Морфология волшебной сказки
В большинстве произведений есть классические сюжетные вехи: Завязка, Развитие, Кульминация, Развязка, Окончание. Все они были обнаружены русским ученым Владимиром Яковлевичем Проппом (1896-1970) и в волшебных сказках, изучением которых он занимался.
В годы учебы в Санкт-Петербургском университете Пропп увлекался исследованием фольклора, изучал сказки.
Одну из главных своих работ — книгу «Морфология сказки» — Пропп опубликовал в 1928 году. Написанная в 1928 году книга Владимира Проппа стала мировым бестселлером только в 1958-м.
Книга не прошла незамеченной, но потом на многие годы была забыта. Английский перевод книги появился только 1958 году, в США. И с этого момента книга стала мировым научным бестселлером! Владимиру Проппу повезло — он более чем на 10 лет пережил свой международный триумф. В своем исследовании Пропп выделил небольшой набор базовых функций, задающих все разнообразие повествовательных структур волшебных сказок.
Пропп выяснил, что любая волшебная сказка имеет в своем сюжете постоянные и переменные части. К постоянному можно отнести действия персонажей и их роль в развитии сюжета. Ученый обозначил семь типов героев в зависимости от их функции:
Вредитель (антагонист) — герой, нарушающий покой или наносящий какой-нибудь вред.
Даритель — персонаж, от которого было получено волшебное средство (помощник или предмет).
Волшебный помощник — человек, животное или предмет, помогающий герою в испытании.
Царевна или ее отец (искомый персонаж) — задают трудные задачи герою, царевна оказывается наградой, если сказка заканчивается свадьбой.
Отправитель — персонаж, посылающий героя на подвиги, испытания.
Герой (герой-искатель или герой-жертва) — персонаж, выдерживающий испытания и получающий награду.
- Ложный герой — отрицательный персонаж, который предъявляет необоснованное право на победу в испытании.
Также В. Я. Пропп выделил 31 функцию, в пределах которых развивается сюжет всех волшебных сказок. Владимир Яковлевич доказал, что функции персонажей образуют композицию волшебной сказки, поэтому все эти произведения однотипны по структуре. Вот некоторые из этих функций:
- запрет, который получает герой;
- нарушение запрета;
- вредительство, которое наносит отрицательный персонаж;
- отправка героя из дома в странствие;
- получение волшебного средства;
- преследование героя;
- спасение от преследования;
- борьба героя с противником;
- победа героя;
- возвращение домой;
- награда (свадьба или воцарение героя).
Владимир Пропп не просто разобрал все сюжеты волшебных сказок на составные элементы, он приблизил ученых к ответу на вопрос о том, откуда происходит сказка.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
На основе их функций, описанных Проппом, итальянский детский писатель Джанни Родари придумал игру по развитию фантазии. Он свел функции к основным 20, каждую функцию занес на отдельную карту и попросил художников иллюстрировать эти функции. Дальше можно перемешивать карты и раздавать их участникам игры в случайном порядке — каждый раз создаются непохожие исходные ситуации для сочинения сказок.
В 80-е годы профессор университета Южной Калифорнии Хейуорд Олкер на основе функций Проппа предложил инструментарий для описания международных событий. «Глубинные семантические структуры, действующие в качестве мотиваций, — это и есть то, что побуждает людей, истолковывая мир, создавать и пересоздавать «царство политики»…
Итак, подход Проппа применим в литературе, политологии и дает вполне практичный результат. И функции, открытые Проппом в начале XX века при исследовании сказок, могут быть полезны людям, которые сочиняют или конструируют игровые сюжеты в начале XXI.
Набор образов, иллюстрирующих классификацию В.Я. Проппа, на примере сказки "Василиса Прекрасная"
Василиса Прекрасная — русская народная сказка, названная по имени ее главной героини. В сборнике «Народные русские сказки» Александра Николаевича Афанасьева версии этой сказки находятся под номерами: 104 («Василиса Прекрасная», сюжет 480 B); 219—226 («Морской царь и Василиса премудрая», сюжет 313 A, B, C); 267—269 («Царевна-лягушка», сюжет 402).
Главные герои
Василиса Прекрасная – красивая, добрая, трудолюбивая девушка, мастерица на все руки.
Мачеха и ее дочери – злые, завистливые.
Отец Василисы – богатый купец (крестьянин), который вечно пропадает в разъездах.
Баба-Яга – старая колдунья, безобразная, но по-своему справедливая.
План сказки:
- У Василисы умирает мать.
- Злая мачеха и сестры.
- Тяжелая работа по дому.
- Помощь волшебной куколки.
- Мачеха отправляет Василису в лес к Бабе-Яге.
- Василиса справляется со всеми заданиями.
- Волшебный череп, который сжег мачеху и ее дочерей.
- Мастерство Василисы.
- Знакомство с царем и пышная свадьба.
ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
Круг действий героя – ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ. Охватывает: отправку в поиски, реакцию на требования дарителя, свадьбу. Первая функция характерна для героя-искателя, герой-жертва выполняет лишь остальные. Василиса терпит издевательства от Мачехи и сводных сестер и именно из-за них отправляется к опасной Бабе Яге.
МАТЬ
Круг действий дарителя (снабдителя) – МАТЬ. Охватывает: подготовку передачи волшебного средства, снабжение героя волшебным средством. Мать дарит Василисе Куколку.
МАЧЕХА
Круг действий отправителя – МАЧЕХА. Охватывает только отсылку. Мачеха отправляет Василису к Бабе Яге за огнем.
БАБА ЯГА
Круг действий антагониста (вредителя) – БАБА ЯГА. Охватывает: вредительство, бой или иные формы борьбы с героем, преследование. Вступает в бой с Василисой.
ОТЕЦ
Круг действий царевны (искомого персонажа) и ее отца – ОТЕЦ ВАСИЛИСЫ. Охватывает: задавание трудных задач, клеймение, обличение, узнавание, наказание второго вредителя, свадьбу. Царевна и ее отец не могут быть разграничены по функциям вполне точно. Отцу чаще всего приписывается задавание трудных задач как действие, вытекающее из враждебного отношения к жениху. Он же нередко наказывает или велит наказать ложного героя. Отец выбирает в жены и мачехи злую женщину, которая впоследствии будет издеваться над Василисой за ее красоту. Отец поддерживает выбор дочери в мужья Царя.
КУКОЛКА
Круг действий помощника – КУКОЛКА. Охватывает: пространственное перемещение героя, ликвидацию беды или недостачи, спасение от преследования, разрешение трудных задач, трансфигурацию героя. Куколка часто помогает Василисе и утешает героиню когда ту обижает Мачеха. А Мать благословляет дочь и благодаря этому Василиса справляется с Бабой Ягой.
ДОЧЕРИ МАЧЕХИ
Круг действий ложного героя – ДОЧЕРИ МАЧЕХИ охватывает также отправку в поиски, реакцию на требования дарителя — всегда отрицательную и, в качестве специфической функции — обманные притязания. Дочери завидуют Василисе (она краше) и также как и Мачеха настаивают на поход к Бабе Яге.