Барнаульские автографы

Книгу "Собственноручные подписи особ, почтивших посещением своим Барнаульский Музей" открывает в 1829 г. автограф Александра Гумбольдта, всемирно известного путешественника. За 170 лет свои записи в ней оставили многие известные российские и зарубежные ученые, путешественники, политики, деятели литературы, искусства.На третьей странице книги автографы Элима Павловича Демидова и путешествовавших вместе с ним по Алтаю его жены С.И. Демидовой (урожденная Воронцова-Дашкова), супружеской четы англичан Литтлдейл (Littledale) и врача экспедиции Невского.Целью предпринятого летом 1897 г. трехмесячного путешествия была охота на диких баранов-аргали на границе Алтая и Монголии. Результаты охоты были описаны Е.П. Демидовым в сентябрьском выпуске журнала "Природа и Охота" за 1897 г. и сопровождались фотоснимком "трофеев охоты", сделанным самим Демидовым в Кош-Агаче.В Путевых заметках, изданных в Лондоне в 1900 г. Елим Павлович сообщал: "30 мая мы были в Барнауле. Генерал Болдырев предоставил свой дом в наше распоряжение... Свой отъезд из Барнаула мы наметили на 3-е июня. Погода стояла холодная и дождливая все время,…

0 комментариев

День в истории. Константин Тон

 6 ноября 1794 г. родился архитектор Константин Тон.Здания, построенные по его проектам, и сегодня не оставляют людей равнодушными. Тон строил церкви, монастыри, правительственные здания, а также вокзалы.Появление русско-византийского стиля, классиком которого стал Константин Тон, было напрямую связано с эстетическими требованиями императора Николая I, впервые высказанными в связи со строительством Екатерининской церкви у Калинкина моста в Екатерингофе. «Когда проектировалась постройка храма Екатерины Великомученицы, то государю представлено было до восьми проектов. Но они не удостоились высочайшего одобрения. Государь в 1827 г. говорил: "Что это все хотят строить в римском стиле; у нас, в Москве, есть много прекрасных зданий совершенно в русском вкусе"», – вспоминал Федор Солнцев. С представленного Тоном проекта этой церкви и началась его громкая слава.

0 комментариев

Фотограф Альфред Федорович Лоренс

Альфред Лоренс — ключевая фигура в истории российской светописи. Именно он во второй половине XIX века доказал жителям Петербурга, что за фотографическим искусством — будущее. В 1870 г. работы Альфреда Лоренса были отмечены на 14-й Всероссийской мануфактурной выставке. Эксперт фотографического раздела выставки Сергей Левицкий, уже прославленный на тот момент член Парижского фотографического общества, писал:«В работах, выставленных господином Лоренсом, фотографом в Петербурге, есть <…> несколько портретов, заслуживающих особого внимания; несмотря на смелое и очень эффектное освещение г. Лоренс не впал в лишнюю контрастность, — изображение полно, отчетливо как в сильных тенях, так и в светлых местах; вообще в работах г. Лоренса мы видим добросовестное и тщательное исполнение, как мы понимаем настоящую фотографию».Альфред Федорович Лоренс (Альфред Эдуард Иоанн Лоренс, 1830–1896) родился в городе Митава. Точная дата начала работы фотографа в Петербурге неизвестна. На Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. Лоренс представил фотографические портреты и стереоскопические виды окрестностей Санкт-Петербурга.Лоренс одним из первых…

0 комментариев

Библиотека Акинфия Демидова

Очень яркой чертой, характеризующей Акинфия Демидова, является его книжное собрание. В библиотеке промышленника насчитывалось 441 наименование «книг русских и немецких». Часть иностранных изданий была приобретена во время европейской поездки Демидова, отдельные книги, видимо, выписывались впоследствии.Значительную долю библиотеки составляла религиозная литература, в ней присутствовал почти полный «круг» богослужебных книг. Конечно же, значительным являлось и собрание изданий по металлургическому производству. Из прочей литературы Акинфий Никитич отдавал предпочтение историческим сочинениям и описаниям путешествий.Встречались в его библиотеке педагогические и назидательные труды (для воспитания наследников, достойных дворянского звания), образцы «развлекательной» литературы (оперные либретто, описания фейерверков, материалы по коронационным торжествам и т. д.).По количеству и своему составу библиотека Акинфия Демидова отличается от известных купеческих книжных собраний первой половины XVIII века и может быть сравнима с некоторыми библиотеками представителей светской знати послепетровского времени. Эта библиотека дает непосредственное представление о книжных интересах зарождающейся русской промышленной буржуазии.

0 комментариев

День в истории. Константин Ухтомский

3 ноября исполняется 205 лет со дня рождения архитектора и акварелиста, академика (1843) и почетного вольного общника (1855) Императорской Академии художеств Константина Андреевича Ухтомского (1818-1881).Художник родился в семье академика гравирования Андрея Григорьевича Ухтомского в 1818 г. (по другим данным – 13 января 1816 г.). Образование получил в Академии художеств, которую окончил в 1838 г. в звании художника архитектуры XIV класса. По завершении курса путешествовал за границей, где черпал вдохновение и откуда привез эскизы для будущих акварельных работ. С 1843 по 1851 гг. служил архитектором Департамента проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий. С 1850 г. и в течение девяти лет был хранителем академического музея, сменив в этой должности своего отца. В последние годы жизни занимал пост сверхштатного архитектора в Министерстве императорского двора.Важное место в творческом наследии мастера принадлежит рисункам интерьеров. Одна из известнейших работ К.А. Ухтомского – серия акварелей, выполненная в 1850-1860-х гг. по заказу императора Николая…

0 комментариев