 1839 г. До судебной реформы 1868 г. гофгерихты были высшими судами в трех основных судебных округах Финляндии — промежуточным звеном между судами второй инстанции и Сенатом.

В советское время в здании находилась средняя школа № 1. В 2014 г. бывший губернаторский дом был передан РПЦ под размещение епархиальных учреждений.

Здание находится под охраной государства сразу по двум основаниям: еще в 1960-м оно было внесено в список охраняемых объектов, в 2015-м приказом министра культуры Владимира Мединского включено в охранный список в специальном приказе о границах и объектах исторического Выборга.

Дворец президента Выборгского гофгерихта

Гофгерихтом называлось судебное учреждение, призванное рассматривать должностные и политические преступления, а также апелляции по решениям судов первой инстанции. В Выборге подобное учреждение было создано при императоре Николае I.

Первым президентом суда стал бывший выборгский губернатор и двоюродный брат Авроры Карловны Карл Густав Маннергейм. Ему не пришлось переезжать на новое место работы, так как Выборгский гофгерихт был размещен в бывшем губернаторском доме (Дворце наместника), возведенном в 1784 г. на Соборной площади по проекту архитектора К.И. Шпекле в стиле классицизма.

В дополнение к нему в 1847 г. по проекту архитектора Э.Б. Лормана был возведен дворец президента Выборгского гофгерихта. В 1839 г. Маннергейм стал президентом Выборгского гофгерихта и занимал эту должность до самой смерти в 1854 г.

Второе здание гофгерихта выглядело чуть пышнее, чем губернаторский дом: это также двухэтажная постройка в том же архитектурном стиле, которая идеально вписывалась в неоклассические каноны своими пропорциями. Четкую простоту, традиционную для неоклассицизма, разбавляет центральный балкон с тремя полукруглыми большими окнами на верхнем этаже с кованой изящной решеткой. Над окнами помещен скромный треугольный фронтон. Сохранившиеся проектные чертежи позволяют ознакомиться с первоначальной функциональной планировкой этого здания, совмещавшего функции присутственного места и жилого дома.

Сегодня в бывшем дворце работает детское дошкольное учреждение.

Дом губернского правления

Угловой каменный дом, расположенный неподалеку от дома Наместника, на соседней улице Крепостная, дом 22, был возведен в 1793 г. на главной улице Выборга, носившей тогда название Екатерининская, после опустошительного пожара, уничтожившего значительную часть городской застройки. Здание, изначально одноэтажное, в дальнейшем было расширено, и жилые помещения стали сдаваться внаем. В 1797 г. дом был снят для генерал-фельдмаршала М.Ф. Каменского, ненадолго назначенного командующим Финляндской дивизией (после упразднения Выборгского наместничества должность называлась «инспектор инфантерии Финляндской инспекции», а позднее — военный губернатор Выборгской губернии). В 1797-1799 и в 1801-1802 гг. должность занимал М.И. Кутузов, в 1799-1800 гг. К.Р. Врангель, а в 1800 г. — А.И. Горчаков.

В 1804 г. дом был приобретен в казну для Выборгского губернского правления, размещавшегося в здании до пожара 1817 г. В этот дом на службу приходил отец Авроры Карловны, губернатор Карл Йохан Шернваль.

По заказу выборгских купцов Петра Чусова и Тимофея Тиханова в 1821 г. городским архитектором Строльманом (Johan Henrik Stråhlman) был разработан проект перестройки сгоревшего дома. Отремонтированный двухэтажный дом стал примером «уютного провинциального классицизма», который в Выборге называли «стилем Екатерины II». Для зданий этого периода характерными чертами являются трехчастная классическая схема главного фасада с портиком из ионических пилястр и балконом под треугольным фронтоном, а также скругленный угол, украшенный пилястрами и балконом с узорчатой кованой решеткой на втором этаже. На этот перекресток узких средневековых улиц на уровне второго этажа были обращены сразу четыре балкона с ажурными коваными ограждениями, благодаря чему это место было известно в качестве одного из живописных городских пейзажей.

Некоторое время в доме жил поэт Яакко Ютейни.

После того как выборгский губернаторский дом был передан под размещение гофгерихта, в период с 1841 по 1862 гг. дом губернского правления снова выполнял прежние функции. Покои выборгского губернатора размещались на втором этаже, а первый занимали различные губернские учреждения. Здесь жили и работали губернаторы Ф. Х. Стевен, К.Г. Котен, А.Г. Теслев и Б.Э. Индрениус. В 1863 г. здание, с 1862 г. перешедшее в собственность семьи Теслевых, было перестроено по проекту архитектора И.Е. Иогансона. В дальнейшем в нем размещались коммерческие предприятия, наибольшую известность из которых получили вторая (после аптеки Готтфрида) городская аптека, работавшая с 1891 г. на первом этаже, и занимавший помещения второго этажа ресторан «Функис» на шестьдесят мест. Через парадный вход под портиком посетители попадали в ресторан, а угловой вход предназначался для клиентов аптеки.

В результате советско-финских войн (1939-1944) эти предприятия были закрыты. В ходе послевоенного ремонта здание приспособлено под жилой дом, который к началу XXI века пришел в аварийное состояние и в 2008 г. был расселен. В 2014 г. был демонтирован угловой балкон, решетку с которого передали в дом-музей В.И. Ленина на хранение. Имеются планы по приспособлению здания под ремесленный двор.

Парк Монрепо

Остров Твердыш, в северной части которого расположен музей-заповедник “Парк Монрепо”, назывался раньше Замковым островом (швед. Slottsholmen, фин. Linnansaari). Когда Выборг входил в состав королевства Швеции, земля на острове принадлежала казне и управлялась наместником Выборгского замка.

В середине XVI века здесь появилась коронная сельскохозяйственная усадьба Лилль Ладугорд (швед. Lill Ladugård, Малый Скотный двор). На месте будущего парка, в районе хутора Старый Выборг (швед. Gamla Wiborg, фин. Wanha Wiipuri) располагались выпасы, а также колодцы, за которыми присматривали жители хутора. Ядро Лилль Ладугорда находилось на пологом юго-восточном берегу острова, – напротив Выборгского замка, – в месте, занятом ныне русскими укреплениями Санкт-Аннен-Крон, возведение которых было начато вскоре после окончания Северной войны и включения Выборга в состав Российской империи.

Лилль Ладугорд в это время входил в число земель, пожалованных строителю укреплений инженеру Алферию де Кулону, бывшему с 1732 г. выборгским обер-комендантом. Владелец лишь получал с этой, остававшейся в запустении казенной земли доход в виде аренды, выплачиваемой магистратом за пользование выпасами и огородами.

Первым, кто превратил Лилль Ладугорд в жилую, обустроенную усадьбу, стал выборгский обер-комендант Петр Алексеевич Ступишин (1718-1782), которому эта земля была отдана в потомственное пользование в 1760 г. Рядом с хутором Старый Выборг Ступишин возводит жилой дом и разбивает парк, названный им, по имени своей жены, Шарлоттенталь. Парк располагался в небольшой долине между современным Главным усадебным домом Монрепо и въездными воротами, и имел, вероятно, регулярную планировку.

После кончины Ступишина, оставившего большие долги, владельцем Лилль Ладугорда становится шурин великого князя Павла Петровича, Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский  (1754-1816), назначенный Екатериной II в 1784 г. выборгским генерал-губернатором. Свою загородную резиденцию в Лилль Ладугорде герцог Вюртембергский называет Монрепо (франц. Mon Repos – Место моего отдыха), строит там новый дом и расширяет парк в сторону побережья. Парк герцога Вюртембергского планировался как пейзажный, с извилистыми дорожками, дающими частую смену впечатлений, с подъемами на обзорные площадки на вершинах прибрежных скал. В конце 1786 г., после конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский вынужден был покинуть Россию.

В 1788 г. Монрепо приобретает в пользование секретарь великой княгини Марии Федоровны (сестры герцога Вюртембергского) барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича, будущий президент (1798-1803) Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге.

При Николаи жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, в ансамбле с домом возводится Библиотечный флигель. К началу XIX века парк обретает в целом тот облик, который позволил ему позднее занять свое место в ряду наиболее известных частных парков Европы. Концепцию своего парка Николаи излагает в поэме “Имение Монрепо в Финляндии”, написанной им в 1804 г. и выдержавшей в течение XIX века несколько изданий.

В 1801 г. император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, и тот смог передать имение по наследству своему единственному сыну, Паулю фон Николаи (1777-1866), российскому дипломату. Опираясь на неосуществленные замыслы отца, но претворяя их в жизнь сообразно собственному вкусу, Пауль придал парку Монрепо те черты, что до сих пор оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей. Почти все памятники, сохранившиеся в Монрепо до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи: обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя финских рун Вяйнямейнена, псевдоготические въездные ворота, а также капелла Людвигсбург, воздвигнутая Паулем в память об отце. В 1834 г. по утвержденному Сенатом прошению, поданному Паулем фон Николаи ради дальнейшего сохранения имения в целости, Монрепо становится заповедным непродажным имением баронского рода Николаи, с наследованием по праву первородства.

Старший сын Пауля, Николаус Арманд Мишель фон Николаи (1818-1869), бывший, как и отец, дипломатом, владел имением только три года. Ни он, ни наследовавший ему Пауль Эрнст Георг фон Николаи (1860-1919), вице-президент Всемирного студенческого христианского движения, не вносили в парк Монрепо существенных изменений. Исключением была лишь установка в 1873 г. новой скульптуры Вяйнямейнена взамен разбитой вандалами первой, установленной Паулем фон Николаи еще в 1831 г.

После революции в октябре 1917 г. и последовавшего за ней обретения Финляндией независимости семья Николаи остается в Монрепо. Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся поселки. В собственности семьи остается усадьба, парк, лесной массив на северном побережье острова и небольшой дачный поселок на восточной окраине имения. После смерти не оставившего наследника Пауля Эрнста Георга имение переходит его сестрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862-1943) выходит замуж за графа Константина фон дер Палена (1861-1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до Второй Мировой войны, по результатам которой город Выборг отошел к СССР.

В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 г. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры.

Состояние парка, а также несоответствие между его историко-культурным значением и использованием в качестве ЦПКиО побудило инициативную группу общественных деятелей Выборга добиваться, при поддержке академика Д.С. Лихачева, придания Монрепо статуса музея-заповедника. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник “Парк Монрепо” был образован решением Совета министров РСФСР в 1988 г.  В настоящее время на исторической части парковой территории объекта культурного наследия «Комплекс усадебных домов и парковых сооружений (бывший парк «Монрепо») XVIII-XIX вв.» ведутся реставрационные работы.

Погулять по живописным аллеям парка и полюбоваться величественными скалами и архитектурными шедеврами приезжали члены королевских и императорских семей Швеции, России, Пруссии, деятели искусства и науки. Маленькая Аврора с родителями гуляла по парку и видела многое из того, что можем наблюдать и мы сегодня.

Доминантой архитектурного комплекса парка Монрепо является деревянная усадьба, выполненная в стиле классицизма. Считается, что это – перестроенное здание, возведенное еще при Петре Алексеевиче Ступишине в 1783 г. Автором проекта по реконструкции усадьбы был живописец Джузеппе Антонио Мартинелли. Работы велись с 1798 по 1804 гг. После смерти Мартинелли строительство заканчивал молодой зодчий Авенир Петрович Павлов. Главная усадьба Монрепо представляла собой одноэтажное деревянное строение на высоком цоколе из гранитных валунов.

Павильон Паульштайн – одна из самых первых построек на территории парка. Ориентировочная дата постройки 1796-1797 гг. С того места, где располагался павильон, был прекрасно виден весь сад. Деревянное строение состояло из центральной части, имевшей квадратную форму, и двух небольших симметричных пристроек. Рядом с павильоном был обустроен небольшой пруд, высажены деревья. Строение полностью разрушено в 1940-х гг.

Во второй половине XVIII века в пейзажных парках были очень модны китайские мотивы. Отдали дань моде и владельцы Монрепо. Деревянное строение с видовой площадкой, созданное в китайском стиле, появилось в парке в конце XVIII века. Павильон получил свое имя в честь великой княжны Марии Федоровны. Предполагают, что постройка появилась в парке в 1784-1786 гг., когда им владел Фридрих Вюртембергский, брат будущей императрицы. Двухэтажный павильон имел круговую галерею и лестницу на второй этаж. Снаружи украшением здания служили стилизованный геометрический орнамент и дракон, располагавшийся на шпиле. Роспись внутренних стен, по преданию, была выполнена по рисункам самой Марии Федоровны. С верхней площадки Мариентурма открывались прекрасные виды на залив и скалы. До наших дней здание не сохранилось, сейчас на этом месте можно увидеть только остатки фундамента.

Строительство одноэтажного деревянного библиотечного флигеля датируется 1804 г. Авторами проекта были Джузеппе Мартинелли и Авенир Павлов. Здание составляло единый архитектурный ансамбль с главной усадьбой. Одноэтажный флигель с деревянным мезонином был обшит тесом и выполнен в стиле классицизм. Первоначально дом предназначался для размещения гостей и прислуги. Но во второй половине XIX века во флигеле разместили частную библиотеку баронов Николаи, являвшуюся на то время одной из крупнейших, и включавшей в себя около 9000 томов. Чтобы сберечь уникальные издания в период Первой Мировой войны, хозяева передали книги на хранение в Университетскую библиотеку Хельсинки. В дальнейшем коллекция была подарена городу с условием ее неделимости. Работы по восстановлению памятника архитектуры начались в 2007 г.

Доподлинно не известно, какие ворота располагались на входе на территорию парка до 1830-х гг. Как неизвестна и точная дата постройки деревянных готических ворот, копия которых украшает территорию Монрепо в настоящее время. Но в начале XIX века Пауль Николаи принимает решение об установке новых усадебных ворот. Предположительно, автором проекта становится архитектор Карл Людвиг Энгель. Объемные пилоны, украшенные резьбой и металлическими накладками, завершались стрельчатыми башенками, украшением портала служил фамильный герб баронов Николаи. В 1940-хх гг., после окончания Второй Мировой войны, с ворот исчезло изображение герба, а к концу 1950-хх и сама постройка была полностью демонтирована.

В конце XVIII века систему искусственных прудов и островков, созданных в центре имения, объединили два стилизованных китайских арочных мостика. Сооружения были снабжены шлюзами, регулирующими уровень воды в прудах. Автором проекта был Джузеппе Мартинелли, создавший в Монрепо многие строения и сооружения. В сочетании со стилизованным китайским павильоном Мариентурм, мостики составляли единый гармоничный ансамбль. В послевоенный период постройки были полностью разрушены. Воссозданы при содействии сотрудников финской ассоциации “Pro Monrepos” в 1998 и 2002 гг.

В начале XIX века, предположительно по распоряжению Людвига Николаи, на небольшом прибрежном острове, на самом берегу, была установлена палатка. Такие стилизованные павильоны, имевшие полосатое цилиндрическое основание и шатровую крышу с турецким полумесяцем на шпиле, были очень популярны в пейзажных парках того времени. Они служили напоминанием о мире, заключенном между Россией и Османской империей в 1774 г. Павильон, установленный на ровной каменной площадке, имел один выход, располагавшийся со стороны залива. С этого места открывался прекрасный вид на все имение. Когда шатер был демонтирован – неизвестно. Его восстановление не предусмотрено.

В 1804 г. в восточной части имения на насыпном холме установлен монумент в виде тосканской колонны. Этот памятник барон Николаи посвятил императорам Павлу I и его сыну Александру I, благодаря которым территория парка стала собственностью семьи и передавалась по наследству. Согласно сохранившимся документам, памятный знак переустанавливался несколько раз, так как на острове проводились земляные работы и благоустройство. Существующий сейчас монумент выполнен из серо-зеленого мрамора и расположен на высоком постаменте. Вмонтированная в основание плита имеет надпись на латинском языке: “Цезарь подарил нам этот покой”.

Пауль Николаи, находившийся в Англии на дипломатической службе, увидел в пейзажном английском парке “китайские зонтики”. Постройки располагались на видовых точках, с которых открывались интересные виды на окрестности. Идея очень понравилась молодому барону, и в 1798 г. он выслал чертежи известному австрийскому ученому-садовнику Бистерфельду. Садовник расположил постройку на большом валуне с восточной стороны от усадебных ворот, добавив лестницу, ведущую к зонтику. Людвигу Николаи, приехавшему в поместье, постройка очень понравилась. С конца 1870-х гг. никаких документальных упоминаний о китайском зонтике не существует. Видимо, постройка обветшала и была разобрана.

В 1820-х гг. над старинным источником, расположенном в северо-западной части парка, появился небольшой каменный павильон, выполненный в романтическом стиле. Вода из этого источника издревле считалась у местного населения целебной, помогающей при заболеваниях глаз. В 1799 г. родник был заключен в двухуровневый резервуар. Варианты его оформления предлагали несколько архитекторов, но был выбран проект Огюста Монферрана. Изначально в нише павильона была установлена скульптура, предположительно, мифического героя Нарцисса, которая была утрачена в послевоенное время. В результате реставрационно-восстановительных работ были воссозданы стальная решетка, вместо утраченной чугунной, и барельеф львиной маски. Источник является действующим и сохраняет целебный свойства до наших дней. Проходя сквозь гранитные породы, вода обогащается радоном и микроэлементами. По лечебным свойствам ее относят к группе холодных слабо минерализированных пресных мягких вод.

Деревянное строение, обшитое берестой и украшенное иллюстрациями из Библии, было сооружено в имении на рубеже XVIII-XIX веков. На крыше здания был закреплен небольшой колокольчик. Такие хижины, служившие напоминанием о радостях простой жизни, были популярны в парковой архитектуре этого периода. Строение было не видно с дорожки, оно возникало неожиданно, когда к нему подходили вплотную. В хижине располагался стол и простая кровать, покрытая высохшим камышом. Существовало старинное предание, гласившее, что в маленьком домике проводил в молитвах свои дни отшельник. Автор постройки неизвестен. После пожара, полностью уничтожившего хижину, на этом месте появился небольшой шестигранный деревянный павильон.

Сейчас в музее-заповеднике ведутся реставрационные работы и уже доступны к осмотру Главные ворота, обелиск, посвященный Августу и Карлу Броглио, колонна, воздвигнутая в честь Павла I и Александра I, Чайная беседка, китайские мостики, усадьба, капелла Людвигсбург, павильон над источником, библиотечный флигель, скульптура Вяйнемейнена из Калевалы и еще ряд достопримечательностей и памятников.

Еще один интересный факт связывает парк Монрепо и семью Авроры Карловны Карамзиной.

Скульптура льва была создана Гуннаром Финне для монумента в честь 10-летия провозглашения независимости Финляндии, установленного в Выборге в 1927 г. на вершине Петровской горы. После 2-й мировой войны разбитая или демонтированная городская скульптура частично складировалась на территории парка Монрепо. В 1990-е гг. скульптура льва была обнаружена в грунте, установлена перед административным строением и принята в состав музейных фондов парка Монрепо. Хотя эта скульптура не является садовой скульптурой и не имеет отношения к парку, было решено оставить ее в музее на прежнем месте.

Как выяснилось, у выборгского льва есть брат-близнец в Финляндии. Второй лев установлен (без постамента) в усадьбе Кютайя, неподалеку от города Хювинкяа (между Хельсинки и Хямеенлинна).

Усадьба Кютайя (Kytäjä) имеет давнюю и славную историю. Первым владельцем этой земли считается Оке Хенрикссон Тотт (1598–1640), член государственного совета Швеции и фельдмаршал, внук короля Эрика XIV. Экономического расцвета усадьба достигла в XIX веке, когда перешла в собственность семьи Линдеров.

При сыне Марии Линдер (племянницы Авроры Карловны Карамзиной) Хьялмаре Линдере (1862–1921) усадьба становится едва ли не самым крупным и богатым финляндским имением. На территории в 50 тысяч гектар работали молочные фермы, лесопилки, спиртовой завод и даже своя железная дорога и электростанция. Хьялмар Линдер был прогрессивным промышленником, который заботился о рабочих и ввел 8-часовой рабочий день и бесплатное медицинское обслуживание задолго до того, как этого стал требовать закон.

Хьялмар известен также как финляндский гуманист, один из немногих, кто выступил в 1918 г. против жестокости по отношению к пленным финским красногвардейцам. Его статья «Кровь все еще проливается!» имела широкий резонанс, но поставила его самого под удар. Несмотря на добрые отношения с Карлом Маннергеймом, который нередко приезжал поохотиться в Кютайя (Хьялмар был женат в первом браке на сестре Маннергейма), эмиграция стала для него единственным выходом. Хьялмар покончил с собой в гостинице Марселя 2 июня 1921 г.

В 1928 г. усадьбу Кютайя купил успешный финский архитектор Вяйне Вяхякаллио (1886–1959). Он не только отремонтировал особняк, но и построил церковь и несколько хозяйственных и общественных зданий в округе. Вяхякаллио был дружен с Гуннаром Финне и многими другими скульпторами того времени, мастерами монументального искусства и архитектурного декора. Именно тогда в усадьбе и появилась скульптура льва. Кроме нее, в усадьбе есть и другие работы Финне.

Собор Святых Петра и Павла

Единственный сохранившийся до наших дней лютеранский храм в Выборге. Находится по адресу: Пионерская ул., д. 6.

Немецкая и шведская лютеранская общины существовали в Выборге еще с XVI века и проводили богослужения в старом кафедральном соборе, а после взятия Выборга Петром I — в бывшем соборе доминиканского монастыря и в одном из залов ратуши.

30 сентября 1790 г. община обратилась к правителю Выборгского наместничества Карлу фон Гинцелю с ходатайством о передаче ей здания старого кафедрального собора или строительстве новой церкви «во имя святой Екатерины» на участке между старыми и новыми Петербургскими воротами Рогатой крепости. Первоначальный проект храма был разработан губернским архитектором Иоганном Брокманом и исправлен известным мастером классицизма Юрием Матвеевичем Фельтеном.

Строительство должно было начаться 23 июня 1793 г., но за два дня до этого страшный городской пожар уничтожил заготовленные строительные материалы. Но уже 6 сентября того же года в основание будущего храма был заложен первый камень.

Подрядчиком строительства был Андрей Сергеевич Быбин из Соликамска. Скульптор Сергей Бушев украсил фасад и колокольню колоннами из алебастра. Штукатурные работы и кладка четырех кафельных печей были поручены Иоакиму Кристиану Сутхоффу. Изящный алтарь, увенчанный фигурами, олицетворяющими Закон и Евангелие, был выполнен по проекту полковника Фабиана Готхарда фон Штейнгеля. Позолотчик Риглер покрыл детали алтаря золотом и краской. Деревянные полы были выполнены мастером Шварцем по рисунку Ф. Штейнуса. Материалы для строительства доставлялись из России и Финляндии. Главные двери церкви были изготовлены из архангельского дуба.

Освящение церкви состоялось 29 июня 1799 г., в день памяти апостолов Петра и Павла. Поскольку строительство закончилось при императоре Павле I, освящение совершили во имя святого Павла, но к середине XIX века храм стали именовать «церковью Петра и Павла».

Церковь в 1812-1815 гг. посещала семья выборгского губернатора Карла Шернваля, отца Авроры, которая принадлежала к шведской лютеранской общине.  

В 1839 г. из Ганновера был привезен и установлен 21-регистровый двухмануальный орган фирмы «Майер». В 1885 г. церковь была реконструирована под руководством архитектора Я. Аренберга. В 1895 г. старый орган был продан приходу Юлиторнио, а новый 25-регистровый инструмент был заказан финскому органному мастеру датского происхождения Йенсу Александеру Цакариассену, он был изготовлен и установлен в 1898 г.

Церковь оставалась действующей до самого окончания советско-финской войны 1939−1940 гг. После взятия Выборга советскими войсками почти не пострадавшее от бомбежек здание было занято под клуб. Орган и убранство алтаря были уничтожены. Во время Великой Отечественной войны церковь была практически единственным храмом, не пострадавшим в ходе боевых действий. Она выполняла роль гарнизонной церкви взамен разрушенного старого кафедрального собора. Последнее богослужение с причастием состоялось 18 июня 1944 г. После второго и окончательного взятия Выборга советской армией в 1944 г. здание церкви использовалось сначала как склад, а потом как клуб одной из военно-морских частей.

В 1991 г. приказом министра обороны Д.Т. Язова здание церкви было передано выборгской лютеранской общине в использование. В том же году состоялось освящение храма. С 1993 по 1996 гг. здание было капитально отремонтировано, в 1996 г. в Эстонии был приобретен алтарь. Приход города Миккели подарил церкви небольшой духовой орган на 10 регистров. Колокол был отлит в 2001 г. на Балтийском заводе.

В приходе ведется миссионерская и диаконическая работа, действует воскресная школа для детей, проходят собрания для молодежи, органные, инструментальные и хоровые концерты. Еженедельные богослужения совершаются на русском языке (при необходимости — с переводом на финский). Приход ведет активную благотворительную деятельность.

27 июня 2009 г. на площади рядом с храмом был открыт памятник первому финскому лютеранскому епископу и создателю финской письменности Микаэлю Агриколе — копия бюста, некогда стоявшего перед входом в новый кафедральный собор г. Выборга.

Часовая башня

Выборг, ул. Сторожевой башни, д.6
Башня в середине XX века. Фото с сайта www.vbrg.ru

Однажды в старом, старом городе, на старой, старой улице, стояла старая, старая колокольня…

Часовая башня – свидетель того времени, когда семья Шернваль проживала в Выборге. Поднималась ли маленькая Аврора на башню, с которой открывается великолепный вид на залив и башню Олафа? Рассматривала ли стрелки башенных часов? 

Часовая башня – одна из самых красивых достопримечательностей Выборга. В 1494–1498 гг. на этом месте был построен католический храм Святых Девы Марии и Олафа, к которому была пристроена колокольня. Спустя столетие на звоннице появились часы и, с этого времени ее стали называть Часовой башней. Построенный католический храм играл важную роль в жизни города и, с 1554 г. он становится Кафедральным лютеранским храмом. Также этот храм был известен как Агрикольский собор, названный в память о Микаэле Агриколы – переводчика Библии на шведский язык, просветителя и первого лютеранского епископа Финляндии. Кафедральный собор был расширен и перестроен, а для вновь возведенной каменной колокольни отлили колокол, который установили в нижнем ярусе. В 1600 г. на звоннице появился первый циферблат и часовой механизм.

Самым большим бедствием для Кафедрального собора были пожары, один из которых в 1678 г. был таким сильным, что колокола Часовой башни оплавились. Сооружение было восстановлено, а его завершением стал шпиль с флюгером-петушком.

В 1710 г., во время осады Выборга Петром Первым, Кафедральный собор получил повреждения, но по указанию императора был воссоздан и стал православным храмом. В сентябре 1725 г. церковь была освящена в честь Рождества Христова, а в 1753 г. на звоннице были установлены первые часы с колоколом.

После пожара 1793 г., охватившего весь город, Екатерина II выделила займ на 8 лет в размере 50 тысяч рублей на работы по восстановлению зданий, пострадавших в огне. Также в качестве дара она передала городу колокол-набат весом в 61 тонну. Начались восстановительные работы, в ходе которых Часовая башня была перестроена по проекту Йохана Брокмана. Колокольня обрела надстройку, на первом ярусе которой были установлены часы, созданные в Финляндии часовым мастером Петером Эльфстремом (о семье Эльфстрем можно узнать по ссылке ниже). Верхнюю часть надстройки занял набатный колокол, подаренный Екатериной II. С этого времени Часовая башня выполняла роль пожарной каланчи. После пожара появился третий ярус в стиле классицизма, где была устроена смотровая площадка. Высота башни достигла 35 м от уровня земли во внутреннем дворе, высота пола смотровой площадки 25 м над уровнем земли во дворе (40 м над уровнем моря).

В 1848 г. на башне были установлены новые часы, в том числе и два дополнительных циферблата — с южной и северной стороны. В конце XIX века был построен Новый Кафедральный собор, ставший доминантой всего города и его главной лютеранской церковью.

В 1940 г. в Старый Кафедральный собор попала бомба и он был разрушен. Часовая башня чудом уцелела.

В 1974-1981 гг. была проведена реставрация башни с оборудованием смотровой площадки. Реставрация проводилась с отклонениями от проектных рекомендаций и сводилась к сохранению внешнего облика башни. На протяжении следующих десятилетий, при минимальном уходе и под влиянием погодных условий, колокольня пришла в аварийное состояние. Поэтому потребовались очередные реставрационные работы, завершенные в 2019 г. Борясь за жизнь уникального объекта, реставраторы творили чудеса. Например, для восполнения утрат кирпичной кладки из Екатеринбурга привезли аутентичный камень и кирпич. Удалось сохранить балки и лестницу XIX века. Башня получила новую медную кровлю. Были отреставрированы стены фасадов, декоративные элементы, каменная облицовка, а также интерьеры и часовой механизм.

Башня нашла свое отражение в многочисленных изображениях художников XVII – начала XXI века. Зачастую не только Выборгский замок, но и Часовая башня на картинах живописцев становится символом Выборга. Благодаря виду на Часовую башню улице Водной Заставы в середине XIX века присвоили почетный титул «самая красивая улица Финляндии».

Башню можно увидеть в эпизоде советского фильма «Земля Санникова» (сцена, где авантюрист Крестовский лезет на башню с завязанными глазами).

Удивительно, что, спустя более 150 лет, часы на колокольне все также, как в XIX веке, отсчитывают часы и минуты. История восстановления этих часов заслуживает внимания.

В 2017 г. выборгский 11-классник Иван Першин отремонтировал и запустил механизм старинных часов на Часовой башне, о чем писали в местной и региональной прессе. Прежде больше сорока лет эти часы опекал местный мастер Юрий Вдовин, шофер по профессии. Когда здоровье перестало позволять ему присматривать за часами, они остановились в 2014 г. Но Вдовин оставил в помещении с часовым механизмом смазочные материалы, которыми Иван с благодарностью воспользовался. После этой истории администрация Выборгского объединенного музея-заповедника приняла Ивана на работу. История о том, как школьник через лаз в заборе пробрался на башню, сумел завести механизм старинных часов, а затем за свою «самодеятельность» получил не нагоняй, а благодарность, да еще и работу, может показаться совершенно невероятной. 

Мы пообщались с Иваном и с его разрешения представляем следующий ролик:

Что связывает финскую семью Кённи с Часовой башней в Выборге
Часовая башня Выборга. На левой части рамы механизма часов выбито имя мастера Йохана из Юли-Кённи

Предлагаем вашему вниманию статью друга нашего проекта Дениса Гильманова (Газета “Выборг”) о семье финских часовщиков.

Часы, установленные на Часовой башне в Выборге, были изготовлены в 1848 г. Йоханом Юля-Кённи.

Кённи – финский род часовщиков. Его основатель, сын крестьянина Яакко Кённи, родился в 1721 г. Освоив кузнечное ремесло, он стал искусным кузнецом, часовщиком и оружейником. Изготовленные им ружья и настенные часы пользовались огромным спросом.

С годами словосочетание «Часы Кённи» стало нарицательным, термином, означающим высокие напольные часы.

Самые выдающиеся представители этого семейства – братья Яакко и Йохан Кённи – были часовщиками в третьем поколении. В 1816 г. они поделили между собой большое хозяйство, образовав два торговых дома – Ала-Кённи и Юля-Кённи. Произошло своего рода разделение труда: Юля-Кённи имел литейных цех, где выпускались шестерни и другие необходимые детали; в Ала-Кённи проходила сборка часов.

Все башенные часы, произведённые семьей Кённи до 1880 г., имеют одинаковую конструкцию: высота часового механизма достигает метра, а ширина -60 см.

Владелец Ала-Кённи, Яакко стал первым в Финляндии производителем башенных часов. В 1822 г. он изготовил часы для здания Сената в Хельсинки, которые до сих пор находятся в рабочем состоянии. В их установке принимал участие его 24-летний сын Йохан.

Сенатские часы имеют два циферблата. Один из них выходит на площадь, а второй – во двор. Диаметр циферблата на фасаде – 1,35 метра. Изначально он был чёрного цвета, но под воздействием солнца и уличной пыли, разносимой ветром, стал белым. В 2010 г. часовой механизм разобрали и по частям доставили в мастерскую для реставрации. В том же году его вернули обратно: мастера посчитали, что часовой механизм находится в достаточно хорошем состоянии и нуждается лишь в незначительном ремонте. Восстановлением циферблатов занимался золотых дел мастер – арабские цифры и стрелки покрыли золотом, а циферблатам вернули первоначальный вид.

Сын часовщика Яакко, Йохан (названный так в честь своего дяди), помогавший отцу с Сенатскими часами, пошел по стопам отца. Мастер в четвертом поколении, он стал хозяином Ала-Кённи. Благодаря ему было налажено производство часов в промышленных масштабах. Йохан сделал пять башенных часов. Одни из них в 1830 г. были установлены на фасаде Библиотечного флигеля парка Монрепо. На табло имелась только часовая стрелка, что было типичным для Кённиляйнена, так называемых домашних часов Кённи.

От этих часов до наших дней сохранился лишь покрытый белой эмалью металлический циферблат с чёрными римскими цифрами. Да и тот изъеден коррозией и не подлежит восстановлению.

По информации, размещённой на сайте парка Монрепо, современный аналог часов Кённи вновь появится на Библиотечном флигеле, и посетители парка смогут каждый час слышать их мелодичный бой.

Хозяин Юля-Кённи Йохан, как и его старший брат Яакко из Ала-Кённи, тоже был искусным часовщиком. За особые заслуги Николай I наградил мастера почётной серебряной медалью.

Йохан изготовил 7 башенных часов. Одни из них в 1848 г. были установлены на Выборгской часовой башне, взамен часового механизма, привезенного из Хельсинки часовым мастером во втором поколении Петтером Эльфстремом.

Однако самым известным его заказом стали часы для собора св. Николая в Хельсинки, построенного по проекту Карла Энгеля. Часы верно служили до 1902 г., пока не сломались. Неисправный механизм заменили на новый, а оригинальный циферблат используется до сих пор.

Последним хозяином Юля-Кённи и мастером в четвёртом поколении стал сын Йохана Яакко. Так же, как и его отец, он руководил литейным цехом и поставлял детали для нужд мастерской Ала-Кённи.

Большую часть жизни он проработал вместе со своим отцом и, возможно, тоже приложил свою руку к изготовлению часов для Часовой башни, а может, даже и к последующей их установке.

Яакко Кённи умер в 1861 г. Его дети были слишком малы для того, чтобы он мог научить их своему мастерству. Цепочка часового ремесла длиною в сто лет и четыре поколения прервалась, и производство часов Кённи постепенно прекратилось.

Имя Кённи было хорошо известно не только в Финляндии, но и далеко за её пределами. Их работы получили такую известность, что об изобретательности и мастерстве братьев слагали легенды.

В 1947 г. была создана семейная ассоциация Кённи. Ее основная цель заключается в сохранении традиций и поддержание постоянной связи между членами семьи.

В статье использованы материалы книги семьи Кённ «Jonsei Piru nii Könni».

Больница сестер милосердия

Выборг, Октябрьская ул., дом 2
Ольга Хакман (1839–1866)

Еще одно историческое здание Выборга, хоть и косвенно, но все же связано с именем Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной.

Выборгская больница сестер милосердия — больница общества сестер милосердия, действовавшего в 1869 – 1940 гг. в Выборге.

Во второй половине XIX века в Великом княжестве Финляндском стали появляться благотворительные организации сестер милосердия по образцу германских учреждений диаконисс. Первый Институт Диаконисс был основан в 1867 г. по инициативе Авроры Демидовой-Карамзиной в Гельсингфорсе (Хельсинки), а второй – в 1869 г. в Выборге на средства Хакманов, одного из самых богатых и влиятельных семейств в городе. История семьи Хакман заслуживает отдельного изучения (с ней вы можете познакомиться по кнопке ниже).  Общество диаконисс было основано на деньги и по завещанию Ольги Хакман (1839-1866). Ее мать, Алиса Хакман, долгие годы была попечительницей общества, созданного Ольгой.

Ольга Хакман с детства точно знала, что хочет служить ближним, но долго колебалась: какой именно путь ей для этого избрать. Какое-то время она работала учительницей в небогатых семьях Выборга. Но затем решила посвятить себя служению больным и бедным. Ольга отправилась в немецкий город Дрезден и прошла там обучение в качестве сестры милосердия или диакониссы. После посвящения в диакониссы Ольга вернулась в Выборг и организовала здесь общество «Дикони». Фонд «Диакони» был возрожден в Выборге в 1991 г., когда после открытия границ в Выборг приехали в гости работники диаконического фонда из города Лахти и накормили беспризорных подростков.

Выборгские диакониссы немало сделали для больных, пожилых и бедных жителей города. Кроме этого, Ольга Хакман осуществила свою давнюю мечту: начала сбор средств для организации в Выборге приюта для сирот. К сожалению, она не дожила до его открытия: девушка скончалась в двадцать шесть лет от туберкулеза. В 1869 г. приют для сирот принял своих первых маленьких насельников.

Благотворительная деятельность выборгского общества сестер милосердия, учредившего сиротский дом, больницу и детский сад, была тесно связана с работой лютеранской общины. В 1930 г. на окраине города по проекту Уно Ульберга было построено новое здание больницы на 130 мест, ставшее одной из самых значительных работ архитектора в Выборге. В соответствии с принципами архитектуры функционализма здание было расчленено на пять основных корпусов различной этажности и несколько хозяйственных построек в зависимости от специализированных функций. Два основных больничных корпуса соединяются переходом на уровне второго этажа, под которым был сквозной проезд для доставки больных медицинским автотранспортом в приемное отделение. Машина, въезжавшая через главные ворота, покидала больницу по наклонному пандусу через другие ворота. Из-за перепада высоты дворовый фасад основного корпуса выше на один этаж. Столовая, кухня и прачечная располагались во вспомогательном корпусе.

В результате советско-финской войны деятельность общества сестер милосердия с 1940 г. была переведена в Лахти, но здание больницы сохранило свое назначение. В нем разместилась центральная районная больница, под нужды которой здание было перестроено: заложен сквозной проезд, изменены функции корпусов и схема движения транспорта.

В 1970-е гг. началось расширение здания: к больнице был пристроен новый терапевтический корпус, спроектированный архитектором А.А. Бобковым. Проектом Н.А. Ли предусматривалось также строительство акушерского корпуса, гинекологического отделения и женской консультации. Но монументальный акушерский корпус, строительство которого началось в 1976 г., так и не принятый в эксплуатацию, был разобран в 2011 г. Другие планы расширения больничного здания развития не получили. В настоящее время здание занимает Выборгская межрайонная больница. Деятельности больницы общества сестер милосердия посвящена памятная доска на фасаде на русском и финском языках.

Изучением истории семьи Хакманов занимается друг нашего проекта Денис Гильманов. Его статья “Гранитный дворец Выборга и три семьи, с ним связанные” была опубликована в газете “Выборг”.

Читайте историю семьи Хакман и интересные факты о других известных выборгских семьях в материалах Дениса в газете “Выборг”.

Выборг в Крымской войне

В феврале 1854 г., вскоре после объявления Турцией войны с Россией, муж Авроры Карловны Андрей Николаевич Карамзин получил назначение в Александрийский гусарский полк, дислоцировавшийся в Малой Валахии и входивший в состав корпуса под командованием генерала П.П. Липранди. В мае 1854 г. А.Н. Карамзин, командуя кавалерийским отрядом, провел вылазку против турок. Отряд оказался в засаде, был окружен, завязался бой. В результате отряд Карамзина был разгромлен, а сам он погиб… Война дошла и до родного для Авроры Карловны Выборга.

Материал предоставлен МАУК “Библиотека А.Аалто” г. Выборг

В октябре 1853 г. началась крымская война. Главной причиной ее возникновения явилось обострение противоречий между Россией и Турцией. Россия стремилась расширить свое влияние в районе Черного моря, на Балканах и Закавказье. В свою очередь Турция рассчитывала отнять у северного соседа Крым и Кавказ. Турция представлялась России не столь уж сильным противником, ведь в одиночку она не могла одолеть Российскую империю. Невмешательство же других держав в конфликт, как казалось России, было обеспечено. В Петербурге считали, что Австрия и Пруссия не пойдут на разрыв Священного Союза, а соглашение между бонапартистской Францией и ее традиционным врагом – Англией, – и вовсе представлялось невозможным. Но такая точка зрения, увы, оказалась ошибкой. Для Англии и Франции русско-турецкий конфликт был выгоден: они были заинтересованы в ослаблении России в Причерноземье – это позволяло усилить свое влияние в данном регионе.

Антирусская коалиция состояла из Турции, Англии, Франции и Сардинии. Кроме того союзники рассчитывали привлечь на свою сторону Швецию, Данию и Пруссию. Для того чтобы «сорвать» нейтралитет этих стран и своими успехами убедить их примкнуть к коалиции, Англия и Франция решили начать военные действия против России вторжением на Балтийском море. Эта кампания, по мнению союзников, должна была отвлечь силы России от южного направления.

Первая кампания в Балтийском море началась 31 марта 1854 г., когда английская эскадра под командованием вице-адмирала Чарльза Непира появилась в Финском заливе, позднее, в июне,  к ней присоединилась и французская эскадра. Учитывая особенности Балтийского флота и береговых оборонительных сооружений, русское командование сочло невозможным выйти в море и вступить в открытый бой с неприятелем. Отстояться за кронштадтскими укреплениями было надежнее. Следует отметить, что принятое решение по оборонительной  тактике не пользовалось популярностью у русских моряков. Многих из них увлекала идея выйти в море и, погибая, все же успеть взорвать и потопить часть неприятельской эскадры. «Балтийский флот горит желанием сразиться с англичанами и показать себя перед черноморцами. Моряки балтийские и черноморские решились или погибнуть, или победить» – писал моряк А. Головин. Эта кампания завершилась для союзных войск взятием слабо укрепленного форта Бормазунд, который был изначально частично сожжен русскими, дабы неприятелю не досталось что-либо полезное, а затем после полного взятия все укрепления форта были последовательно взорваны. Победа не была признана крупной, так как стратегического значения форт не имел, между тем, приближалась зима, и оставаться на Балтике неприятель не собирался.

После окончательного ухода вражеской эскадры из Финского залива осенью 1854 г. Россия, понимая, что это не последняя попытка союзников прорваться к русской столице, снова начала подготовку к обороне Балтийского побережья. Союзники так же, учтя неудачу прошлого года, усилили свои флоты. Английская эскадра шла под предводительством вице-адмирала Ричарда Дондаса, французская – под командованием адмирала Пэно. Высадки сухопутных войск или бомбардировки Кронштадта, на тот момент практически неприступного, не планировалось, поэтому союзники решили ограничиться осадой. Главный удар решено было нанести по Свеаборгу – старой русской крепости на островах, прикрывавшей подходы к Гельсингфорсу.  В качестве «репетиции» несколько пароходов с десантом в 700 человек предприняли попытку прорваться через Трапезунд к Выборгу.

Военный губернатор и начальник гарнизона Выборга генерал-майор Теслефф сам решил руководить укреплением обороны залива. С помощью бургомистра Эрна был найден в городской библиотеке план Выборга петровских времен, на котором были показаны артиллерийские батареи. Сравнив их численность и расположение, Теслефф понял, что в эту войну число батарей надо увеличить. Всего к этому времени на защиту Выборгской крепости было поставлено 222 орудия. Доставкой этих орудий и был занят 1 июля выборгский военный губернатор. Постройка батарей была уже закончена. Оставалось установить пушки, для этого использовалась помощь парохода «Тосна». В этот день по указанию Теслеффа пароход отправился в Тронгзундский пролив с баржей, нагруженной 30-ю орудиями, и им самим на борту. На подходе к николаевскому острову пароход попал под неприятельский обстрел. Тогда же, около часу дня, англо-французский отряд капитана Эльвертона направился в Выборгский залив. Фрегат «Аппогант» и корвет «Максисьен» встали у острова Киркинеми, а канонерская лодка «Рюби» в сопровождении семи вооруженных баркасов с десантом около 700 солдат направилась в залив, пытаясь проникнуть на рейд.

Между островами Равенсаари и Николаевским путь неприятелю преградили 8 гребных канлодок под командованием капитана 2-го ранга Дмитрия Ильича Рудакова. Имея большое преимущество в маневре, английская паровая канлодка двинулась вперед по Тронгзундскому фарватеру, прокладывая путь всей флотилии баркасов. Эту картину увидели и с подошедшей к Тронгзунду «Тосны», которая из-за дальности расстояния не могла стрелять из своих малокалиберных орудий. Между тем все 8 канонерок Рудакова встали между островами Николаевским и Равенсаари, а три вражеских баркаса успели преодолеть в проливе заграждение и начали перестрелку с канлодками. Их огонь был хорошо организован капитан-лейтенантом Флотовым, который в ходе боя появлялся то на одной, то на другой канлодке, разъезжая на малом челноке. Огонь канонерских лодок велся  столь удачно, что баркасы вынуждены были отступить. Экипаж «Тосны» и канонерских лодок отличились в этом бою выдержкой и стойкостью. На одной из канлодок была повреждена корма, на другой снарядами три раза сбивался флаг, при этом каждый раз первым вылавливал его мичман Зеленский и вновь водружал на флагштоке. К 10 часам вечера бой прекратился. В течение следующего дня капитан Эльвертон устранял повреждения кораблей и судов своего отряда, и 3 июля они удалились, отказавшись от попыток проникнуть в Выборгский залив.

Следует сказать, что выборгский гарнизон представлял учебные группы карабинеров, молодых солдат 20 лет со штуцерами, это ружья требующих не быстрых манипуляций для приведения их в боевое положения. Именно они и приняли первые удар на острове Равенсаари (теперь малый Высоцкий). В таком неравном бою без жертв с нашей стороны обойтись было нельзя, но героически погиб только один русский солдат, это был рядовой Николай Александров. Он на себя в одном лице принял смерть, оставив жизнь своим товарищам. Император Николай 1 лично приказал достойно похоронить героя и увековечить память, что и было сделано. Николай Александров был похоронен на Сорвальском кладбище в г. Выборге

Кампания 1855  г. не принесла Англии и Франции никаких результатов. Завершившие кампанию события у Выборга и Свеаборга показали провал военно-морского искусства их флотов. Умелая же защита Выборгского залива русскими  предопределила отказ неприятеля приблизиться к Свеаборгу.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Денис Гильманов. Страницы истории Выборга: Дом у Фридрихсгамских ворот. https://gazetavyborg.ru/news/mestnoe-vremya/stranitsy-istorii-vyborga-dom-u-fridrikhsgamskikh-/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.
  2. Фото с сайта https://rodinananeve.ru/inkognito-iz-peterburga-dlya-vyborgskoj-kordegardii/.
  3. Дворец Наместника. http://www.vyborgcity.ru/text/text_15/text_15_08.htm.
  4. До основанья, а затем: можно ли спасти Выборг от разрушения. https://www.bbc.com/russian/features-40923289.
  5. Соборная площадь (Выборг). https://ru.wikipedia.org/wiki/.
  6. Соборная площадь Выборга. http://alvakaron.blogspot.com/2015/02/cathedral-square.html.
  7. Часовая башня в Выборге. https://www.spb-guide.ru/page_20265.htm.
  8. Бьют часы на старой башне (Дмитрий Григорьев. Российская газета – Столичный выпуск № 31(7197). https://rg.ru/2017/02/13/reg-szfo/shkolnik-iz-vyborga-sumel-pochinit-starinnye-chasy-v-bashne.html.
  9. Как школьник стал часовщиком. http://mirpeterburga.ru/news/Kakshkolnikstalchasovshchikom/.
  10. Часовая башня (Выборг). https://ru.wikipedia.org/wiki/.
  11. Выборг. История часовой башни. Реставрация, легенды. https://alkopona.livejournal.com/318310.html.
  12. Часовая башня. https://gazetavyborg.ru/turistu/osnovnaya-kategoriya/chasovaya-bashnya-/.
  13. Старый Выборг восстанавливают. https://vecherkaspb.ru/staryj-vyborg-vosstanavlivayut/.
  14. Больница сестер милосердия. https://ru.wikipedia.org/wiki/.
  15. Ольга Хакман. https://radiovera.ru/olga-hakman.html#0441180b15ee5554f2c67f511a28b544.
  16. Фонд «Диакони». https://fond-dikoni.ru.
  17. Дом для Авроры Демидовой на Большой Морской. https://amsmolich.livejournal.com/231846.html.
  18. Парк «Монрепо». https://www.parkmonrepos.org/.
  19. Скульптура “Лев”. https://www.parkmonrepos.org/obekt/skulptura-lev.
  20. Российские императоры и Выборг. Часть 2. https://rekvizit.info/rossijskie-imperatory-i-vyborg-chast-2/.

Нет другого такого города на свете...

- Уно Ульберг