Морфология волшебной сказки

В большинстве произведений есть классические сюжетные вехи: Завязка, Развитие, Кульминация, Развязка, Окончание. Все они были обнаружены русским ученым Владимиром Яковлевичем Проппом (1896-1970) и в волшебных сказках, изучением которых он занимался.

В годы учебы в Санкт-Петербургском университете Пропп увлекался исследованием фольклора, изучал сказки. 

Одну из главных своих работ — книгу «Морфология сказки» — Пропп опубликовал в 1928 году. Написанная в 1928 году книга Владимира Проппа стала мировым бестселлером только в 1958-м.

Книга не прошла незамеченной, но потом на многие годы была забыта. Английский перевод книги появился только 1958 году, в США. И с этого момента книга стала мировым научным бестселлером! Владимиру Проппу повезло — он более чем на 10 лет пережил свой международный триумф. В своем исследовании Пропп выделил небольшой набор базовых функций, задающих все разнообразие повествовательных структур волшебных сказок.

Пропп выяснил, что любая волшебная сказка имеет в своем сюжете постоянные и переменные части. К постоянному можно отнести действия персонажей и их роль в развитии сюжета. Ученый обозначил семь типов героев в зависимости от их функции:

  • Вредитель (антагонист) — герой, нарушающий покой или наносящий какой-нибудь вред.

  • Даритель — персонаж, от которого было получено волшебное средство (помощник или предмет).

  • Волшебный помощник — человек, животное или предмет, помогающий герою в испытании.

  • Царевна или ее отец (искомый персонаж) — задают трудные задачи герою, царевна оказывается наградой, если сказка заканчивается свадьбой.

  • Отправитель — персонаж, посылающий героя на подвиги, испытания.

  • Герой (герой-искатель или герой-жертва) — персонаж, выдерживающий испытания и получающий награду.

  • Ложный герой — отрицательный персонаж, который предъявляет необоснованное право на победу в испытании.

Также В. Я. Пропп выделил 31 функцию, в пределах которых развивается сюжет всех волшебных сказок. Владимир Яковлевич доказал, что функции персонажей образуют композицию волшебной сказки, поэтому все эти произведения однотипны по структуре. Вот некоторые из этих функций:

  • запрет, который получает герой;
  • нарушение запрета;
  • вредительство, которое наносит отрицательный персонаж;
  • отправка героя из дома в странствие;
  • получение волшебного средства;
  • преследование героя;
  • спасение от преследования;
  • борьба героя с противником;
  • победа героя;
  • возвращение домой;
  • награда (свадьба или воцарение героя).

Владимир Пропп не просто разобрал все сюжеты волшебных сказок на составные элементы, он приблизил ученых к ответу на вопрос о том, откуда происходит сказка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

На основе их функций, описанных Проппом, итальянский детский писатель Джанни Родари придумал игру по развитию фантазии. Он свел функции к основным 20, каждую функцию занес на отдельную карту и попросил художников иллюстрировать эти функции. Дальше можно перемешивать карты и раздавать их участникам игры в случайном порядке — каждый раз создаются непохожие исходные ситуации для сочинения сказок.

В 80-е годы профессор университета Южной Калифорнии Хейуорд Олкер на основе функций Проппа предложил инструментарий для описания международных событий. «Глубинные семантические структуры, действующие в качестве мотиваций, — это и есть то, что побуждает людей, истолковывая мир, создавать и пересоздавать «царство политики»…

Итак, подход Проппа применим в литературе, политологии и дает вполне практичный результат. И функции, открытые Проппом в начале XX века при исследовании сказок, могут быть полезны людям, которые сочиняют или конструируют игровые сюжеты в начале XXI.

Набор образов, иллюстрирующих классификацию В.Я. Проппа, на примере сказки "Василиса Прекрасная"

Василиса Прекрасная — русская народная сказка, названная по имени ее главной героини. В сборнике «Народные русские сказки» Александра Николаевича Афанасьева версии этой сказки находятся под номерами: 104 («Василиса Прекрасная», сюжет 480 B); 219—226 («Морской царь и Василиса премудрая», сюжет 313 A, B, C); 267—269 («Царевна-лягушка», сюжет 402).

Главные герои

Василиса Прекрасная – красивая, добрая, трудолюбивая девушка, мастерица на все руки.

Мачеха и ее дочери – злые, завистливые.

Отец Василисы – богатый купец (крестьянин), который вечно пропадает в разъездах.

Баба-Яга – старая колдунья, безобразная, но по-своему справедливая.

 

План сказки:

  1. У Василисы умирает мать.
  2. Злая мачеха и сестры.
  3. Тяжелая работа по дому.
  4. Помощь волшебной куколки.
  5. Мачеха отправляет Василису в лес к Бабе-Яге.
  6. Василиса справляется со всеми заданиями.
  7. Волшебный череп, который сжег мачеху и ее дочерей.
  8. Мастерство Василисы.
  9. Знакомство с царем и пышная свадьба.
pngwing.com (5)
pngwing.com (5)
pngwing.com (5)
pngwing.com (5)
pngwing.com (5)
pngwing.com (5)
pngwing.com (5)