Санкт-Петербург в XIX веке. Портрет города и эпохи

Михай Зичи. Жизнь Двора

В 1859 г. Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 г. В этот период он исполнил множество рисунков, изображающих различные события придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т.п.

Открываем город времен Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной

Перенесемся во времени в XIX век, эпоху Авроры Карловны. Пройдем по следам этой замечательной женщины и откроем для себя историю, культуру и традиции того периода, который сыграл значительную роль в формировании сегодняшнего города. Присоединяйтесь к нам в этом специальном проекте и совершите путешествие в прошлое, где каждый уголок таит в себе увлекательную историю, которую предстоит разгадать.

Вестерлинг Э. Вид из окна на Невский проспект в С.-Петербурге. 1847 г.

Вестерлинг запечатлел перспективу Невского проспекта, открывающуюся из окна дома у Полицейского моста. Главное место среди зданий, которые изобразил художник, занимает Строгановский дворец. Стремление художника быть точным и достоверным в изображении архитектурных построек делает эту акварель своего рода художественным документом, сохранившим облик Невского проспекта середины XIX в. 

Бумага, акварель, гуашь. 40 х 55 см.

Государственный Русский музей

Чернецов Г.Г. Парад по случаю окончания военных…

Картина Г.Г. Чернецова “Парад на Марсовом поле” (полное название – «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге») грандиозна не только по размерам, но и по масштабности изображенных на ней участников парада.

Автор произведения, живописец Григорий Чернецов получил ответственный заказ на написание картины в 1832 г. Николай I повелел увековечить на холсте парад, состоявшийся 6-го октября 1831 г. на Царицыном лугу в Петербурге, по случаю успешного окончания военной кампании, связанной с подавлением восстания в Польше. 

Работа над картиной продолжалась более пяти лет, а результатом стало создание грандиозного полотна, на котором изображены 223 реальных исторических персонажа.

Многочисленные рисунки и этюды к картине находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее Пушкина и в других собраниях. 

Холст, масло. 212 х 345 см.

Михайловский замок. ГРМ

Каноппи А. Арка здания Главного штаба со стороны Дворцовой площади. Около 1827 г.

Здание Главного штаба, состоящее из двух корпусов, соединяется в одно монументальной аркой, перекинутой над Большой Морской улицей, выходящей на Дворцовую площадь (архитектор К.И. Росси). Торжественное открытие арки состоялось 1 октября 1828 г. Каноппи использовал первоначальные эскизы Росси, в деталях декора отличавшиеся от осуществленного проекта, утвержденного строительным комитетом 30 марта 1827 г. 

Холст, масло. 147 × 147 см.

Государственный Русский музей

Патерсен Бенжамен. Вид на Исаакиевский понтонный мост и Сенатскую площадь в дни празднования 100-летия Петербурга

Гравер: Лори, Матиас Габриэль.

На картине маслом того же Патерсена, датируемой в некоторых местах 1794 г., Исаакиевский собор изображен в виде, соответствующем проекту А.Ринальди 1794 г., в котором он никогда не был построен. Здесь собор изображен уже в виде, соответствующем измененному проекту В. Бренна, но к празднованию юбилея С.-Петербурга в 1803 г., как в этом варианте, он в таком виде тоже еще не был готов.

Патерсен Бенжамен. Михайловский замок и Марсово поле в 1806 году

На переднем плане – Румянцевский обелиск (1799 г.) работы архитектора В. Бренны. На втором плане – Михайловский дворец (1797-1800) архитекторов В.И. Башенова и В. Бренны. Слева — Летний сад (заложен в 1704 г.), справа, за Красным каналом (прорыт в 1718 г.), особняки конца XVIII века.

Петербург в ведутах архитектора Иосифа Иосифовича Шарлеманя

Иосиф Иосифович Шарлемань (Иосиф Мария Шарлемань) русский архитектор и художник, академик архитектуры (1857) сын архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя и брат академика живописи Адольфа Шарлеманя.

По его замыслу (и брата его, Адольфа Иосифовича) в конце 1852 г. небольшое общество молодых людей, художников и любителей, вечерами начало собираться по очереди друг у друга и в кругу поклонников искусства заниматься рисованием; с течением времени собрания эти постепенно разрослись и сложились в так называемые «акварельные пятницы».

Ведута (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Бонштедт Людвиг Людвигович. Вид Невского проспекта у Аничкова моста

Людвиг Бонштедт не самый известный художник. Но очень знаменитый архитектор. На его счету множество дворцов в Петербурге, Латвийская Национальная опера, Финский Национальный Банк. 

Можно примерно определить, когда была написана картина. “Укротители коней” уже на месте, значит, работа закончена позже 1841 г. Но скульптуры на разных берегах реки повторяют друг друга, значит, все происходит до 1851 г., когда Клодт окончательно укомплектовал мост четырьмя разными композициями. 

Бонштедт Людвиг Людвигович. Вид на Стрелку Васильевского острова

Картина создана в 1847 г. Серия “Виды Петербурга и Москвы”, выполненная в подарок королеве Виктории к 10-летию ее правления.