О Гоголе

«Гоголем нельзя начитаться. Даже трудно представить себе человека, который прочел его один раз и более к нему бы не возвращался. По правде сказать, нам было бы жаль такого человека. Повторное чтение высокохудожественных книг вообще доставляет огромное наслаждение, позволяет по-новому воспринимать события, движение и конец которых — во второй раз — уже известны заранее. Но перечитывать Гоголя — удовольствие еще большее, чем даже читать его в первый раз. Прозу Гоголя хочется запоминать, как стихи, произносить вслух. Речь идет не о какой-нибудь подобной стихам птице-тройке, а даже о самых «обыкновенных» страницах «Тараса Бульбы», «Невского проспекта», «Шинели», «Мертвых душ»…Гоголя хочется читать вслух — сообща, делиться с другими, так сказать, не только впечатлениями о прочитанном, но и самым процессом чтения. Многие фразы Гоголя, составляющие целые художественные открытия, мы цитируем как своеобразные афоризмы. Все помнят, что при въезде в гостиницу Чичиков был встречен трактирным слугою, «живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть,…

0 комментариев

Мороженное в Гельсингфорсе

Русский торговец мороженым на улице в Гельсингфорсе. Фото 1898 г. из собрания Городского Музея Хельсинки. Современная колоризация. По воспоминаниям, мороженое на улицах финской столицы продавали, в основном, русские торговцы, приезжавшие из Петербурга к 1 мая и торговавшие до наступления осени.По дороге — стук да стук —Едет крашеный сундук.Летним утром в сундукеЕдет зимний холод —Синий лед, что на рекеБыл весной расколот.Банки круглые во льдуТараторят на ходу.От стоянки до стоянкиРазговаривают банки:«Будет пирНа весь мир.Мы везем для вас пломбирИ клубничное,ЗемляничноеМороженое!» (С.Маршак)Информация со страницы в ВК сообщества ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ: https://vk.com/club210067667.

0 комментариев

Флотилия Николая Демидова

Предпринимательская деятельность Николая Никитича Демидова не ограничивалась областью заводского производства. Он руководил обширным хозяйством в своих подмосковных вотчинах и южных экономиях. Через свои конторы и множества «комиссионеров» и торговых агентов он вел широкие коммерческие операции внутри России и за границей. Не самая известная страница в истории предпринимательской деятельности Демидовых – создание собственной флотилии.Стремясь найти новые возможности для сбыта продукции, становится более энергичной внешнеэкономическая деятельность Н.Н. Демидова, расширяется география рынков. Николай Демидов увеличивает сеть своих контор, учреждает новые «продажи», завязывает торговые отношения с Англией и для этой цели приобретает в Италии корабль, который назвал «Николай I». А затем в 1820-х гг. приобретает и строит целую эскадру кораблей для продажи металлов и сельскохозяйственной продукции, расширяет сеть контор и продаж, приобретает вотчины (земельные наследственные владения) на юге России.Корабль «Николай I» был приписан к порту Ливорно (Италия). В Таганроге же он строит для перевозки металлов собственную флотилию из пяти морских судов для плавания по…

0 комментариев

«Слышен дымный запах»…

17 декабря 1837 г. в Большом театре Петербурга «шла опера с балетом «Баядерка» с участием знаменитой балерины Тальони. Высокопоставленные особы, министры, балетоманы, светские львы и львицы Петербурга присутствовали на представлении в полном составе. Однако умопомрачительные пируэты Тальони не были главным событием этого спектакля. В царской ложе восседали император Николай I и императрица Александра Федоровна. Взгляды публики были устремлены на высочайших особ. Сливки петербургского общества пытались рассмотреть, кому царь улыбнулся, кому кивнул головой, какое платье надела императрица.Около восьми часов вечера было замечено, что среди придворных началось какое-то движение. Люди, близкие к особе императора, тихонько переговаривались и один за другим вставали с мест и исчезали из театрального зала. Наконец, в царскую ложу зашел шеф жандармов граф Александр Христофорович Бенкендорф и что-то сказал на ухо императору. Николай I кивнул головой, граф откланялся и вышел из ложи. Это могло означать только одно: в городе произошло чрезвычайное происшествие. Так оно и оказалось.Николаю I доложили, что…

0 комментариев

Как убирали снег в XIX веке?

С улиц царского Петербурга XIX века снег зимой никогда не убирали. Наоборот, дворники накидывали его на дороги, заботясь о хорошем плотном слое снежного покрова. Сани должны были легко скользить, так как тройки развивали скорость до 50 км в час. На санном пути практически не трясло, в сани можно было нагрузить много вещей, и продукты в дороге не портились. Самую лучшую провизию — мясо, рыбу, масло везли на дальние расстояния именно зимой. Поэтому снег на улицах и почтовых трактах не убирали, а укатывали санями или же специальными катками на конной тяге. При этом и выбор самих саней был большой. Были даже специально подготовленные для зимних поездок экипажи: утепленные мехом, с отоплением и даже туалетом.Никому и в голову не приходило зимой освобождать мостовые из-под снега, чтобы передвигаться на двуколках. А вот тротуары очищали от снега и посыпали песком. Правда, это не сильно спасало. Пешком передвигались только редкие простолюдины в валенках. В любой…

0 комментариев